FM 3-05.301. Психологические операции. Тактика, техники и процедуры

Sep 06, 2022 11:21




Окончание главы 4.

АУДИО- И АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ
4-42. Батальон распространения PSYOP обеспечивает полное производство аудио- и аудиовизуальных продуктов, а так же поддержку вещания. Он так же отвечает за настройку и эксплуатацию имеющихся на вооружении радио- и телепередатчиков. Второстепенной задачей является ремонт и эксплуатация телевизионных установок для производства и вещания у принимающей страны* или за рубежом. Тактические группы PSYOP используют громкоговорители для передачи сообщений, требования к которым зачастую совпадают к требованиям для радиовещания. Кроме того, TPT занимаются личным общением с ЦА, что является одним из самых мощных средств аудиовизуальной коммуникации.
* я только сейчас нашёл более-менее точное определение этого термина. То, что в большинстве стран называется противопартизанскими/противоповстанческими действиями, в США, Великобритании и Франции именуют Foreign internal defense (FID). Host Nation в данном случае это не просто дословно «принимающая страна», это страна, запросившая помощи в борьбе с повстанцами. - прим. пер.

Аудионосители.
4-43. Специалисты PSYOP занимаются разработкой аудио-, радио-, телефонных и транслируемых через громкоговорители сообщений. Эффективность аудиопродуктов зависит только от звука, и они полезны для коротких и простых сообщений. Их преимущество - практически не требуют усилий для получения со стороны аудитории и могут использоваться при неграмотности ЦА. Ключом к успеху аудиосообщений является повторение. Подробное описание аудиосообщений приводится ниже.
4-44. Радио транслирует развлечения, новости и обучающие программы вместе с желаемым сообщением PSYOP. Как и в случае с выбором других типов медиа, выбор радиопередач будет в значительной степени зависеть от наличия и доступа у ЦА радиоприёмников и способности сигнала достичь цели. Правдивое, достоверное и точное освещение новостей - лучший способ удержать внимание. Радиопередачи могут распространяться на местную аудиторию, преодолевать государственные границы и приниматься в тылу врага. Политические границы и тактическая обстановка могут препятствовать радиовещанию, но не являются абсолютным препятствием. Поскольку радиопередачи быстро достигают массовых ЦА, ради полезно для всех видов PSYOP. Там, где радиостанции мало распространены, а радиоприёмники редки или вообще отсутствуют, их можно забросить по воздуху или иным образом передать ключевым коммуникаторам, разместить на общественных сооружениях или у отдельных лиц. Так же может быть создана система совместных прослушиваний.
4-45. Специалисты PSYOP могут взаимодействовать с местными радиостанциями и организовывать еженедельные прямые эфиры для общения с местным населением как средство распространения сообщений PSYOP и информации командования. Кроме того, они могут связываться с командованием района и ключевыми коммуникаторами для интервью на местных радиостанциях. Такие передачи обеспечат прямое взаимодействие с местным населением, помогают лучше донести цели командования и придают сообщениям дополнительную убедительность. Преимущества радиопередач:
- скорость. Радиопередачи быстро готовятся к выпуску. Это важно, если необходимо использовать благоприятную возможность.
- широкий охват. Радиопередачи могут одновременно охватывать большие и разнообразные аудитории.
- простота восприятия. Радиопередачи требуют минимальных или вообще не требуют усилий для визуализации сообщения. Неграмотность не мешает слушателю формировать свой личный образ в процессе прослушивания.
- универсальность. Радио легко адаптируется к драматическим, музыкальным, новостным и другим программам.
- эмоциональность. Опытный диктор оказывает влияние на аудиторию обычным изменением тона, резонанса, интонации или времени.
- доступность радиоприёмников. Там, где радиоприёмники доступны или могут принадлежать частным лицам, прослушивание радио становится привычкой.
К недостаткам радиовещания можно отнести:
- ограничения со стороны противника. ЦА может подвергаться жестокой цензуре, что снижает эффективность радиопередач. В некоторых странах существуют только одноканальные приёмники, ловящие частоту правительственной радиостанции.
- возможность глушения. Поставленные помехи могут мешать ЦА принимать радиопередачи.
- технические проблемы. Приём сигнала может быть искажён или ослаблен из-за неблагоприятных атмосферных условий.
- отсутствие радиостанций. В некоторых районах так мало радиоприёмников, что данный тип медиа может оказаться неэффективным.
- мимолётность впечатления. Устные медиа не имеют того же постоянства, что и письменные. Сообщения могут быстро забыться или вспомниться с искажениями.
4-46. Составление радиопередач заключается в составлении графика их выхода, планировании содержания и производства программ на определённый период. Слова, музыка и звуковые эффекты комбинируются различными способами для создания различных типов программ. Вне зависимости от типа радиопередачи, все они характеризуются одним - направленностью. К основным видам радиопередач относятся:
- прямые новостные передачи (без комментариев);
- музыкальные (любой жанр, популярный среди радиослушателей);
- драма. Хотя этот жанр практически исчез из американского эфира, во многих зарубежных странах до сих пор популярны радиодрамы - от мыльных опер до радиотеатра. Во многих регионах мира, особенно в развивающихся странах и несостоявшихся государствах, радиопрограммы в формате «мыльной оперы» являются одними из любимейших у ЦА;
- выступления, беседы, дискуссии, интервью и radio call-in shows (я не знаю, как перевести, но смысл, думаю, понятен);
- спорт;
- освещение общественных событий, например выборов или прибытия важного гостя;
- религиозные;
- образовательные;
- эстрадные (сочетание музыки, сценок или комедии);
- объявления.
4-47. Важно соблюдать принципы создания радиопередач:
- регулярность. Важнейший элемент радиовещания. Составитель радиопрограмм должен создать привычные шаблоны, чтобы сформировать постоянную аудиторию. Содержание, стиль и формат должны быть устойчивы. Частая смена одного из компонентов может привести к потере слушателей;
- радиопередачи собирают свою аудиторию, следуя установленному расписанию. Слушатели хотят знать, когда они могут настроиться и услышать интересную им передачу. Это позволяет сформировать у ЦА привычку регулярно слушать программу PSYOP. Если время выхода будет ежедневно меняться, слушатели устанут и будут искать другие радиостанции;
- повторение необходимо для закрепления ключевых фраз и лозунгов, и оно необходимо, чтобы ЦА действительно получила желаемое сообщение. Если сообщение прозвучит в эфире один раз или будет звучать в одно и то же время единожды за день, слушатель имеет все шансы пропустить его;
- радиопередача должна соответствовать вкусам и потребностям аудитории. Стиль и формат программ должны быть привычны ЦА;
- обсуждение или представление запрещённых книг, пьес, музыки и политических тем легко воспринимается аудиторией. То же самое относится и к новостям, запрещённым цензурой. Нарушая цензуру, специалисты PSYOP должны быть уверены, что запрет носит политический, а не моральный характер.
4-48. Для успешной работы радиостанций необходимы дикторы с притягательными голосами. Следует учитывать несколько факторов:
- эмоциональный фон, передаваемый голосом, может оказаться для слушателя более значимым, чем логика аргументов;
- не следует использовать дикторов, чей акцент похож на акцент непопулярных у ЦА социальных групп;
- женские голоса используются для апелляции к ностальгии, сексуальной фрустрации или привлечения женской аудитории. Однако в некоторых странах мира из-за статуса женщин женские голоса вызывают неприятие.
4-49. Радиопередачи можно разделить по трём основаниям:
- содержание. Это наиболее распространённая и полезная классификация. Репортажи, комментарии, объявления, образовательные или познавательные документальные фильмы, музыка, интервью, дискуссии, драмматические, обращённые к женской аудитории программы - вот наиболее распространённые примеры.
- намерения. Такая классификация полезна при планировании получения определённой реакции при помощи конкретной передачи. Программы создаются так, чтобы вызывать ощущение надежды, уверенности, страха, ностальгии или разочарования.
- происхождение. Программы делятся по источнику сообщения: официальное, неофициальное, авторитетное, высшего военного командования или политической партии.

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ
4-50. Постоянное развитие технологий ставит перед PSYOP задачу идти в ногу с появляющимися возможностями распространения аудиовизуальных средств. Такие средства сочетают в себе воздействие визуального и звукового ряда и являются самой мощной коммуникационной системой в истории человечества. Телевидение, кино, а теперь и видео, размещаемое в сети интернет, способны вызвать глубокие эмоциональные реакции. Распространение телевизоров, видеомагнитофонов, проигрывателей компакт-дисков и DVD приносит электронные аудиовизуальные продукты в наиболее удалённые уголки. Спутниковая связь позволяет передавать новости в режиме реального времени по всему миру, а технологии производства видеоматериалов доступны для большинства стран. Поскольку PSYOP постоянно расширяют сферу своей деятельности, специалисты PSYOP часто используют фото- и видеокамеры, штатно входящие в комплекты для сбора новостей, запечатлевая окружающую действительность и местное население зоны операции, занимающееся своими повседневными делами. Затем компания по разработке продуктов (PDC, product development company) использует эти фото и видео для разработки продуктов, актуальных для конкретной ЦА.
4-51. Производство аудиовизуальных материалов - серьёзное мероприятие, требующее участия 37F (MOS специалиста PSYOP - прим. пер.), 25V (MOS специалиста по визуальной информации, т.е. кино- фотооператора - прим. пер.), переводчиков и других сотрудников PSYOP (в приложении Е содержится информация по организации и контролю работы переводчиков). Примером существующего аудио-, визуального и аудиовизуального ресурса PSYOP может служить центр медиаопераций (Media Operations Center, MOC), расположенный в Форт-Брэгге, Северная Каролина, и имеющий возможность выпускать печатную, радио- и телевизионную продукцию коммерческого качества. Использование возможностей MOC требует значительного времени на подготовку, зачастую требуется от 30 до 60 дней для производства и распространения (путём обратной связи) аудио-, визуальной и аудиовизуальной продукции для подразделения, отправившего запрос. «Psychological Operations Handbook: Equipment Types, Specifications, and Capabilities» предоставляет подробную информацию о MOC. Кроме того, спутниковая связь предоставляет возможность быстрого обмена информацией в процессе производства. При разработке аудиовизуальных продуктов специалисты PSYOP руководствуются рабочим листом продукта/действия (product/action work sheet, PAW) и изначально разбирают продукты внутри подразделения, прежде чем окончательно запустить их в работу. После создания окончательного проекта продукт рассматривается на совещании по проверке продуктов, далее предоставляется на утверждение.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПРОДУКТОВ PSYOP
4-52. Основная цель предварительного тестирования - оценка понимания и принятия ЦА аргументов, представленных в продукте PSYOP, до фазы V (утверждение) процесса разработки. Руководство по предварительному тестированию для каждого продукта PSYOP прописывается в соответствующем рабочем листе продукта/действия (PAW). Оно включает несколько ключевых моментов, сформулированных в опроснике, выражает предпочтительную методологию тестирования и обозначает критическую информацию, необходимую для оценки потенциальной эффективности продукта PSYOP на нужной ЦА. Информация, полученная в ходе предварительного тестирования, позволяет внести необходимые изменения и дополнения в продукт до утверждения серии и начала её распространения среди ЦА. Кроме того, предварительное тестирование может помочь выявить потенциально важные вопросы, которые могли быть упущены, а так же помочь сформировать и уточнить мероприятия по сбору информации. Для предварительного тестирования используется два метода: опрос выборки и тестовые группы. Нижеследующее описание показывает важность предварительного тестирования и служит примером избегания нежелательных последствий.
---------------------------------------------------------------
ПРИМЕР ВАЖНОСТИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
В январе 2005 года, после первых всеобщих выборов в Ираке, 1-я кавалерийская дивизия стремилась развить успех, как можно скорее распространив продукты PSYOP на улицах Багдада. В течении 24 часов 307-я рота тактического PSYOP изготовила несколько прототипов, которые затем были переведены и утверждены командиром 1-й кавалерийской. В связи с необходимостью быстрого распространения, рота PSYOP вынуждена была отказаться от предварительного тестирования перед утверждением. После утверждения продукцию отправили в электронном виде в местную типографию. На следующее утро рота PSYOP нашла время на предварительное тестирование и неожиданно получила реакцию, противоположную предполагаемой. В частности, на одной из листовок была изображена шиитская женщина, держащая поднятый указательный палец правой руки, испачканный чернилами для голосования, с текстом «Жизнь в ожидании, день для расплаты». К сожалению, опрошенные представители суннитской ЦА посчитали этот продукт призывом шиитов отомстить суннитов за годы притеснений со стороны суннитского правительства. После оценки результатов предварительного тестирования рота фалломорфировала и отменила заказ на листовки в типографии, предотвратив потенциально неловкую ситуацию или бурную реакцию со стороны ЦА.
---------------------------------------------------------------
ВЫБОРКА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПРОСА
4-53. Опрос выборки - метод, при котором сведения о ЦА собираются непосредственно, через анкеты и личные интервью. Для такой методики требуется обученный персонал. Большинство личных интервью проводятся по предписанной формальной схеме с заранее определёнными формулировками и списком вопросов. Неформальное интервью может основываться на подробном списке тем, которые нужно осветить. Неформальное интервью позволяет интервьюеру изменять формулировки и порядок вопросов, чтобы получить максимальный объём информации. Опрос выборки обращается непосредственно к ЦА и позволяет специалистам PSYOP определить потенциальное воздействие продукта на ЦА. Выборку для опроса делятся на вероятностные и невероятностные.

Вероятностные выборки.
4-54. К вероятностным выборкам относятся простые случайные, стратифицированные случайные и кластерные опросы.
- простая случайная выборка. Любой член ЦА имеет равные шансы попасть в выборку. Например, члены ЦА (избиратели) выбираются случайным образом из списка всех зарегистрированных избирателей в районе Адхамия.
- стратифицированная случайная выборка. Члены ЦА отбираются на основании заранее определённых характеристик. Используя две или более характеристики в качестве основы, ЦА делится на страты или группы. Комбинация этих подвыборок образует общую выборку. Для проведения опроса с такой выборкой необходим список членов ЦА и список характеристик, определяющих группы. Например, в университете преподаватели могут быть сгруппированы в страты в соответствии с уровнем образования; затем из каждой страты выбирается определённое количество преподавателей.
- кластерная выборка. ЦА делится по нахождению в крупных географических регионах. После выборки региона, далее выборка осуществляется из следующего меньшего района. Например, специалист PSYOP делает выборку из Содружества Независимых Государств, затем из стран Балтии, после чего следует выборка из следующего меньшего административного деления - Эстонской Республики. Этой схеме следуют до тех пор, пока выборка не станет максимально малой - например, отдельные члены ЦА в определённом городе или посёлке.

Невероятностные выборки.
4-55. Сюда входят случайные выборки и квотные выборки, например уличное интервью или товарные опросы покупателей в магазинах.
- случайная выборка. Члены ЦА опрашиваются в определённом месте. Это самое простое исследование, но оно неточно представляет ЦА. Например, специалист выбирает угол улицы в городе/деревне, и опрашиваются все члены ЦА, проходящие мимо. Такая выборка не точна, поскольку представляет только ту часть ЦА, которая случайно оказалась на углу улицы в момент проведения исследования. Точка проведения опроса может привлекать только определённый тип ЦА, и не будет представлять всю ЦА целиком. Улица около завода будет скоплением одной части ЦА, а около модного бутика - абсолютно другой.
- квотная выборка. Опрашивается определённый тип и количество членов ЦА. Такое исследование более точное, чем случайная выборка, поскольку заранее определяет тип и число членов ЦА для опроса. Недостатком является то, что опрашиваются те члены ЦА, которые наиболее доступны или готовы участвовать. Индивид в отдельной категории может так же представлять особый сегмент этой категории. Как только квота для одной группы заполнена, опрашивается следующая категория членов ЦА. Например, для опроса в ЦА были выбраны: фермеры, студенты, рабочие и торговцы, каждых следует опросить по 50 человек. Опрос начинается с фермеров, и как только опрошенных набирается 50 человек, начинается опрос студентов. Процесс продолжается, пока не будут опрошены все категории в заданном количестве.

ТЕСТОВЫЕ ГРУППЫ
4-56. Тестовые группы обеспечивают более глубокое обсуждение продуктов. Они бывают:
- экспертная группа. Группа лиц, изучавших ЦА и хорошо знакомых с её языком и культурой, хотя они могут не являться членами ЦА; их знания черпаются из образования или опыта, приобретённого в результате проживания в стране в течение нескольких лет. Сюда относятся переводчики, местные жители, имеющие опыт в сфере рекламы или журналистики, представители отдела стратегических исследований (SSD), а также местные общественные или гражданские лидеры.
- группа представителей. Состоит из бывших или действующих членов ЦА. Это могут быть вражеские военнопленные, перемещённые/интернированные гражданские, перебежчики, переводчики и другие люди, максимально приближенные к ЦА. Условия, влияющие на бывшего члена ЦА, в любом случае отличаются от тех, что влияют на текущего члена ЦА. Предварительные тесты, проведённые в таких группах, могут показать, какие методы убеждения могут быть эффективными, на что следует обратить особое внимание, а чего следует избегать. Численность такой группы может быть от пяти до ста испытуемых.
---------------------------------------------------------------
Термин «группа» используется в широком смысле, испытуемые могут опрашиваться не обязательно группой, но и индивидуально, формально или неформально.
---------------------------------------------------------------
- члены ЦА. Люди, являющиеся членами ЦА в данный момент. При проведении предварительного тестирования первые задаваемые вопросы вполне могут быть направлены на то, чтобы подтвердить, что испытуемый в самом деле является членом ЦА. В идеале, специалисты PSYOP должны привлечь как можно больше членов ЦА к предварительному тестированию.

ПРОВЕДЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
4-57. В ходе предварительного тестирования легко отвлечься на множественные технические характеристики продукта (заменить «счастливый» на «радостный», «синий» на «зелёный», изображение улыбающихся детей в городе на изображение улыбающихся детей в деревне) и упустить из виду наиболее важные вопросы. При проведении предварительного исследования специалист PSYOP должен помнить об основных элементах, универсальных для любого вида коммуникации: отправитель, получатель и сообщение. Отправитель должен задать два главных вопроса:
- является ли сообщение, передаваемое продуктом PSYOP, понятным для ЦА? (понимание сообщения)
- будет ли ЦА с большой вероятностью вести себя желаемым образом в результате использования вспомогательных аргументов, посылов и техники убеждения? (принятие аргумента).

Понимание сообщения.
4-58. Когда ЦА читает, слышит или просматривает продукт PSYOP, она должна понимать его так, как задумывали специалисты PSYOP. Это включает в себя не только перевод слов, но и культурный контекст продукта. Шутка может быть переведена с английского на арабский, и члены ЦА поймут каждое слово, но всё равно не поймут шутку, поскольку информация, предназначенная для западной аудитории, обрабатывается и воспринимается по-другому.
4-59. Лучшим способом проверки понимания сообщения, которое передаёт продукт, является прямой открытый вопрос: «Что это побуждает вас сделать?», «О чём это говорит?», «Что это значит для вас?». После ответа ЦА на первоначальный вопрос можно конкретизировать последующие. Рисунок 4-11 является примером памятки, которую необходимо протестировать, чтобы определить, понимает ли её смысл ЦА. Далее приводится пример понимания.
---------------------------------------------------------------
Пример понимания сообщения.
Специалист PSYOP проводит предварительное тестирование листовки. В качестве ЦА выступают «родители детей школьного возраста в районе Адхамия», промежуточная цель - «ЦА увеличивает число сообщений о террористической активности», PSYOP аргументы основываются на том, что террористы не делают различий между людьми и без колебаний будут убивать детей ради своей цели; техника - сравнение и контраст между ЦА, сообщающей о террористах, т результатах для ЦА, если сообщений не будет. Предварительный опрос может проходить примерно так:
Специалист PSYOP: «О чём говорит вам эта листовка?»
Член ЦА: «В ней говорится, что я должен позвонить ххх-ххх, чтобы сообщить о террористах».
Специалист PSYOP: «Почему вы должны это делать, листовка говорит?»
Член ЦА: «Потому что мои дети находятся под угрозой, исходящей от террористов, и если я ничего не сделаю, они могут погибнуть.
Вышеприведённый диалог показывает, что у специалиста PSYOP есть доказательство наличия в листовке чётко изложенного аргумента. Приведём отрицательный или неконкретный вариант ответа:
Член ЦА: «Здесь говорится, что дети могут погибнуть».
Специалист PSYOP: «Как они погибнут? Кто их убъёт?»
Член ЦА: «Я не знаю…просто на этой картинке всё хорошо, а на этой дети мертвы».
У специалиста PSYOP есть подтверждение, что аргументация не была чётко понята. Следующим вопросом он может попытаться выяснить, как лучше донести аргумент.
Специалист PSYOP: "Мы хотим показать родителям, что жизнь станет лучше, а их дети будут в большей безопасности, если они сообщат о террористической деятельности... как нам изменить эту листовку, чтобы показать это?".
---------------------------------------------------------------

Принятие аргументов PSYOP
4-60. Если аргумент PSYOP чётко понятен ЦА, специалист PSYOP должен задать вопрос, будет ли ЦА с высокой вероятностью демонстрировать желаемое поведение и достаточно ли убедителен аргумент, чтобы быть эффективным. Рассматривая все четыре компонента аргументации (основной аргумент, вспомогательные аргументы, посыл и методы убеждения), специалист должен определить, достаточно ли влияние продукта, чтобы изменить поведение. Наиболее эффективным способом проверки аргументации, например определение понимания ЦА продукта PSYOP, является использование серии прямых открытых вопросов:
- Как вы думаете, после прочтения/прослушивания/просматривания продукта, будут ли родители в Адхамии сообщать о террористической деятельности? Почему? Почему нет?
- Какова основная причина, по которой люди будут сообщать о террористической деятельности?
4-61. Вышеописанные вопросы направлены не на поведение опрашиваемого члена ЦА, а на поведение его сверстников, что помогает ослабить напряжение и облегчает положительный ответ (возможно безопасно проецировать своё мнение, приписывая ответ «другим»). Ниже показано принятие аргументов PSYOP.



Рис. 4-11. Пример сообщения, распространяемого посредством листовки.

---------------------------------------------------------------
Пример принятия аргументов PSYOP
Специалист PSYOP проводит предварительное тестирование листовки. В качестве ЦА выступают «родители детей школьного возраста в районе Адхамия», промежуточная цель - «ЦА увеличивает число сообщений о террористической активности», PSYOP аргументы основываются на том, что террористы не делают различий между людьми и без колебаний будут убивать детей ради своей цели; техника - сравнение и контраст между ЦА, сообщающей о террористах, т результатах для ЦА, если сообщений не будет. Предварительный опрос может проходить так:
Специалист PSYOP: «Как вы думаете, после прочтения/прослвушивания этой листовки родители в Адхамии будут сообщать о террористах?»
Член ЦА: «Да. Я бы, конечно, сообщил бы о любых террористах, которых увидел. Но многие здесь боятся террористов. Если они сообщат в полицию, их просто убьют. Они оставят своих детей дома и не будут рисковать».
В данном случае, хотя опрашиваемый отвечает «да» о себе, он легко признаёт, что другие не будут сообщать о террористах, и таким образом аргументы не являются убедительными. Если этот ответ будет одинаковым у всех тестируемых, то аргументы потребуют изменения в виде акцентирования на анонимности участия в программе сообщений о террористах, проводимой коалиционными силами. Специалисту, проводящему интервью, потребуется больше информации, чтобы сделать окончательные выводы и изменить аргументацию.
Специалист PSYOP: «Какой может быть причина, по которой родители будут сообщать о террористах?»
Член ЦА: «Люди ненавидят террористов…мы хотим избавиться от них, но люди очень напуганы. Если бы можно было давать информацию так, чтобы об этом никто не знал, люди бы это делали. Кроме того, это бедный район, а террористы платят молодёжи за работу на них. Они подкупают чиновников, чтобы те молчали. Деньги очень сильны. Будет ли вознаграждение за информацию?»
С помощью вопроса были определены два чётких мотива желаемого поведения: анонимность и денежное вознаграждение. Если это типичный результат для предварительного тестирования, аргументы PSYOP следует изменить, чтобы подчеркнуть эти два мотиватора.
---------------------------------------------------------------

Размер и состав выборки
4-62. После разработки опросника для предварительного тестирования на основании руководства по предварительному тестированию из рабочего листа продукта/действия необходимо определить размер и состав выборки для предварительного тестирования. Желательно использовать надлежащую методологию для сохранения объективности и получения статистически достоверных ответов, однако размер и состав выборки будут в значительной степени зависеть от задач операции, противника, местности и погоды, наличных сил и поддержки, запаса времени, соображений по гражданским (всё это описывается акронимом METT-TC - прим. пер.) Однако существуют некоторые общие рекомендации, которые помогут при подготовке предварительного опроса:
- в идеале для получения точного результата необходимо провести тестирование на группе экспертов, группе представителей и как можно большем числе членов ЦА. Однако имеющееся время и ресурсы чаще всего не позволяют провести столь тщательное предварительное тестирование продукта.
- чем больше и шире ЦА, тем больше должна быть выборка для исследования. Продукты национального уровня обязательно тестируются по основным демографическим и географическим группам. В данном случае наибольшую проблему представляет широта и разнородность ЦА, численность влияет меньше. Продукты тактического уровня, направленные на конкретные ЦА в конкретных географических точках, требуют гораздо меньшей выборки.
- о результатах следует сообщать в терминах численности выборки по типам (члены ЦА, эксперты, представители), а не в процентах от предварительно опрошенных. Выборка опроса почти никогда не бывает достаточно большой или достаточно случайной, чтобы стать статистически достоверной. Выборка может ввести в заблуждение, если результат формулируется как «80% опрошенных поняли продукт», и при этом все испытуемые - десять местных жителей, убирающих лагерь. В этом случае лучше сказать «восемь из десяти местных граждан, принявших участие в предварительном тестировании, поняли продукт». Таким образом POTF сможет определить, было ли проведено достаточное тестирование, и учесть эту информацию при утверждении продукта.
- очень желательна объективность, но её трудно добиться. Специалисты PSYOP должны выбирать качество, а не количество тестирования; полагаться на независимые опросы трёх групп; искать схожие ответы и тенденции, чтобы получить максимальную объективность.
- при предварительном тестировании полезным приёмом будет наличие трёх вариантов продукта с различными посылами и/или методами воздействия. После понимания и принятия аргументов ЦА можно задать вопрос, какой из продуктов был более убедителен.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ
4-63. Результаты предварительного тестирования продукта оцениваются для определения необходимости улучшений или других изменений в продукте. Оценка результатов включает следующие шаги:
- выявление повторяющихся комментариев или закономерностей в результатах (например «7 из 10 опрошеных членов ЦА упомянули, что ЦА слишком напугана возможными репрессиями, чтобы сообщать о террористах» или «3 из 4 членов группы представителей рекомендовали использовать зелёный цвет баннера вместо красного).
- определение критических/основных недостатков по категориям «понимание», «принятие» и «воздействие». (например понимание: «5 из 10 членов ЦА не поняли разделение фотографий «до» и «после», они решили, что на фото два разных события», принятие: «7 из 10 членов ЦА отметили, что ЦА слишком напугана репрессиями, чтобы сообщать о террористах», воздействие: «0 из 10 опрошенных членов ЦА сообщили, что слышали радиопередачи этой серии»).
- выработка рекомендаций по изменениям. На основании повторяющихся комментариев можно сделать вывод о необходимости изменений в продукте. Обычно такие изменения можно поделить на четыре категории:
- изменение продукта/серии. Чаще всего это механические изменения (формулировка, цвет, символика, изображения и т.д.) отдельного продукта или всей серии. Такая необходимость обнаруживается по ответам на понимание . Пример: во время тестирования член ЦА не понял сравнительные и контрастные картинки, предназначенные для демонстрации выбора сообщать или нет о террористах. Если этот результат будет общим для нескольких интервью, будет уместно рекомендовать изменение данного продукта и всех аналогичных продуктов серии.
- изменение аргументации. Фундаментальные изменения в аргументации PSYOP, которые могут потребовать модификации или полной переделки серии. Необходимость выявляется по ответам на вопросы о принятии аргументов. Если повторяющиеся ответы показывают, что все или часть аргументов PSYOP (вспомогательные аргументы или техника убеждения) не оказывают влияния, необходимо их пересмотреть. Пример: в нашем тестировании член ЦА указал, что родители будут слишком напуганы, чтобы сообщать о террористах. Если подобные ответы будут повторяться, то рекомендуемое изменение аргумента будет заключаться в подчёркивании того факта, что сообщение является анонимным.
- изменение в распространении. Изменения в сроках, частоте или методах распространения данного продукта в серии. Если повторяющиеся ответы указывают, что определённый продукт не достигает ЦА, возможно, необходимо изменить метод/время/частоту распространения. Пример: в списке основных недостатков указывается, что 0 из 10 членов ЦА слышали радиопередачи из серии. Это может указывать на необходимость сменить радиостанцию, эфирное время, увеличить частоту выхода в эфир или прекратить выпуск радиопродукции и сосредоточиться на других медиа. Какой тип изменений необходим, также устанавливается в процессе тестирования.
- уточнение ЦА. Дальнейшее разделение или уточнение ЦА. Необходимость может быть выявлена из ответов на тестовые вопросы по раскрытию, пониманию и принятию аргументов PSYOP. Часто необходимость разделения становится очевидной при получении разрозненных и противоречивых результатов тестирования. Пример: при тестировании родителей детей школьного возраста в районе Адхамия разброс результатов совпал по религиозному признаку. Члены ЦА из племени красных отвечали совсем не так, как члены племени синих. Таким образом, ЦА необходимо разделить на две отдельные ЦА: родители племени синих и родители племени красных.
- обобщение результатов. Специалист PSYOP должен обобщить результаты предварительного тестирования и указать следующее: ЦА, промежуточная цель, № серии, размер и состав выборки, место проведения опроса, повторяющиеся ответы или закономерности, критические/основные недостатки и рекомендуемые изменения. Специалист должен внести эту информацию в TAAW.

ВНУТРЕННИЙ ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ
4-64. После разработки и предварительного тестирования продукта или его прототипа проводится внутренняя экспертиза. Время для проведения совета планируется от даты приостановки матрицы выполнения серии. Кроме того, время проверки зависит от предполагаемого времени внесения изменений. Совет рассматривает все продукты серии, чтобы убедиться, что каждый достигнет намеченной цели. При рассмотрении каждого отдельного продукта совет анализирует документацию серии и TAAW, чтобы отследить взаимосвязь продуктов. Совет также должен убедиться, что каждый продукт усиливает всю серию и между ними нет противоречий. Этот совет является последней проверкой серии перед предоставлением внешнему органу утверждения (фаза V). Время, необходимое на доработки, может быть как небольшим, как в случае со сценариями, так и приближаться ко времени первоначальной разработки, если речь идёт о сложном визуальном продукте. В состав экспертного совета входят:
- представители всех секций отряда PSYOP и всех секций тактического отряда разработки PSYOP;
- офицеры связи из батальона распространения информации и подрядчики;
- представители SSD;
- командир роты по разработке продуктов (PDC, product development company) или роты PSYOP, первый сержант и другие представители.

ИТОГ
4-65. Фаза IV (разработка и проектирование продукта) процесса PSYOP - сложный процесс, использующий рекомендации планирования, TAA и разработки серий для концептуализации и разработки прототипов продуктов, призванных изменить поведение определённых ЦА. При разработке и проектировании используются документы фаз II и III (TAAW, SCW, SDW и SEM) для создания PAW, на который ориентируются при концептуализации и проектировании продукта и создании анкет предварительного и посттестирования. После завершения разработки и проектирования продукта вопросники предварительного тестирования дорабатываются и проводится исследование, на основании результатов которого специалисты PSYOP вносят необходимые изменения в продукты. Затем прототипы рассматриваются внутренним экспертным советом. Если всё сделано правильно, то каждый продукт усиливает свою серию PSYOP, и, в конечном итоге, является эффективным для изменения поведение. По завершению работы внутреннего совета доработанные продукты включаются в пакет документов, отправляемый на утверждение серии, о чём подробно рассказано в главе 5.

психологические операции, fm, fm 3-05.301

Previous post Next post
Up