FM 3-05.301. Психологические операции. Тактика, техники и процедуры

Dec 01, 2021 15:06




Кусок второй. В котором вы опять ничего не прочитаете про психологию, зато ознакомитесь с американской военной бюрократией.

Глава 1.
Фаза 1. Планирование

Все операции и мероприятия, направленные на поддержку национальных целей США, начинаются с планирования. Военное планирование - непрерывный процесс, состоящий из целенаправленного и антикризисного выстраивания действий, конечным итогом которого является разработка плана операции (OPLAN) или приказа об операции (OPORD). Любое составление планов в армии осуществляется в рамках процесса принятия военных решений (MDMP). Задача разработчиков PSYOP - определить, какие средства психологической войны необходимы командованию для достижения результата. Анализ задач PSYOP производится специалистами PSYOP, прикомандированными к штабу данного подразделения, или элементом поддержки PSYOP (PSE), расширяющим возможности планирования. Приложение А содержит картографические символы, необходимые для нанесения на карту подразделений и мероприятий PSYOP.

ЭЛЕМЕНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ
1-1. Специалист PSYOP, прикомандированный к подразделению, отвечает за использование/приложение психологических операций для данного подразделения и обеспечивает интеграцию любых развёрнутых элементов планирования PSYOP. Дополнения от оперативной группы по психологическим мероприятиям (POTF) или PSE помогают специалисту в разработке общего плана PSYOP. Решения, необходимые ограничения и направление действий (COA) поддерживаемого подразделения будут иметь непосредственное влияние на процесс PSYOP. Поэтому очень большое значение имеет обмен информацией между ним и POTF/PSE. Различия между POTF и PSE описываются ниже вместе с ролью штабного офицера или NCO PSYOP, а так же отряда стратегических исследований (SSD).

Оперативная группа по психологическим мероприятиям
1-2. POTF поддерживает боевое командование (CCDR) или командующего объединенной оперативной группой (JTF) и его штаб путём планирования применения и использования PSYOP, а так же средств распространения информации для достижения целей командования. POTF определяет необходимую численность сил PSYOP, цели психологических операций (PO), промежуточные цели (SPO), программы PSYOP для утверждения на этапах с 1 по 4, а так же является основным координационным пунктом для всех мероприятий PSYOP. POTF становится объединенной оперативной группой психологических операций (JPOTF), когда создаётся министром обороны, боевым командованием или командиром объединённой оперативной группы. При участии коалиционных подразделений PSYOP, POTF становится объединенной оперативной группой психологических операций (CPOTF), как, например, постоянная CPOTF в Республике Корея. POTF планирует, разрабатывает, проектирует, производит и координирует распространение серий PSYOP, рекомендует действия для поддержки общих целей Боевого командования. Концепция POTF позволяет командованию подстраивать свои возможности к конкретным сложным требованиям миссий по мере их поступления и развития.

Группа поддержки PSYOP
1-3.PSE - специализированное подразделение, обеспечивающее поддержку командиру или послу США. PSE не обеспечивают командование и управление (C2) подразделениями или элементами PSYOP. Размер, состав и возможности PSE определяются запросом командующего или посла. PSE обычно работает на S-3, G-3/G-7 или J-3* поддерживаемых сил и, в некоторых случаях, на правительственные организации, такие как U.S. Country Team**. PSE функционирует независимо и, таким образом, предоставляет командирам и послам США необходимую гибкость для решения задач.
-------------------------------
* - Continental Staff System/ General Staff System, используемая в США и других странах НАТО для структурирования военного персонала. «3» здесь обозначает планирование и координацию операций, «7» - военное образование. «S» - секция генштаба армии или КМП в штаб-квартире организации, возглавляемой офицером полевого уровня (майор - полковник), «G» - секция генштаба армии или КМП в штаб-квартире организации, возглавляемой генералом , «J» - объединённый штаб нескольких родов войск.
** U.S. Country Team - межведомственная группа, состоящая из руководителя каждого отдела Государственного департамента в посольстве и руководителей других правительственных учреждений США, представленных в данном месте. В зависимости от размера миссии США и широты отношений Америки со страной, команда может быть довольно большой.
-------------------------------

PSYOP штабной офицер/NCO
1-4. Штабной офицер/NCO PSYOP обеспечивает экспертные знания на уровне штабов объединённого командования, командования компоненты, корпуса, дивизии или бригадной боевой группы (BCT). В BCT NCO 1-го класса воинской специальности (MOS) 37F назначается на должность S-7, где он координирует и планирует PSYOP для поддержки операций бригады. На уровне корпусов и дивизий заместитель/помощник начальника штаба G-7 по информационным операциям (IO) руководит специалистами PSYOP, прикомандированными к G-7, для координации и синхронизации PSYOP. На уровне объединённого командования, командования специальными операциями на ТВД, других более высоких уровнях координация IO и их элементов осуществляется на уровне ячейки IO в составе J-3 или G-3. Штабной офицер/NCO PSYOP обеспечивает планирование, координацию, проверку исполнения, сообщает о развёртывании сил и проведении мероприятий PSYOP в масштабах ТВД в соответствии с требованиями министра обороны, объединённого штаба, иными оперативными и чрезвычайными требованиями. Штабной офицер/NCO выполняет обязанности в объединённом оперативном центре соответствующего оперативного командования, если это необходимо. Он обрабатывает информацию и готовит подробные сообщения, специальные доклады и брифинги по требованию главы J-3 и Единого боевого командования, а также обеспечивает функциональную экспертизу объединённых возможностей и доктрины PSYOP. Штабной офицер/NCO является неотъемлемой частью персонала J-3 или G-3 и обеспечивает включение и интеграцию PSYOP на всех этапах проводимой операции. Планирование PSYOP проводится на всех уровнях, начиная с BCT и заканчивая объединённым штабом операции, и семиступенчатый процесс применим к каждому из этих уровней.

Подразделение стратегических исследований
1-5. Дивизион исследований и анализа 4-й группы психологических операций (Airborne) (POG[A]) в Форт-Брэгге, Северная Каролина, является единственным источником завершённой разведывательной PSYOP аналитики. Эта информация отвечает целям подразделений PSYOP, Единого боевого командования, и подразделений разведки. POG[A] состоит из четырёх региональных SSD. В каждом региональном батальоне PSYOP есть SSD, состоящее из гражданского персонала Министерства обороны высших уровней. Эти специалисты по исследованию разведданных, обычно называемые аналитиками PSYOP, обеспечивают знание местности и культуры, лингвистические навыки, а также исследовательские и аналитические возможности. Помимо планирования, аналитики SSD вносят свой вклад в процесс PSYOP многими другими способами. Вот несколько примеров:
- помощь в уточнении потенциальных ЦА
- помощь в выборе подходящих основных и сопутствующих аргументов для убеждения ЦА
- участие в работе внутренних наблюдательных советов.
1-6. Аналитики выполняют функции по поддержке командира подразделения. Они помогают подразделению в планировании и обеспечивают преемственность оперативных и региональных знаний. Аналитики развёртываются вместе с подразделением как эксперты по данному региону и PSYOP. Они обеспечивают консультации командиров передовых подразделений PSYOP (POTF и PSE), их часто привлекают как консультантов по политике и культуре для JTF и Боевого командования. Их поддержка в планировании и проведении PSYOP обеспечивает высочайшее качество работы.
1-7. Роль аналитиков имеет решающее значение на этапе планирования. Они постоянно следят за текущими событиями и разведданными благодаря практически неограниченному доступу к секретной информации и информации из открытых источников, что позволяет им своевременно проводить анализ и давать рекомендации. Не менее важны их знания о политике США в регионе и их понимание уровня толерантности, поддержки или противодействия, которые потенциальные ЦА оказывают этой политике. По этим причинам они способны проводить бесценный анализ для планирования PSYOP.

УТВЕРЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ PSYOP
1-8. Перед проведением PSYOP как в мирное время, так и в случае ЧС или объявленной войны, Боевое командование должно утвердить программу или план PSYOP. Программы и планы PSYOP представляются в объединённый штаб через заместителя министра обороны по политике (USD[P]) как отдельные программы или как часть плана кооперации по обеспечению безопасности театра военных действий, или OPLAN. В соответствии с Директивой Министерства обороны (МО) S-3321.1, , (S) Открытые психологические операции, проводимые военными службами в мирное время и в чрезвычайных ситуациях, не связанных с объявленной войной (U), программы и планы координируются с персоналом офиса министра обороны (OSD), и межведомственными организациями, а затем направляются на рассмотрение и утверждение USD(P). Координация и утверждение обычно осуществляются посредством передачи сообщений из корпусов/JTF или их вышестоящих штабов через прикомандированных или назначенных к ним специалистов по планированию PSYOP. Если одна из предварительно утвержденных программ PSYOP, содержащихся в Инструкции Председателя Объединенного комитета начальников штабов (CJCSI) 3110.05C, Joint Psychological Operations Supplement to the Joint Strategic Capabilities Plan (JSCP), должна быть реализована во время чрезвычайной ситуации, планировщик PSYOP будет использовать описанные в CJCSI 3110.05C полномочия для планирования и выполнения соответствующих мероприятий и распространения продуктов PSYOP. Однако эти мероприятия и продукты должны быть утверждены поддерживаемым Боевым командованием совместно с Объединенным комитетом начальников штабов (ОКНШ). Такая предварительно утверждённая программа позволяет планировщику PSYOP позволяет в случае необходимости быстро запустить семиступенчатый процесс создания PSYOP без необходимости составлять программу и затем утверждать её в ОКНШ и у замминистра обороны по политике.

-------------------------------------------------------------
Операция «SHINING EXPRESS»
Такой сокращённый процесс запуска операций PSYOP был успешно реализован во время ввода американских войск в Либерию во время операции «SHINING EXPRESS» в 2003 году. Тогда планировщик PSYOP вместе с небольшим тактическим отрядом PSYOP развернулись и наладили взаимодействие с морской пехотой США и другими подразделениями в составе JTF Liberia на борту кораблей, находившихся у побережья Либерии. Используя предварительно одобренную программу PSYOP, указанной в CJCSI 3110.05C «Введение войск США в зону ответственности (AOR)/защиты войск», планировщик PSYOP смог сразу же запустить семиступенчатый процесс без необходимости одобрять его в ОКНШ и офисе министра обороны. В результате необходимые продукты PSYOP, обеспечивающие введение войск США в Либерию, были одобрены и запущены в производство в кратчайшие сроки.
-------------------------------------------------------------

1-9. В случае возникновения нештатной ситуации или проведения операции, требующей поддержки PSYOP, но не утверждённой заранее в CJCSI 3110.05C, планировщик PSYOP должен официально предоставить штабу поддерживаемого командира новую программу, предварительно утвердив её в ОКНШ и офисе министра обороны по официальным каналам. Для разработки новой программы планировщик использует ранее утверждённые программы из CJCSI 3110.05C в качестве образца. Основными элементами для каждой программы PSYOP являются цели, перечень предполагаемых ЦА, темы, требующие заострения внимания ЦА и темы, которые для данной ЦА следует избегать, а также техника распространения информации для каждой ЦА.
Пример запроса на утверждение программы PSYOP (в формате переписки), который следует направлять через ОКНШ в офис министра обороны, показан на схеме 1-1, страницы 1-4 и 1-5.
1-10. Специалисты-планировщики PSYOP, прикомандированные к штабу J-3 географического боевого командования (GCC’s), координируют свои действия с подразделением PSYOP объединённого штаба в Пентагоне при составлении первоначального запроса на программу PSYOP. Подразделение PSYOP в Вашингтоне, округ Колумбия, проводит запрос через межведомственные структуры и офис министра обороны. Офицеры PSYOP объединённого штаба помогают планировщикам PSYOP в основном в отражении актуальных национальных тем, содержащихся в официальных документах и выражаемых в политике, таких как Национальная стратегия безопасности и Национальная военная стратегия. Использование корректных формулировок, терминов и форматов данных упрощают процесс межведомственного согласования.
1-11. Как правило, министр обороны делегирует полномочия по утверждению проектов PSYOP географическому боевому командованию (GCC) приказом по ОКНШ, и, в соответствии с JSCP, географическое командование сохраняет полномочия по утверждению PSYOP после утверждения их плана президентом/министром обороны. В основном PSYOP утверждаются замминистра обороны по политике (USD(P), Under Secretary of Defense for Policy), но чаще всего такие полномочия делегируются на уровни, отвечающие ситуации. Поэтому важно, чтобы запрос на PSYOP включал в себя разъяснения по полномочиям на утверждение продуктов. Обычно запрос содержит рекомендации по предоставлению полномочий географическому боевому командованию. Если полномочия уже были предоставлены для утверждения данной программы или предыдущих, планировщик просит географическое командование передать полномочия командирам уровня JTF/корпуса (трёхзвёздные штабы). Не будет ничего сверхъестественного, если офис министра обороны передаст полномочия в рамках ранее утверждённых программ на уровень командира дивизии (двухзвёздные штабы) или даже командира бригады (однозвёздные штабы). Основная цель, по сути - передать полномочия по утверждению на самый низкий уровень управления, чтобы облегчить своевременное и точное выполнение задач PSYOP, необходимых командованию (подробнее о полномочиях по утверждению в главе 3).
--------------------------------------
ПРИМЕЧАНИЕ: эти полномочия могут быть отменены офисом министра обороны в любое время. Они касаются только продуктов PSYOP, относящихся к ранее утверждённым замминистра обороны по политике (USD(P)) программам, «не носящим откровенно политического характера».
--------------------------------------

От командующего Северного командования США, Колорадо-Спрингс
Объединённому командованию, Вашингтон, округ Колумбия //J39//
Информация
/Командованию SOCOM, а/б MacDill, Флорида//
/Командованию US SOC, форт Брэгг, Северная Каролина
/Командованию по гражданским вопросам, Командование психологических операций, форт Брэгг, Северная Каролина
/Командованию 4-й группы PSYOP, форт Брэгг, Северная Каролина
ОПЕРАЦИЯ/ОПЕРАЦИЯ ROBIN SAGE (несек.)
Тема: запрос подтверждения программы PSYOP (несек.)
Примечания/1. (несек.) Запрос офису министра обороны и замминистра обороны по политике на утверждение нижеприведённой программы PSYOP. Цель программы - убедить гражданское население Пинеляндии* не вмешиваться в военные операции.
2. (несек.) В связи с недавним появлением беженцев у границ Пинеляндии, запросами о содействии госструктур принимающей страны и ожидании наземной операции создалась обстановка, в которой PSYOP позволят убедить гражданское население не вмешиваться в военные операции.
3. (несек.) Программа PSYOP: невмешательство в военные операции.
4. (несек.) Цели программы: убедить мирное население не вмешиваться в военные операции.
5. (несек.) Стратегия программы: убедить мирное население избегать вмешательства в военные операции, например: гуманитарная помощь/гражданско-военные операции, разминирование, и т.д.
6. (несек.) Целевая аудитория, объекты, темы и посылы.
6.А. (несек.) ЦА: всё общество.
6.А.1. (несек.) Основная напряжённость: отсутствие безопасности.
6.А.2. (несек.) Цель PSYOP: уменьшить вмешательство гражданского населения в военные операции.
6.А.3. (несек.) Тема: безопасность. Коалиция не является противником для местных сообществ, разделяющих её заинтересованность в мире и стабильности для всех народов.
6.А.4. (несек.) Посыл: не приближайтесь к паллетам/упаковкам гуманитарных суточных рационов (HDR), пока они не окажутся в безопасности на земле. Избегайте мест сброса гуманитарных грузов с авиационных средств доставки (паллеты/контейнеры). Избегайте движущихся гуманитарных/медицинских конвоев. Докладывайте о неразорвавшихся боеприпасах ответственным лицам. Силы коалиции здесь, чтобы помочь вам. Все люди получат помощь вне зависимости от их места пребывания и расы. Оставайтесь на месте, помощь придёт. Помогите гуманитарным силам помочь вам.
6.В. (несек.) ЦА: лидеры общества
6.В.1. (несек.) Основная напряжённость: необходимость в безопасности/выживании общества
6.В.2. (несек.) Цель PSYOP: уменьшить вмешательство гражданского населения в военные операции.
6.В.3. (несек.) Тема: безопасность. Коалиция не является противником для местных сообществ, разделяющих её заинтересованность в мире и стабильности для всех народов.
6.В.4. (несек.) Посыл: не приближайтесь к паллетам/упаковкам гуманитарных суточных рационов (HDR), пока они не окажутся в безопасности на земле. Избегайте мест сброса гуманитарных грузов с авиационных средств доставки (паллеты/контейнеры). Избегайте движущихся гуманитарных/медицинских конвоев. Докладывайте о неразорвавшихся боеприпасах ответственным лицам. Силы коалиции здесь, чтобы помочь вам. Все люди получат помощь вне зависимости от их места пребывания и расы. Оставайтесь на месте, помощь придёт. Помогите гуманитарным силам помочь вам.
7. (несек.) Возможная реакция противника.
7.А. (несек.) Усиление пропаганды для маскировки неудач и провалов. Усиление пропаганды для противодействия помощи беженцам со стороны коалиции. Усиление репрессий против населения, уличённого в получении помощи от гуманитарных организаций.
8. (несек.) Цель коммуникации.
8.А. (несек.) Обеспечить как можно более широкое распространение PSYOP-посылов среди всех слоёв населения.
8.В. (несек.) Поощрение подчинения коалиционным силам различных этнических и демографических групп в целевых районах.
9. (несек.) Анализ медиа
9.А. (несек.) Лифлеты.
9.А.1. (несек.) Высокий потенциал охвата. Длительное физическое присутствие.
9.В. (несек.) Радиовещание.
9.В.1. (несек.) Высокий потенциал охвата. Наиболее гибко реагирует на изменение условий. Может быть сориентировано на самые разнообразные ЦА.
9.С. (несек.) Листовки.
9.С.1. (несек.) Ограниченный охват после начала наземной операции. Распределяются более целенаправленно.
9.D. (несек.) Личное общение.
9.D.1. (несек.) Охватывает местное население после входа наземных сил. Наиболее культурно эффективное средство влияния. Обладает наибольшей гибкостью.
9.Е. (несек.) Расходные материалы (упаковки продуктов/спичек).
9.Е.1. (несек.) Охватывает местное население после входа наземных сил. Поощряет различные ЦА взаимодействовать с распространителями и воспринимать посылы.
10. (несек.) Медиастратегия.
10.А. (несек.) Использование радио для постоянного распространения посылов. Использование лифлетов для повышения интенсивности распространения, когда ЦА наиболее восприимчивы, а местные силы безопасности ещё не отреагировали. Координация действий с наземными силами для раздачи листовок и личного общения.
11. (несек.) Просим объединённый штаб ускорить процесс утверждения (24-48 ч.) для своевременного производства и доставки продуктов в соответствии с текущей обстановкой.
12. (несек.) После утверждения программы запросить Северное командование на делегирование полномочий по утверждению и производству продуктов PSYOP для данной программы.
13. (несек.) Отправитель сообщения CJ POTF, PSE #__ DSN 123-6543//
Рис. 1-1. Пример запроса утверждения программы PSYOP.
--------------------------------------
* Народная республика Пинеляндия (People's Republic of Pineland) - выдуманное государство на территории Северной Каролины, в котором СпН США (в вике именно беретня, U.S. Army Special Forces) оттачивают свои навыки по взаимодействию с партизанами и неконвенциональным боевым действиям.
--------------------------------------

1-12. В случае, если поддерживаемый командир соответствующего ранга, имеющий полномочия на утверждение продуктов PSYOP, захочет распространить продукт с политической тематикой, полномочия на утверждение вновь перейдут к замминистра обороны по политике (USD(P)). Правительство США всегда отзывает полномочия в таких случаях, поскольку продукт PSYOP начинает рассматриваться как продолжение внешней политики. Продукты такого типа всегда должны рассматриваться замминистра обороны по политике, даже если они относятся к ранее утверждённым программам. Примером может быть продукт, явно поддерживающий одну политическую/религиозную группу по сравнению в другой. Такой продукт должен быть тщательно изучен высшим политическим руководством, поскольку передаёт позицию США во внешней политике. Таким образом, планировщики PSYOP должны избегать разработки таких продуктов, и дело не только в повышенном внимании к ним. Такие продукты могут раздробить несколько ЦА, ранее положительно относившихся к посылам PSYOP в целом, на соперничающие группы, борющиеся за поддержку правительства США. Или, как вариант, эти группы станут отвергать все будущие предложения контакта.
1-13. В то время, как предложенная программа PSYOP идёт через ОКНШ к замминистра обороны по политике, планировщик может начать выполнение семиступенчатого процесса PSYOP, например анализ ЦА и наброски продуктов. Чаще всего программам требуется от 4 до 8 недель на прохождение инстанций и утверждение. В случае, если офис замминистра одобрит программу, ОКНШ подготовит сообщение об утверждении от имени замминистра и перешлёт его командующему. Это сообщение всегда содержит дальнейшие указания относительно целей, ЦА, тем, которые можно использовать и которых следует избегать, аргументации, средств распространения и выбора разрешённых СМИ. Например, в сообщении может быть сказано, что ЦА X и Y утверждены, а ЦА Z - нет. Такие же комментарии будут даны относительно других элементов, таких, как цели, разрешённые и запрещённые темы, платформы по распространению PSYOP (радио, телевидение, листовки, газеты и т.д.) Кроме удаления некоторых элементов, в сообщении может быть требование дополнить ЦА, темы и т.д. В любом случае, если ОКНШ присылает сообщение об одобрении программы (иногда возможно полное неодобрение), оно почти всегда будет содержать поправки и дополнения. После этого планировщик PSYOP или командир подразделения психологических операций вносит изменения в предложенную программу. Этот вариант и будет утверждённой программой PSYOP .
1-14. После утверждения каждой новой программы PSYOP, специалист PSYOP обязан довести изменённый и официально утверждённый вариант до нижестоящих сил и специалистов по планированию на тактическом и оперативном уровнях. Планировщик PSYOP, прикомандированный к штабу поддерживаемого командира, должен убедиться, что продукты/мероприятия, разрабатываемые нижестоящими подразделениями, соответствуют стандартам.
PSYOP продукты/мероприятия, разрабатываемые другими подразделениями в процессе операции, должны соответствовать ограничениям, описанным в утверждённой программе. Кроме того, по мере развития операции, планировщик PSYOP изменяет и дополняет программу для соответствующей поддержки инициативы. Поэтому очень важно, чтобы планировщики имели связь с оперативным планированием в штабах J-3 (операции - прим. пер.) и J-5 (стратегическое планирование и политика - прим. пер.). Только при достаточном запасе времени планировщик может успешно создать и укомплектовать программу в срок, обеспечивающий тактическим и оперативным подразделениям возможность её реализации. Если, например, штаб JTF знает, что принимающая страна собирается проводить свободные выборы через шесть месяцев, и поддерживаемый командир/посол США хотели бы иметь средства PSYOP, побуждающие голосовать за определённого кандидата, то у планировщика есть достаточно времени для утверждения программы через ОКНШ и офис министра обороны.
1-15. Планировщики PSYOP в секции информационных операций могут содействовать комплектованию персоналом предполагаемых программ PSYOP через J-3 штаба поддерживаемого командира. Кроме того, сотрудники секции могут помочь планировщикам оперативно обратиться в соответствующую инстанцию для утверждения.

--------------------------------------
Операция ENDURING FREEDOM
В первые дни операции ENDURING FREEDOM сотрудники отдела информационных операций при J-3 Центрального командования США (USCENTCOM) помогли планировщикам 4-й группы PSYOP составить запрос для офиса министра обороны с просьбой предоставить разрешение на официальное создание 8-го батальона PSYOP, который станет оперативной группой по психологическим мероприятиям, непосредственно поддерживающей командование USCENTCOM. OSD санкционировал создание данного подразделения и передал его под оперативное руководство командующего USCENTCOM. После этого специалисты 8-го батальона начали предлагать программы PSYOP для начальной стадии операции ENDURING FREEDOM. Эти сообщения были упорядочены персоналом отдела информационных операций USCENTCOM и введены J-3 USCENTCOM в официальную систему документообмена. ОКНШ принял данные сообщения, передал их в межведомственные структуры и далее замминистра обороны по политике USD(P). Раннее утверждение замминистра программы PSYOP санкционировали производство продуктов первой фазы, которые в основном были направлены на информирование афганского народа (посредством сброса лифлетов) о развертывании и намерениях сухопутных войск США в Афганистане.
Эти ранние программы сохранили необходимость утверждения всех продуктов у USD(P). В результате, все радиосообщения, передаваемые с EC-130J Commando Solo, и даже отдельные лифлеты (например, о ежедневных гуманитарных пайках, которые сбрасывались для населения Афганистана силами коалиции) должны были проходить через USD(P). Это был весьма затруднительный процесс, в ходе которого лифлеты и радиосообщения проходили несколько инстанций штаба USCENTCOM, включая юриста (SJA), отдел по связям с общественностью, J-5 (стратегическое планирование и политика - прим. пер.), политического советника USCENTCOM, J-2 (разведка - прим. пер.) и т.д., прежде чем попасть в штаб USCENTCOM J-3 и командующего USCENTCOM. Этот процесс занимал от 7 до 10 дней. После утверждения командующим документы шли по инстанциям вплоть до USD(P). Таким образом, на утверждение первоначальных средств ушло несколько недель. Что ещё хуже, все средства оперативной группы по психологическим мероприятиям первоначально размещались в Форт-Брэгг, Северная Каролина. Здесь изготавливались лифлеты и записывались радиосообщения, которые потом передавались передовым подразделениям, где планировщики PSYOP координировали свои действия с офицерами USCENTCOM, ответственными за нанесение бомбовых ударов, чтобы включить радиосообщения в общий поток информации по целеуказанию.
Персонал отдела информационных операций USCENTCOM помог планировщикам облегчить процесс. Продукты перестали проходить все подразделения USCENTCOM для утверждения, что сократило срок до недели. Кроме того, сотрудники ИО помогли планировщикам убедить командующего USCENTCOM запросить у USD(P) полномочия на утверждение продуктов PSYOP, относящихся к текущей программе (кроме имеющих явный политический оттенок).
Примерно через 70 дней после 11 сентября 2001 года командующий USCENTCOM получил такие полномочия. Это привело к уменьшению срока согласования до 24 часов. Планировщики PSYOP смогли обеспечивать оперативную разработку продуктов по запросам наземных сил.
В конечном итоге, с одобрения USD(P), глава USCENTCOM передал полномочия по утверждению программ подчинённым командирам JTF, действующим в Афганистане, а затем в Ираке в рамках операции “Iraq Freedom”. Весной 2004 года министр обороны в ответ на запросы командиров в Ираке предпринял беспрецедентный шаг - передал полномочия по утверждению PSYOP двухзвёздным командирам дивизий.
--------------------------------------

1-16. В конце необходимо отметить, что не существует коротких путей в программе PSYOP или в утверждении продуктов PSYOP. Всё должно проходить необходимые инстанции, как указано в доктрине ОКНШ по планированию и проведению PSYOP. Всегда существует соблазн нарушить эту последовательность для повышения оперативности. В наихудшем варианте планировщики могут в одностороннем порядке утвердить программу или продукт. У некоторых планировщиков может возникнуть мысль передать программу/процесс/действие психологических операций (PSYACT) в отдел информационных операций поддерживаемого командира, ошибочно полагая, что на них не действуют правила утверждения. Это не соответствует истине. Не существует «продукта» информационных операций. Термин PSYOP определяется CJCSI 3110.05C и Joint Publication (JP) 3-53, Общая доктрина психологических операций, как "запланированные операции по передаче выбранной информации и маркеров иностранной аудитории с целью повлиять на ее эмоции, мотивы, объективные рассуждения и, в конечном итоге, на поведение иностранных правительств, организаций, групп и отдельных лиц". Если персонал информационных операций (или любой другой) запрашивает разрешение на распространение информации, попадающей под это определение, то к ней применяются все правила, касающиеся утверждения PSYOP. На рис. 1-2 приведён приме сообщения о утверждении программы PSYOP от ОКНШ к планировщику PSYOP в связи с запросом, представленным на рисунке 1-1.
--------------------------------------

От Объединённого командования, Вашингтон, округ Колумбия //J-3 IOTF//
Командующему Северного командования США, Колорадо-Спрингс
информационное
/Командованию US SOC, форт Брэгг, Северная Каролина
/Командованию по гражданским вопросам, Командование психологических операций, форт Брэгг, Северная Каролина
/Командованию 4-й группы PSYOP, форт Брэгг, Северная Каролина
ОПЕРАЦИЯ/ОПЕРАЦИЯ ROBIN SAGE//
СООБЩЕНИЕ/ОБЩЕАДМИНИСТРАТИВНОЕ//
Тема/запрос на утверждение программы PSYOP//
Ответ/общеадминистративное/ входящее/ DDHHHHZMMMYY//
ЗАПРОС/(несек.) запрос штаба исходного подразделения на утверждение программы, направленной на невмешательство мирного населения в военные операции
ПРИМЕЧАНИЯ/1. (несек.) - ЕБ ВАШУ МАТЬ!!! Программа PSYOP утверждается со следующими изменениями:
А.(несек.) Параграфы 6.А.4. и 6.В.4.: Объяснить, когда населению безопасно приближаться к гуманитарной помощи. Удалить сообщение «Не прикасайтесь к неразорвавшимся боеприпасам и не трогайте их. Сообщите о минных полях ответственным лицам», чтобы ЦА не проводила параллели между получением помощи и неразорвавшимися боеприпасами. Иначе у неё может создаться ощущение, что гум. помощь раздаётся только на минных полях.
2. (несек.) Запрос на передачу полномочий по утверждению всех продуктов , относящихся к ранее утверждённой программе PSYOP, отклонён. Полномочия по утверждению остаются за USD(P).
3. (несек.) Контакт в общем командовании майор Джонс, DSN 123-5432, коммерческий 909-000-5432.
Рис. 1-2. Пример ответа на запрос об утверждении.

психологические операции, fm, fm 3-05.301

Previous post Next post
Up