Кто и зачем крестил Русь. Часть III.

Nov 12, 2010 13:14

Мысли князя.

Если мотивы крещения Олега понятны, то обстоятельства крещения Руси князем Владимиром, остаются во многом загадочными, а потому притягательными для потомков.

Особенно заметно желание вложить в уста князя Владимира современные знания. О чем только не думает русский князь, по словам современных авторов. И о женитьбе на византийской царевне Анне, и о премудростях политэкономии.

Что касается женитьбы, то достаточно было всего лишь креститься самому. И если на то пошло, ответьте себе сами: что значила для князя очередная жена, если он имел гарем и множество жен. Другое дело княжеская власть. За киевский престол Владимир убил родного брата.


Трудно представить, чтобы в X веке русский князь мог произнести слова и тем более рассуждать на следующие темы: «первобытнообщинный строй, феодальный способ производства, отжившее язычество, пережитки родового строя, классовое общество». Таких слов в русском языке тогда просто не было, но именно так объясняют в учебниках и рефератах причины крещения и резоны князя. А если озвучить древние события современными словами, то легко представить действия бояр после сообщения князя, будто они «пережитки родового строя». Тут впору лекаря вызывать, либо отправлять несчастного в местную психушку.

Интересна причина для крещения - «перспектива развития государства», но это наше видение из XXI века, а князья решали текущие дела в своем X веке, и на столетия вперёд заглядывать не могли.

Только через два века после Владимирова крещения пришло осмысление факта крещения страны как рубежа в её истории. Слова князя Александра произнесённые перед битвой со шведами «Не в силе бог, но в правде». Вот она историческая веха. И вот он образ, написанный по русскому заказу греческими мастерами около 1180 года. Святой воин без оружия и усмирённый змей, как символ победы новой веры.



Спрашивается, мог ли князь Владимир за двести лет до создания фрески в Георгиевской церкви Старой Ладоги представить себе все последствия крещения. Конечно, нет.

Не будем озвучивать столь значительное событие словами, которые князь Владимир произнести просто не мог.

Опережение общественных процессов.

Пройдя обряд крещения, где по приказу, где военной силой, народ по-прежнему обращается к волхвам, приходит на древние капища, сохраняет традиции в быту. Новое проникает в сознание, живя, рука об руку со старым.

Что бы принимать решения, оглядываясь на общественные процессы необходимо иметь представление о законах развития общества. Но кто изучал в X веке несуществующую тогда политэкономию?

Даже сегодня дохристианские верования не ушли в прошлое. А в X веке крутой поворот идеологии был просто невозможен. Хотя конечно и бесследно в народном сознании не прошел.

Красивые результаты, с такой любовью перечисляемые сегодня, напоминают доказательства, подбираемые к заранее заданной цели. Попробуем отойти от этой традиции, и обратимся к ученым, имеющим собственное оригинальное мнение.

Н.С. Гордиенко, доктор философских наук, профессор:

«Процесс насаждения новой веры занял … многие столетия и в ряде регионов страны затянулся до начала XX века».

Блага, обретенные от новой религии, возникали и приживались в обществе столетия. Эти перспективы  много позднее увидели ученые мужи уже наших времен. А поэтому они не могли повлиять на решение князя в X веке.

И.Я. Фроянов, советский и российский историк, доктор исторических наук:

«С точки зрения поступательного развития Руси введение христианства в конце X столетия являлось в некотором роде опережением событий, забеганием вперед. Не имея под собой твердой социальной почвы и ближайшей политической перспективы, оно скользило по поверхности древнерусского общества».

Князь, основ развития классового общества не знал, но как-то умудрился события опередить. Кто же совершил такой крутой поворот в жизни русского общества? Ведь нет к тому времени объективных предпосылок для смены религии.  Задача стоявшая ранее перед Олегом - освобождение от хазарского ига и открытие торговых путей уже решена и военная помощь от Византии для выживания Руси не требуется.

Так почему же крестилась Русь?

Если коротко, то вот мой ответ. Так захотела Византия. Владимир как князь жаждал чести и власти, этим и воспользовалась Ромейская империя.

Лозунг «от дикости к христианскому просвещению» нужен был только Византии, а отнюдь не Руси.

Когда же этот лозунг увидел свет?

До князя Святослава планов по Руси у Византии не было. Вспомним жития княгини Ольги. Каким был первый прием Ольги в Константинополе, сколько месяцев выдерживал её в своей «приемной» император, пока не соизволил пригласить на аудиенцию. А тут и Митрополита назначил для Руси и епископов и направил всех в Крым и с какой помпой. Даже царевны не пожалели для задуманного, а европейскому жениху сыну Императора «Священной Римской империи» Оттона Великого в том отказали. Здесь видна очевидная заинтересованность. И не в последнюю очередь заинтересованность в торговых путях Европы с севера на юг, а шли те пути по Руси. Освоение северных территорий планировалось недвусмысленно.

Русь была и остается для многих «северными территориями», а сегодня ещё и источником сырья. Так что политика древности и политика современности теснейшим образом переплетаются с нашей историей.

И чем же так обеспокоила Русь Византию в X веке н.э.? Если до князя Святослава сталкиваясь с отдельными набегами, Византия просто откупалась от русских князей, то с князем Святославом сложились иные отношения. Разбил и уничтожил Хазарию, захватил греческую колонию в Болгарии и вел себя весьма дерзко по отношению к империи. Сохранилось его письмо Византийскому императору, в котором Святослав в ответ на требование освободить колонию предлагает императору не больше и не меньше как: «Сиди в своей Азии и не лезь в наши европейские дела». При этом он располагал достаточной военной силой и серьезным авторитетом. Русь в лице Святослава стала представлять для Византии нешуточного соперника.

Расправившись со строптивым князем чужими руками, Византия серьезно задумалась о перспективах. Отсюда и возник план, перешагнув колонии, распространить на Русь сначала каноническое влияние, а затем и государственное. Этот план стал успешно реализовываться. И вот Русь уже крещена.

И не быть бы ей на политической карте, но произошло невероятное. В 1204 году Рим направил Четвертый крестовый поход  на свою вторую древнюю столицу Константинополь. Город был разгромлен и ограблен. С этого момента Византия стала слабеть, а Русь пошла своим путем. Свершившееся крещение Руси не дало Византии тех стратегических преимуществ, на которые она рассчитывала. Речь уже шла о сохранении самой Византии.

Все, о чем грезила Византия, разглядывая северные территории, было и мечтами Рима в лице Католической церкви, но Византия просто опередила Рим, за что и поплатилась. На тот момент у неё был только один союзник Генуя, а в распоряжении Рима вся окатоличенная Западная Европа.

А как христианство попало в Европу?

Израиль, не имевший к первому веку н.э. военной силы противостоять Риму, разработал идеологическое оружие - Христианство, которое было вброшено в Римскую империю для её уничтожения. Результат деяния сегодня известен всем. Великая империя, приняв новую религию как «Троянского коня» исчезла с исторической арены.

Подобная судьба ожидала и Русь. Но здесь религия-приданое византийской царевны попала на ведическую почву, прижилась и корнями «Древа дарующего жизнь» проросла в шумерские и праславянские верования.

Символика Древа служила средством описания мира и в новой и старой вере. У древних славян корни дерева - навь, т.е. подземный мир, ствол - явь, т.е. земля, крона - правь, т.е. небо. Другой символ, изоморфный дереву - крест. Крест в вертикальном разрезе соответствует стволу дерева, а в горизонтальном - ветвям. Согласно библейской традиции дерево жизни было посажено в центре земного рая.

Символика Древа присутствует на Большой государственной печати Ивана Грозного на самом почетном месте (см. на 12 часов).




Изображение древа на печати не случайное украшение, его мы видим и на памятнике Сергию Радонежскому, что возле Лавры его имени. Взгляните на облачение Преподобного. В церкви каноны случайными не бывают. На облачении то самое Древо.




Автор снимка И. Л. Марон. http://www.posad-online.ru/img/marongallery/121-b.jpg
Возникшее двоеверие спасло Русь как двойная спираль ДНК. Новая религия оперлась на наследие славян, за века преобразившее византийский обряд в религию Русского народного православия.

Источник:

1. Каталог символов, http://toseeunvisible.narod.ru/catalog/tree.htm

2. Кирилл Фатьянов, Странники мирового древа, фрагмент из книги "Предание о Гиперборее",

http://toseeunvisible.narod.ru/texts/hiperboreja.htm

Процесс христианизации Руси.

Процесс шел медленно, но почему-то многие повторяют расхожую фразу: «Крещение киевлян это крещение всей страны».

А вот лежащая на поверхности информация. Лишь через год после крещения горожан Киева силой меча окрещен Великий Новгород. Сопротивление новгородцев было серьезным как при осаде. Перед делегацией киевских воевод и греческих попов был сожжен мост через Волхов. Но крещение все-таки состоялось. А далее только через полтора века были крещены вятичи в Москове уже Юрием Долгоруким. Долее всех вплоть до XVII века замене вере отцов сопротивлялись кривичи. Это и не удивительно, поскольку в переводе с арийского санскрита имя народа кривичи переводится как хранители славянской письменности, буквально - грамотеи. Вот где блюли веру до последнего часа.

Обращает на себя внимание слишком уж нарочитый и громкий характер массового обращения народа на Руси в новую религию. О крещениях в иных местах исторические хроники сообщают более сдержанно. На владимирской земле в церковной истории даже отмечаются проклятые деревни. Там изгоняли и даже убивали прибывших проповедников. Про крещение на Москове вообще известны только косвенные намеки. Похоже, что внешний антураж событий в Киеве и в Новгороде  имел значение не меньшее чем само событие. Кому-то громко сообщалось о состоявшемся крещении огромного государства в его пределах от севера до юга. А кому? Конечно окружающим странам, а в первую очередь Римской церкви. Этим как бы говорили: «Внимание! Здесь от севера до юга уже занято». Вот он скрытый план Византии по захвату всей Руси.

В реальности, крещение «Киевской Руси» и Руси далеко не одно и тоже. По словам А. Асова: «Основная часть Руси вплоть до 17 столетия и не заметила, что ее крестили. Поволжье, Север, казачьи земли...».

Цель крещения  киевлян и новгородцев - обозначить на международной арене новую каноническую территорию Византии от Киева до Новгорода.

Версия событий предшествовавших крещению Владимира и киевлян.

Эта версия считается и у церкви и у светских историков официальной.

«Византийскую империю сотрясали удары мятежных полководцев Варды Склира и Варды Фоки, каждый из которых уже примеривал царскую корону. Попав в сложную ситуацию, императоры, братья-соправители Василий Болгаробоец и Константин, обратились за помощью к Владимиру.

Владимир согласился помочь, но в награду за военную помощь попросил руки сестры императоров Анны. Константинополь вынужден согласиться.

Был заключен договор, согласно которому Владимир должен послать в помощь императорам шесть тысяч варягов, принять святое Крещение и при этом условии получить руку царевны Анны. Владимир направляет в Византию варягов. Мятеж разгромлен. Но греки, обрадованные неожиданным избавлением, не торопятся выполнить свою часть уговора.

Возмущенный греческим лукавством, князь Владимир захватывает древний Херсонес, северную колонию Византии на п-ове Крым. Херсонес один из жизненно важных узлов торговых связей империи. Удар чувствителен, его эхо отозвалось по всем Византийским пределам.

С таким доводом Константинополь соглашается и отправляет Анну в Херсонес как невесту Владимира.

У князя к титулу Великий прибавился ещё один - цесарь (царь, император). В некоторых греческих источниках Владимир именуется с того времени "могущественным басилевсом", он чеканит монеты по византийским образцам и изображается на них со знаками императорской власти: в царской одежде, на голове - императорская корона, в правой руке - скипетр с крестом». [11]

Представляете, какую честь обрел князь. Как тут голове не закружиться. Чем и воспользовались греки, ожидая подобного эффекта. С царевной прибыл митрополит Михаил со свитой, уже посвященный на русскую кафедру  Византийским Патриархом Николаем II.

Немного остановим повествование и заглянем в Тверскую летопись. Прибытие с невестой такого количества обличенных властью церковников, предназначенных для служения на Руси, Владимира насторожило, и он как-то не спешит креститься. Греки, не теряя темпа, князя подталкивают. У него вдруг приключается «очная болезнь». И тут Анна говорит жениху: «Хочешь избавиться от болезни, крестись». А что было делать Владимиру. Крестился и зрение конечно тут же вернулось. Как-то все это напоминает другое крещение - князя Аскольда, когда те же греки продемонстрировали ему не горящее в огне Евангелие.

Сегодня подобные химические опыты уже никого не удивят. Ни один спектакль не дойдет до премьеры, если не будет выполнена пропитка декораций средством против возгорания. Автор данной записи в свое время на себе лично испытал действие глазных лекарств, оказывающих специфическое воздействие после операции. С нечто подобным столкнулся и князь Владимир. Слишком уж все вовремя происходит и от того подозрительно, а особенно настораживает постоянное присутствие греков при этих событиях. Многими фокусами владели византийцы и в химии и в медицине, о том и в летописях писать не стеснялись.

Вот крещение состоялось, состоялась и свадьба. Великий князь весной 988 года отправляется с супругой в свадебное путешествие через Крым, Тамань, Азовские земли, в обратный путь к Киеву. В Киеве путешествие завершается словами князя: «Если кто не придет завтра на реку - будет мне враг».

Ну как тут не вспомнить слова песни, сказанные на другой реке Волге казаками-разбойниками Стеньки Разина - «Нас на бабу променял».

На Днепре и совершилось крещение. Но крестилась не Русь, а киевляне. Не смотря на очевидность деяния, Византия и её эмиссары объявили о крещении всей Руси. А как же иначе, ведь это их мечта и план.

Интересное приглашение князя искупаться народ выполнил. Князьям на Руси не перечили. Людей крестили против их воли, многие и не поняли, зачем их согнали в реку. По церковным правилам взрослые люди идут на таинство крещения по своей воле, предварительно подготовленные, а тут: «не придешь, будешь мне враг».

Событие попало в летописи в редакции греков, но без разъяснения деталей.
Вернемся к официальной версии. В договоре Владимира и соправителей Византии содержалось условие для династического брака. Креститься самому. О крещении всей страны в договоре речи не было. Несмотря на данное обстоятельство, с невестой из Византии едут назначенные патриархом и митрополит, и епископы для четырех епархий Руси. В империи уже все решено, и Русь заранее поделена на епархии. Владимир им нужен только как свой человек для проведения в жизнь имперского плана. Не выдержал киевский князь испытания медными трубами, т.е. славой, да ещё «очная болезнь» приключилась и излечилась. И вот сверх договора на радостях от оказанных ему великих почестей и возвращения «утраченного» зрения сам не понял, как сдал страну ромеям.
Киев со времен князя Кия являлся государственным центром. После того как Олег назвал его «мати градом» т.е главным городом, столицей его княжеский престол стал весьма привлекателен. Ещё бы в те времена в Европе было всего три столицы: Иерусалим, Рим и Константинополь, и вот Киев.

На самом деле это понятие долго оставалось условным. Функции столицы фактически Киев выполнить не мог из-за большой протяженности территории с юга на север и отсутствия необходимой для этого сети дорог. Однако князья почитали киевского князя за главного. А как же иначе Киев четвертая столица, а её князь теперь ещё и цесарь.

Интересная деталь. На Владимире все и остановилось, пышные титулы наследникам не перешли. Следующие киевские князья цесарями не величались.

Небезынтересен и другой факт. Нигде не обнаружены церковные документы о канонизации князя Владимира. Он не был с самого начала общерусским святым. Лишь с XIV века все Прологи и богослужебные книги наполнились памятью святого Владимира под 15 июля. [12] Не смею делать выводы, но факт примечательный сам по себе. Византия, которая в домонгольский период заправляла в Русской митрополии, Владимира в святые не канонизировала.

Поистине Велик был князь Владимир и честь себе добыл, и для народа стал Красным Солнышком, и во внешней политике преуспел. Мудры были русские князья, но коварство Византии разгадать не удалось.

Азарт и задетое самолюбие - плохие спутники в международных делах. Здесь скорее уместна разумная осторожность. А уж зацепился хоть коготком, хватай и клювом. Византия это блестяще продемонстрировала.

Вот и причина крещения Руси. Желание заполучить русские земли. Тем более что раздача титулов за такое приобретение для самой Византии ничего и не стоила.

Сказав А, пришлось говорить Б.

Отсюда и все наши шведские и немецкие неприятности в начале второго тысячелетия н.э. Поэтому, когда пришли монголы,  иного выбора, как стать вассальной союзницей Золотой Орде у Руси просто не было. В это время Рим не оставляет попыток прибрать к рукам Русь. После падения Константинополя папа Гонорий III и вслед за ним папа Григорий IX объявляли Руси экономическую блокаду. Тогда же, в самом начале XIII века их устами русские были названы «врагами веры», а в 1256 году объявлен «крестовый поход против схизматиков и татар», то есть против Руси и Орды. Как видим и у Орды отношения с католичеством не сложились. Здесь Рим создал ситуацию, при которой Русь и Золотая Орда стали сначала потенциальными, а затем и фактическими союзниками. И, наконец, уже папа Климент VI выдвинул лозунг противостояния Рима и Руси: «Русские - враги католической церкви». Продолжаются попытки сталкивать князей с ханами Золотой орды. [13] Как в этой ситуации Русь выжила одному Богу известно. И это называется эпоха рассвета после крещения, с которого столько свалилось на страну? Страну, которую сделали заложницей чужих амбиций.

Потомки римских патрициев совершенно не скрывали своих устремлений. В римской традиции в глубине дохристианских веков известен смысл красного цвета. Он однозначно символизировал войну, и являлся цветом бога войны Марса. В смысле стремления к власти красный цвет используется и сегодня в одеяниях римских кардиналов.

Только помощь свыше, мудрость князей и труды русских священников помогли выстоять в очередном испытании. Дипломатический ход князя Александра Невского побратавшегося с сыном Батыя христианином Сартаком создал договор, обеспечивший сохранность Руси на многие годы и после кончины князя. Князя, которого Русская Православная церковь назвала Святым Благоверным князем. По великим деяниям и слава великая.

Сегодня не все одобряют побратимство Александра и Сартака. Хорошо рассуждать сидя за чашечкой кофе в теплом и светлом кабинете, а в тех условиях от Византии, заварившей всю эту кашу, помощи ждать не приходилось, а как вы помните «У необходимости свои законы».

Повтор сценария.

Русь-матушка велика. Освоение Византией такой территории потребовало времени, за которое многое изменилось.

Позднее уже Рим попытался повторить византийский план только на этот раз уже с частью Руси. Эта попытка удалась.

Римский Папа предложил Даниилу Галицкому перейти в католическую веру. Тот согласился и получил титул «Русского короля». Как же трудно пройти испытание славой.

Вокруг короны, полученной от папы, никакой династии не возникло. После кончины Даниилы Романовича его королевство плавно потеряло суверенитет и в середине XIII века вошло в состав Литвы, а позднее - католической Польши. «Без единого выстрела» Западная Русь перестала существовать. Белорусы и украинцы, на пять веков стали польскими холопами! Киев - мать городов русских из Великого княжества превратился в польское воеводство. В XVII веке после раздела Речи Посполитой Западную Русь включили в состав Австрийской империи, где её после ополячивания начали онемечивать.

Киевская и Галицко-Волынская Русь были уничтожены католической Польшей под руководством Рима.

На этом примере легко видеть, что ожидало всю Русь после просветительского подарка Византии, если бы не воля Высших сил, изменивших ход истории Европы падением Константинополя и нашествием Батыя.

Вот вам и второе дно праздников славянской письменности. Этой контрабандой заменили славянскую литературу, а теперь заявляют, что таковой не было в природе. Имеющий глаза да увидит. Имеющий голову да поймет. Речь идет о церковной литературе, переведенной с греческого, именно церковной, а не славянской, о литературе, а не о письменности. Неужели не видно разницы? Как просто поймать на удочку, если ослабло чувство патриотизма.

Не добившись своих целей прямым вмешательством, Запад затуманил нашу историю как в басне И. Крылова «Лиса и виноград». Когда желанный плод в лапы не попал, лиса назвала виноград незрелым. Продолжилось использование лозунга-штампа о русской дикости и описания с точностью до наоборот периода присутствия монголов в Европе. Но это уже отдельная история.

«Бойтесь данайцев… »

Византию изображают в истории эдакой благожелательной меценаткой, раздающей подарки и при этом ни чего не требующей взамен. Не стоит забывать, что это ромейская часть Римской империи, а Рим со славянами не дружил никогда. Наоборот, основная масса римских гладиаторов состояла из славянских мечеаров на потеху патрициям. Всю свою историю римские и константинопольские армии сражались с дунайскими славянами.

И вот в Константинополе вынужденно улыбнулись, обстоятельства заставили. Мы тут же замурлыкали, и увидели друзей во вчерашних непримиримых врагах. Как-то странно выглядит такая историография. Какое уважение, если даже накануне крещения император Византии не спешить выполнять свое императорское слово о династическом браке. Конечно,  откуда может быть уважение к варварам. Рим всегда верен себе и только себе.  Невольно приходит на память: «Бойтесь данайцев, дары приносящих».

Даже замена славянской письменности, «роуських письмён, от которых научился и Константин», подается как греческий подарок. Письменность у народа отняли, и заменили на вновь изобретенную. Это «благодеяние» назвали даром. Но сведения об этом датируются поздними временами. А потому как-то не очень верится в их правдивость. Интересно, а как на самом деле в период с X по XVI века византийские подарки воспринимались народом? Наверно не по официальной версии. Иначе, зачем бы тогда понадобилось издавать в 1648 году царскую окружную грамоту о запрете водить медведей, а женщинам плясать. В реальности и водили, и плясали, и на масленицу гуляли. Вот только росчерком пера нас лишили дохристианских «роуських письмён». А мы сегодняшние эти черные мифы про нас повторяем, и кажется с удовольствием.

Источник: Истоки мифа об отсутствии письменности у славян,

http://chudinov.ru/parallelnyiy-mir-slavyanskogo-slogovogo-pisma/6/

Латынь и кириллица.

Своё влияние на Европу распространяли и Византия и Рим. Ключевым моментом здесь было этническое разнообразие на западе и славянская монокультура на востоке. Византии повезло. Создавать церковную литературу для варваров потребовалось лишь на одном языке. А перед Римом весь запад Европы и языков великое множество. Распространять писание в стольких переводах Вечный город не потянул. Было принято соломоново решение - распространять по всем странам родную Риму латынь.

Старушке Европе от Рима и Константинополя достались разные подарки. Западу - единый шрифт, а славянам - писание, переведенное на родной язык. Второй случай сподобился праздника, а первый праздником не отмечен. Да и как бы ему назваться «Праздником латинской письменности и культуры в Европе»? Иное дело письменность славянская, и звучит громко, да и лишний раз напомнить о славянской дикости не помешает.

Как видим, не больно те меценаты уважали чужую культуру. Оценивать сегодня случившееся тысячу лет назад в смысле хорошо это или плохо - бессмысленно. За десять веков эволюция давно выровняла «проседание», возникшее после революции. Мы просто рассматриваем исторический ход событий.

Захват Европы шел с двух направлений. Пал Рим и от Западной империи остался один Ватикан. Страны Запада сохранили свою государственность, ибо уже не было государства способного их поглотить, а Византия процесс продолжила. Однако на дальнейшую историю повлияло огромное уже религиозное влияние Рима. Здесь Рим преуспел более Византии, и далее произошло то, что произошло.

В список по теме

Византия, религия, славяне, крещение Руси, Веды, христианство, Киев, Рим

Previous post Next post
Up