Легенда о Рюрике

Dec 14, 2011 17:53



Фрагмент памятника Тысячелетию России в Новгороде, 1862 г. Фото.

Вокруг родоначальника первой княжеской династии Руси гуляют легенды. Ситуация рождена отсутствием сведений о его происхождении: откуда он пришёл на княжение и к какому народу-племени принадлежал.
Существуют несколько версий происхождения Рюрика, из которых основными являются норманнская и западнославянская. Любая из версий легендарна в основе. А коли так, выбираю ту, что по сердцу - вторую.
Кто только не интересовался родословием Рюрика.
15 апреля 1710 года немецкий философ и математик Готфрид Лейбниц писал французскому востоковеду Матурену де Ла Крозу, что, по его мнению, область варягов - это Вагрия в окрестностях Любека. В IX веке здесь жили славяне-ободриты, потом эта территория была завоевана норманнами. Но хотя Лейбниц выводил Рюрика из славянской области, он называет его «благородным датским сеньором».
Спустя столетие русский канцлер граф Н. П. Румянцев решил, что Рюрика надо искать в западных хронографах. По его просьбе бельгийский пастор Г.-Фр. Холлманн приступил к изысканиям в «туземных хрониках». И спустя два года опубликовал в Бремене брошюру «Рустрингия, первоначальное отечество первого российского великого князя Рюрика и братьев его». Холлман доказывал происхождение Рюрика из датской Рустрингии, в нижнем течении реки Везер.
Сегодня это область города Бремена, территория принадлежит Германии. А в стародавние времена здесь жили фризы, датчане и славяне-ободриты.


Карта земель южного берега Балтики. К западу от основания п-ва Ютландия.

В 1836 году дерптский профессор Ф. Крузе показал, что в немецких хрониках есть только один конунг (местный царёк), которого можно отождествить с Рюриком это Рёрик.
И если это именно наш Рюрик, то его биография вкратце такова. (Даты условны).
Семья будущего Рюрика претендовала на корону Дании. Рюрик, будем его так называть, родился около 809 г. В 808 г. король южной Дании Годфред напал на славян ободритов, и стер с лица земли один из важнейших центров западнобалтийской торговли город Рёрик (Мекленбург в устье реки Траве).
В 809 году у Хемминга заклятого врага Готфреда родился мальчик, которого назвали Рёриком. Это имя отец ребенка выбрал не случайно. Мой враг Рёрик разрушил, а я Рёрика родил! Это имя и определит судьбу мальчика.
Его отец Хемминг пытался бороться за трон с наследниками первого датского короля Годфрида. Рюрик, зная свое происхождение и претензии семьи, постоянно воевал с датчанами за корону. Ему было сорок три, когда после распада империи Карла Великого король франков Лотарь обвиняет его в измене и бросает в тюрьму. Рюрик из тюрьмы бежит и объявляется при дворе Людовика Благочестивого.
На протяжении многих лет Рюрик вел жизнь искателя приключений, участвуя в набегах, как на континент, так и на Британские острова. В хрониках тех лет он известен как «jel Christianitatis», что означает «Язва христианства».
В 845 г. Рюрик совершил набег на Северную Францию, и в том же году его корабли поднялись вверх по Эльбе.
В 845 г. у ободритов, живущих в устье Эльбы появляется король Рёрик.
Король ободритов в отстроенном городе Рёрике знакомится с купцами из далекой Ладоги.
В последующие годы он направил свое внимание на устье Рейна и Фрисланд.
В 854 г. Рюрик становится владыкой Южной Ютландии, и получает прямой доступ к Балтийскому морю.
Известный историкам набег датчан 852 года на «дальний город в пределах славян», очевидно, Альдейгью (Ладогу), видимо, и заставил волховских словен вспомнить, что главным врагом датчан и шведов был датский изгой Рёрик, король славян-ободритов и, как полагали ладожане, внук основателя Ладоги Гостомысла и правнук Буривоя по материнской линии. Кого же еще можно было призвать в опустошенную страну?
879 или 882 годом датируется его вероятная смерть. Есть информация, что Рюрик простудился на охоте и погиб от болезни. По другой версии - погиб в походе. Предполагается его захоронение в кургане Шум-гора в золотом гробу, и разумеется, легендарное.


На фотографии ритуальный курган Шум-гора. Стоит она в верховьях реки Луги в Батецком районе Новгородчины.

Это самый большой курган времен средневековой Европы. Он больше знаменитых шведских королевских курганов, где по преданию похоронены боги Тор и Один. Высота Шум-горы - 14,6 метров, а диаметр в основании - 70 метров. По своему строению курган напоминает ярусную пирамиду.
По местным легендам, в осеннее и дождливые дни с вершины кургана доносятся плачущие звуки. Эти места изобилуют фольклорными преданиями. У местных жителей к сопке мистическое отношение, они утверждают, что здесь обитают тени предков.
Интересно, что в этих краях существует легенда, похожая на легенду о могиле Тимура в Узбекистане. Нельзя вскрывать этот курган, иначе будет беда. Говорят, что в 1941 году на Шум-гору была послана официальная экспедиция, которая начала работы по вскрытию, но тут-то и грянула война…
Ученые считают, что Шум-гора - сложное ритуальное сооружение. По мнению некоторых исследователей, Шум-гора звучит от того, что при сильном ветре потоки воздуха проходят через каменный лабиринт внутри сооружения.
Для справки.
Работой Ф.Крузе «О пределах Нормании»  доказываются существование  устойчивых связей норманнов и балтийских славян. Версия, что Рюрик по своему происхождению был наполовину - даном, наполовину - ободритом, опирается на связи, характерные для семей датских конунгов, соседивших с вендами-ободритами.
Версия о датско-славянском происхождении Рюрика разумно объясняет многие спорные места в описании древней истории.
На Русь из Руси.
В 1929 г. Н. Т. Беляев высказал предположение, что «русь» - славянское сокращение датского топонима Рустринген (округ Руст).


На фотографии монета Рустрингии.
И меч и деньги всегда рядом. Здесь есть и Трезубец, который обязательно привлечет внимание украинских историков.
Мало того, что за Рюриком русь посылает «к руси», и он приходит на русь «со всей русью», так эта заморская русь точно локализуется летописцем между «готами и аглянами» [Ипатьевская летопись. ПСРЛ. Т.2. М., 2001. С. 4].
Всё изложенное доказывает, что пришедший на Русь «со всей русью» Рюрик - тот самый, что правил Рустрингией.
Теперь важно понять терминологию летописца, который называет русью тех, кто ищет себе князя на руси. Ладожане до прихода Рюрика ещё не русь. Летописец называет народы Ладоги именем, которое у них появится только после призвания нового князя. Короче. Ладога обратилась к конунгу Рустрингии (Руси), а после его прихода получила имя Русь. Это следует непосредственно из ПВЛ.
В Западную Балтику арабское серебро поступало лишь со второй половины IX в. Но это есть время Рёрика, которого и зовут, чтобы поток арабского серебра не шел исключительно шведам. Ладожане и призывают конунга обеспечить балтийскую часть торгового пути из «Варяг в арабы по Волге».
Археологи нашли подтверждение присутствия в Ладоге фризских ремесленников, производивших специфические роговые гребни по особо сложной технологии. Это те самые фризы, которые жили в датской Рустрингии Рёрика. Своих ремесленников не забыл и предоставил работу по своему новому месту жительства.
В староладожском скандинавском могильнике Плакун в погребениях IX в. найдены фризские сосуды. Находит подтверждение и факт оживленной торговли с поморскими центрами, а также приток оттуда ремесленников производивших керамическую утварь также в IX в.
И опять гидрогеология.
Согласно Фульдским анналам, в 850 г., Рёрик стал владетелем Дорестада. Но в 864 году уже согласно «Истории Дании…» Дорестад прекратил свое существование из-за повышения уровня моря и изменения русла Рейна.
Куда же было податься Рёреку-Рюрику? И предложение Ладожан оказалось кстати.
Эта одна из многих версий, которые говорят, что Ладожане жили самостоятельной жизнью и в Европе ими интересовались только захватчики норманны. Ну, разве что для порядка Рюрика позвали наряды выдавать.


Эй, кто-нибудь придите нас владеть и выдавать наряды на работу! Источник
Для справки по источнику.
В Троицком списке новгородской первой летописи читаем: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и управлять нами», именно так - «наряда», а не позднего «порядка в ней нет». А может то и не оговорка ученых?
В ХVII веке Троицкая рукопись входила в состав обширного сборника и была извлечена из него позднее. Об этом говорят сохранившиеся записи на первом листе.
Версия другая.
А теперь вспомним, что есть Ладога. Это торговый центр на серьезном торговом пути из Каспия через Волгу в Западную Европу. Так я и поверил, что здешние купцы не могут какие-то наряды выписать. Но многие историки читают слово «наряд» в смысле порядок, закон. Такой смысл непосредственно из текста не следует. Опять тайна.
После ознакомления с биографией вероятного Рюрика, мы обрели факты, которые в нашей истории реально не работают, а висят в воздухе. Не утомляя подробностями, поведу рассказ дальше.
Опять хронология.
830-е годы. Викинги захватывают Ладогу и облагают местное население данью. Сказанное подтверждается датировкой слоя пожаров в Ладоге.
С 863 года со страниц западноевропейских хроник исчезают упоминания о Рёрике. А наша ПВЛ сообщает об изгнании викинов из Ладожской земли, до того момента в силу слабости платившая дань завоевателям. У Ладожан подозрительно внезапно появились значительные силы для того изгнания. Кто ж так мгновенно усилил местные народы? Похоже, мы уже догадались. Конечно это Рюрик.
864 год. Дорестад - владение Рюрика утонуло в Балтике из-за изменения в гидрогеологии.
Ситуация сильно привязывает Рюрика к Ладоге. С ней в силу обстоятельств бездомный принц датский связывает свои перспективные планы.
Период 865 - 870 гг.
Не ограничившись Ладогой, Рюрик отбывает на Запад, чтобы урегулировать владельческие отношения с франкским и немецким королями Карлом Лысым и Людовиком Немецким. Речь о наследственных ленных владениях семьи Рюрика.
В отсутствие Рюрика в Ладоге поднимается смута. Именно этими годами археологи определяют слой пожара смуты. Летописи сообщают причину смуты - неумение распорядится свободой обретенной после изгнания викингов. Конечно, глупые и конечно не знали, как распорядиться свободой, ведь они ещё не христиане, а пишут об этом и переписывают летописи христианские монахи.
Однако причиной смуты в Ладоге по некоторым источникам явился некий князь Вадим, составивший оппозицию Рюрику. Вот оно. Не сами по своей языческой глупости передрались, а поднял «род на род» тот, кто тоже захотел властвовать в Ладоге. По предположению Татищева в примечаниях на Иоакимовскую летопись Вадим и Рюрик имели родственные корни по материнской линии. Вадим был старше Рюрика.
И что в результате? А в результате гражданская война и останавливается Восточный торговый путь. Западная Европа несет убытки. И с такой ситуацией она не согласна.
Действия Европы?
Вот скажите по здравому рассуждению, какая реально может быть дружина у бродячего принца? Воинов 200, ну от силы 400. И с такой силой ещё непризванный сумел изгнать викингов из хлебного места, и викинги с этим согласились? По-видимому, да, раз археологи не обнаружили в указанные годы следов пожаров Ладоги. Чудно право.
Итак, сначала Рюрик приходит незванно-непрошенно и помогает в боевых действиях, да так, что ни одной головешки от сражения.  А позже его призвали наряды выдавать, и он с той же небольшой дружиной навел порядок в довольно населенной земле и устранил соперника во власти?
Все это странно и нелогично. Поищем информацию.
В Бертинских анналах от 839 г. и данных Ибн Русте содержатся сообщения о каганате «народа «Рос» во главе с «хаканусом». Ладога была центром конфедерации северных славянских народов и финских племен, и ещё центром на важном торговом пути.
В этом случае становятся реальностью именно два похода Рюрика на Ладогу. Рюрик отнюдь не в одиночку воюет сначала с викингами и затем с оппозицией Вадима. Он это делает при военной поддержке франков и союзников - ободритов, заинтересованных в бесперебойности торгового пути и перераспределении денежных потоков с норманнами.
События обретают объективную реальность и логическую последовательность.
Перед лицом реальной опасности Европа, а не Ладога призывает Рюрика и даёт ему все, к чему он так стремился - только восстанови торговлю. И вот происходит «призвание» и «наведение порядка» в торговом доме «Волга-Запад».
Тому есть документальные подтверждения.
Реакция Европы.



На рисунке Политическая карта середины IX века.

В 857 г. Лотарь II формирует флот в количестве 350 кораблей (!) во главе с Рюриком. А сколько это воинов? Попробуем прикинуть. Дракары викингов могли принять на борт максимально до 150 воинов. По разным источникам число воинов на разных кораблях того времени составляло 40-60 человек. По усредненным оценкам у Рюрика армия в 20 тысяч воинов!
На этот момент Рюрику были возвращены и переданы в ленное (временное) управление Фризия и часть Ютландии. Эту территорию между Северным морем и Эйдером он получает от короля Дании Хорика II и вместе с этим беспрепятственный выход к Балтийскому морю. Новая международная обстановка позволила флоту Рюрика при поддержке южнобалтийских славян в их прибрежных водах совершать каботажные переходы на Русь. А значит и 20 тысячами армия могла и не ограничится. В это же время усиливается миссионерская деятельность христианской церкви как поддержка купцов-христиан. Польский историк Г. Ловмянский также обуславливает создание флота с Рюриком во главе, прежде всего торговыми интересами Лотаря II. Карл Лысый через своего архиепископа Гинкмара вступает в переписку с Рюриком по своим семейным делам.
Все это свидетельствует, что Рюрик на тот момент являлся фигурой авторитетной и как правитель столь обширных территорий не нуждался в миссионерских походах для поиска княжеского стола. Собственно на этот момент он получил почти все, за что боролась его семья в Дании и защищала свои права на Фризию в империи франков.
Призвание наоборот.
Вот примерно так Рюрик «призвался» на будущую Русь, и заметьте на уже существующий Ладожский каганат. И призвали его отнюдь не Ладожане, а заморские властители, направили военную экспедицию в Ладогу. За спиной Рюрика военная сила Европы для обеспечения беспрепятственной торговли. Короли направили флот во главе с Рюриком, который «пояша съ собою дружину многу и предивну и пояша по собъ всю Русь и придоша к словеномъ». Вот и летописи наши отметились недвусмысленно, хоть и темнили недоговоренностями про «наряд».
Вот оно призвание, а на самом деле военная миссия для восстановления «наряда» в данном контексте именно «законности и порядка» на Восточном Торговом пути, со всеми вытекающими. Военной силе целой Европы викинги, конечно, противостоять не смогли и ушли из Ладоги без боя. Вот и нет головешек.
И что в итоге? Подавляющее преимущество войск Рюрика очевидно. Не даром летописец отмечает «прибыл со всей русью». Грабил Англию, бил фрацузов - серьезный полководец, и серьезная армия.
Викингов завоевателей сменили другие завоеватели, и заодно ликвидирована местная оппозиция новыми пришельцами.
Рюрик пришел всерьез и надолго.
Смута 870-х подавлена. А дальше разбор полётов. Не вечно же Европа будет поддерживать Рюрика. Получили что хотели, а дальше живи, как сам знаешь. Вот какой вывод делал Б. Д. Греков в 1940-х гг.: «Варяжская дружина очень хорошо поняла, что необходимо для удержания в своих руках захваченной власти. И варяги заговорили на русском языке, стали молиться русским богам, называть своих детей славянскими именами и выполнять задачи, поставленные перед Русским государством всем ходом предшествующей истории».
Ещё в 1938 г, один из историков вопрошает: «...Как могла «шайка грабителей» объединить славянские племена в единое государство?», и замечает, что варяги и Рюрик «лишь возглавили процесс, который и без них уже шёл внутри славянских обществ»? [http://u.to/zNhYAQ].
По поводу факта призвания Рюрика в качестве главы Древнерусского государства Ключевский, опираясь на летописи, высказал предположение: «...Заморские варяжские князья с дружиной призваны были … для защиты страны, от каких то внешних врагов и получали определённый корм за свои сторожевые услуги... Почувствовав свою силу, наёмники превратились во властителей. Таков простой прозаический факт, по-видимому, скрывается в поэтической легенде о призвании князей».
А то, что Рюрик был «язвой христианства» наших попов-историков кажется, вообще не волновало. Как впрочем, и первых рюриковичей мало трогало широкое распространение арианства и несторианства. Пока варяги здесь укоренялись, лишние смуты стремились избегать. А это отвечало интересам всех прищельцев и варягов и византийской церкви.
Недаром все последующие поколения рюриковичей так ревностно оберегали свою бумажную привилегию на власть в стране. Все летописи как одна заточены под рюриковичей. Тем же займутся и Романовы. Инакомыслие искоренялось без пощады. Никаких поводов усомнится в их легитимности  и притязаний на трон. Про первую иноземную интервенцию на нашу Родину нигде ни слова. Вот, кажется, заодно и отыскались корни преклонения перед иноземцами, которое воспитано веками.
Всё это так напоминает «Смутное время», октябрь 1917 года и лихие 90-ые прошлого века.
В Интернет встретил интересное высказывание «Как только власть прорастала русскими людьми, а страна начинала жить по своей воле, то для «наведения наряда» совершались «революции» по сценариям заморских режиссеров». Современным идеям цветных революций, по крайней мере, веков 12.
Вот такая легенда про Рюрика у меня получилась. А нам сегодняшним урок. Летописи, конечно, читать нужно, но и собственной головой пользоваться не помешает.
И опять Пушкин предупреждал в своей «Сказке о золотом петушке», а, по сути, всё о тех же оранжевых революциях от иноземцев. Ведь может настать время, когда некому станет на Руси ассимилировать пришельцев, не говоря уже об отражении прямой военной угрозы.
В список по теме

Рюрик, Славяне, Русь, История Руси

Previous post Next post
Up