2.2 Экономика и защита.
Любое событие в обществе обязательно имеет экономическую составляющую. Вот к этому факту и предлагаю обратиться.
В результате «покорения Руси» каждый правящий князь и каждый христианский храм имели охранный ярлык, которым под страхом смерти запрещалось обижать князей и попов. В советское время такими грамотками-ярлыками церковь не обеспечили. Тогда действительно убили много дворян, священников и разрушили немало храмов, сохранившихся со времён того ига.
Многие и сами вспомнят храмы, которые разрушили коммунисты в прошлом веке. Редкое российское село сегодня без подобных руин. А зачем разрушили храмы, основанные во славу русского воинства, как, например, Храм Христа Спасителя и Казанский собор в Москве? Один в память о победе в Отечественной войне 1812 года, а второй посвящен чудесному избавлению России от польского нашествия и боярской смуты.
Во времена Батыя и позднее массового уничтожения церквей не происходило. Даже храмы XI - XII веков сохранились.
Наша история многим покоя не дает, только охраняй. Без охранных ярлыков и сегодня никуда. Та идея прижилась и в современной России: «Охраняются» памятники истории, которые включены в грамоты - перечни культурного наследия. Растет количество неприкосновенных личностей, а их ярлыки уже называются удостоверениями депутатов.
В свое время Батый с сильнейшей на то время армией прошел Русь, прошел Европу и встал в Заволжье с военной добычей от набега. После этого целых 20 лет (!) никаких поборов, даней, и комендатур завоевателей. И где здесь начало ига? Может, летописи что-то не договаривают?
В своей истории Русь и ранее была знакома с тактикой кочевников. Встречалась она и с киммерийцами, скифами, гуннами, половцами и пр. Что такое набег? Пришел, ограбил, убежал. А в нашем случае в эту схему не укладывается многое, и в первую очередь то самое Иго. Ни с игом ни даже с набегом не получается связать следующие события. Батый с сильной армией завоевал Булгар, оставил там свою администрацию и военный гарнизон. Далее прошел Русь и, взяв Торжок, 23 марта направился к Новгороду на Волхов, но, не дойдя ста верст, от Игнач-Креста повернул на юг и пошел на Козельск.
Официоз это отступление объясняет неуверенностью Батыя в сезонных условиях, он де от предстоящей весенней распутицы решил уйти. В те времена в отличие от сказок художественных фильмов находники воевали в основном в зимнее время, передвигая армии по ледовым речным дорогам. Автобанов тогда не было.
Но, во-первых, поход на Козельск грозил теми же весенними неприятностями. Даже большими. В Козельске снега начинают таять на две недели раньше, чем под Новгородом.
И, во-вторых, геофизика говорит, что как раз в тот год под Новгородом для татарской армии все складывалось благополучно, зима выдалась затяжная.
Заглянем в исследования климата Древней Руси, проведенные доктором физико-математических наук Е. П. Борисенковым и доктором исторических наук В.М. Пасецким, которые в своей книге «Экстремальные природные явления в русских летописях XI-XVII веков» дают справку: «Зима 1237/38 года - с сильными морозами. Люди, захваченные в плен татарами, «ото мриза изомроша».
Под 1238 годом читаем у Борисенкова и Пасецкого: «Поздняя затяжная весна. Монголо-татарские войска Батыя после взятия Торжка двинулись к Новгороду, не терпя лишений ни от метелей, ни от разлития вод. Весна была маловодная, и войска Батыя при отходе на юг не пострадали от половодья». Эти сообщения подтверждаются данными о морозной зиме в Западной Европе.
Выходит, взятию Новгорода на Волхове весна не мешала. Тогда почему все-таки «вспятиша от Игнача Креста»?
Есть версия.
Рухнул замысел разгромить соединенные силы Северо-Восточной Руси в открытом поле в одном - двух генеральных сражениях, используя свое численное и тактическое превосходство. Батый боялся растерять всю армию в сражениях под каждым русским городом. На Рязань пришлось потратить неделю. Две недели сопротивлялся Торжок. Козельск штурмовали семь недель. Только под Козельском Батый потерял около 4 тысяч воинов. Новгородские ратники, владеющие тяжелым оружием, одетые в крепкие доспехи, остались на стенах города. Предстояла битва не в поле. А против стен конницей много не навоюешь.
Версия выглядит убедительно, если бы не... Козельск случился после отворота от Новгорода. И потом, ведь сначала все-таки пошел на Новгород, но что-то во время этого похода произошло. Ни враг, ни погода храброго полководца не напугали. А если ему сделали предложение, от которого он не смог отказаться или к которому стремился сам?
Перед нами разворачиваются интересные события. Наш национальный герой Александр Невский становится приемным сыном самому Батыю и названным братом его сыну христианину Сартаку, ездит в Орду и участвует в соревнованиях батыров. Мало этого. По смерти князя Русская церковь причислила Александра к лику святых. А ярлыки на великое княжение после Александра, как правило, получали его прямые потомки.
Если об этом задуматься, а не просто автоматически повторять как заклинание - Батый все завоевал, разрушил и пожег, то в таком случае сам факт, что вы задумались, ставит под сомнение всю концепцию ига, а, следовательно, и официальную версию нашей истории.
Здесь два ключевых момента - выдача ярлыков для сохранения княжеской власти и та самая дань через 20 (!) лет.
Но сначала подумаем за Батыя и Золотую Орду. Что вообще надо было пришедшим на русскую землю? Если набег или иго, то почему возникли такие лояльные многовековые отношения с поверженным врагом? Сохранено русское княжение и Русская церковь, почему? Зачем и почему Батыю приемный сын князь Александр? Почему татарские мурзы и темники участвуют в княжеских усобицах и в защите Руси от Запада?
Всему этому есть только одно объяснение, и только оно позволяет создать логичную модель происшедшего.
Но сначала оглянемся вокруг. В Европе Папа Иннокентий IV в XIII веке объявил крестовый поход против схизматиков и татар, то есть против русских и Орды.
Папа Климент VI отчеканил формулу противостояния Рима и Руси. «Русские - враги католической церкви», - написал он твердой рукой. Другое дело, что Запад так и не смог одолеть Русь. И во многом благодаря тому, что на стороне Руси стояла ордынская конница. Еще до официального союза Руси и Орды, заключенного в 1257 - 1258 годах, ордынская конница принимала участие в освобождении от немцев Изборска и Пскова в 1241 году. А в 1243 году великий князь Ярослав, отец Александра Невского, призвал русских князей признать хана Батыя «своим царем»... Заметьте также, что союз возник через 20 лет после похода Батыя на Русь, и через те же 20 лет начались финансовые отношения Руси и Орды, которые недобросовестные историки назвали данью. Это же самый настоящий военный налог для военных действий против католических войск.
Орда защищала Русь и Русь за это платила.
Это самый настоящий договор со своеобразной подписью Батыя, назвавшего Александра своим сыном. А Русь в свою очередь в качестве подписи объявляла Батыя царем над русскими князьями. А иначе для чего вся эта дипломатия.
Вот она единственная модель ситуации, объясняющая все предыдущие загадки. Предположим, что двигаясь на Новгород, Батый получил первое предложение о союзе с Русью. Но для начала видимо пока о союзе только с Новгородом.
Переведем дыхание от такой исторической неожиданности. А дальше экономика и события как бы происходящие сами по себе.
ИГО - Волжская торговля. Концессия на паях.
Армия Золотой Орды, деньги русских князей и Великий волжский торговый путь. Вот что реально существовало в тот интересный период. Вот что реально объединило два молодых нарождающихся государства при неизменном татарском доминировании. И вот что эти государства отбивали от западных поползновений. Причина возникновения возможного союза, который был просто необходим обеим сторонам, становится очевидной.
Здесь возникает некая параллель русских отношений с Хазарией, когда в качестве уплаты некоего долга государству-ростовщику Русь направляла своих воинов для военных действий в интересах Хазарии. За проигрыш в битвах русских по законам Хазарии казнили. Такое иго существовало целых 70 лет. С Золотой Ордой ситуация немного иная.
Конечно, только суммой, выплачиваемой князьями на содержание армии Орды ханы не ограничивались. Совместная эксплуатация волжского торгового пути приносила барыш, значительно превышавший эту пресловутую дань. Во времена Ивана Калиты, когда тот взял выплату дани на откуп, сумма за всю Русь равнялась 5000 рублям. Ровно столько, сколько позднее платили
на содержание двора Константинопольского Патриарха. Что-то непосильной данью и не пахнет.
А вот ещё. В 1376 г. т.е. до Куликовской битвы нижегородский князь Дмитрий Константинович после успешного похода на Волжскую Булгарию обложил побежденных данью и опять в
те же 5000 рублей.
Получается, что размер дани того времени был какой-то стандартный. Да к тому же ещё одно удивление. Русский князь в период того самого ига сам обкладывает данью другой народ. Причем Булгары платили дань в то время и Руси и татарским баскакам. Объясните мне. А тут кто кому иго?
Уже после смерти Александра, когда немцы опять пошли на Новгород, тогдашний хан Менгу-Тимур, уже внук Батыя, в соответствии с договором Побратимства так и не утратившим силу, прислал конницу - немцы тотчас отступили и подписали мир на новгородских условиях.
Уже нет в живых тех, кто создал такие взаимоотношения, а культура Руси и её самобытность охраняется армией Орды.
Зачем выдача ярлыков.
Первую причину, укрощение разгула усобиц мы рассмотрели. А вот вторая. Предположим, что договор между сторонами все-таки был. И что тогда? Деньги счет любят. Заключая договор, хан выторговал себе право самому назначать князей для работы на торговом пути и управления финансовыми потоками. Вот вам и ярлыки как охрана доверенных лиц хана от случайных неприятностей и способ контроля прибыли Орды через тех же доверенных князей. Все согласно чингизидовой Ясы - свода законов. Ну а зарвется, какой князь от жадности, тогда уж не взыщи. Особенно ярко это видно в судьбе тверского князя Михаила, спорившего с Москвой за первенство и великое княжение. Но обманул Михаил хана ради ярлыка. На тендере «кто больше соберёт дани» тверич предложил явно завышенную сумму, которую не смог выплатить. В итоге вызов в Орду и гибель Михаила Тверского. Все остальное красивые сказки, написанные поздним пером.
http://www.st-tver.ru/publications/detail.php?id=197Почему ярлыки и для Русской церкви.
Религией многих, едва ли не большинства в Орде, было христианство. Христианами были жена Батыя и сын Сартак. Но в 1313 году к власти пришел хан Узбек, который объявил ислам государственной религией, а несогласным рубил головы. Русь этот ханский указ не затронул. И что воле хана могло помешать? Все тот же предположительный Договор между Русью и Ордой. Согласно законам Ясы заключенное побратимство выше кровных уз, оно сохраняется и после смерти побратимов Александра и Сартака.
А что в Орде после указа хана? Все, кто не отказался от веры отцов в Орде, бежали на Русь, к своим единоверцам. Сегодня их бы назвали религиозными эмигрантами. Таких были сотни тысяч. Русь предоставила беженцам религиозное убежище и Золотая Орда в процесс не вмешалась. В результате против Мамая, пришедшего к власти в Орде на деньги католиков генуэзцев, на Куликовом поле стояли уже и внуки некогда изгнанных христиан ордынцев. Битва на Поле была отнюдь не пресловутая «национально-освободительная война Руси с Ордой», а вполне конкретная защита общего государственного образования Русь-Орда от католического Запада в лице узурпатора Мамая, имевшего в составе своего войска генуэзских рыцарей. И героем той битвы стал московский князь Дмитрий. Но до того в истории был Александр.
История Руси это князья Александр и Дмитрий.
Вот первое главное лицо нашей русской истории - князь Александр Ярославич Невский.
Александр обеспечил себе поддержку Орды в отражении крестового похода начатого Римской католической церковью в XIII веке на Русь и Русскую церковь.
Вспомните слова приписываемые князю Александру. Он призывал всех приходить на русскую землю без меча и торговать. Опять поминается международная торговля как основа всей политики.
Роль Александра для истории Руси переоценить невозможно. Вот и высокая оценка его трудов - церковью причислен к лику святых. Тут церковь не молчит Александр её духовное чадо. Отмечен святым званием и герой Куликова поля князь Дмитрий Донской. Это вам не Владимир сын рабыни, принявший крещение от арианской церкви, а потому и документов на священную приставку к титулу не получил. Только духовная молва произвела Владимира в святые.
Но как уже сказано в начале, взаимовыгодные отношения сложились между Русью и Золотой Ордой в результате борьбы мнений и диктата ситуации непреодолимой силы, форс-мажор по-современному.
Сложившиеся отношения имеют четко очерченные рамки, которые без изменений сохранялись веками. И это говорит о том, что некий договор, который устраивал обе стороны, все-таки имел место. А его основой был Волжский торговый путь.
«Было не было иго» от татаро-монгол видимо следует просто исключить из исторического лексикона. Во-первых, как исторические термины «иго» изобрели в Польше в XVII веке, а «татаро-монгол» изобрели в XVIII веке. Во-вторых реальные отношения Руси и Золотой Орды только одним игом описать невозможно. Истинный процесс включал в себя значительно большее.
Предыдущее Следующее