Русь и Золотая Орда. Часть 1

Nov 14, 2011 14:03

1. Диктат непреодолимой силы.
Этот период раскрашен отрицательными эпитетами и припечатан авторитетными штампами. Он давно изучен, и тема для обсуждений как будто закрыта, но...
Вы читаете эту статью, но сначала прислушайтесь к себе. Что хотите узнать о том диковинном периоде нашей истории?
Если стремитесь понять через осмысление это чтение для вас. Если, услышав слово, иго у вас перед глазами возникают кровавые разборки и грабёж страны, отложите статью. Мы всё равно не поймём друг друга.
Это написано для тех, кто ищет истину, а не готовые штампы.
Что же тогда случилось.
Прежде всего, попробуем дать общую оценку событий происшедших на востоке Европы с начала XIII века.
Стандартный взгляд видит следующее. Пришла с Востока сила и задержала развитие России на двести лет.
Однако ход истории не выключатель на стенке. Исторический процесс потому и процесс, что он идёт всегда и непрерывно. Его развитие не механическое перемещение либо «вперед», либо - «назад», либо - «стоять на месте». На деле нет ни цели, ни начала, ни конца. Все это истории приписывается уже человеком. Другое дело, что может измениться направление движения.
Именно это и произошло в результате «монголо-татарского» нашествия. Оно не затормозило, а изменило направленность развития России. Ранее развивавшаяся в тесной связи со странами Запада, сама сформировавшаяся на Западе, Русь с приходом восточной силы оказалась теперь изолированной от своих западных истоков. В ее облике стали проявляться черты «восточного» уклада.
Скандинавско-славянский синтез сменился русско-татарским симбиозом.
После нашествия и осознания военного превосходства пришельцев, которое невозможно пересилить, линия на «героическую борьбу» сменилась на политику налаживания мирных отношений.
Осознание нереальности вооруженного противоборства стало доминирующей линией в отношениях русских князей с татарами, в результате чего сложилась прочная система взаимоотношений, все более превращавшая Русь в составную часть своеобразного государственного объединения.
Завоевание Руси не сопровождалось ее оккупацией: татары создали на границе с нею собственное государственное образование - Золотую Орду. Они не пытались насаждать свои порядки на Руси.
Это отнюдь не означало их отказа от вмешательства в дела Руси на политическом уровне. Татарские ханы создали жесткую систему контроля поступков русских князей. В то время политическая стабильность на Руси постоянно подвергалась испытаниям от непрекращающихся усобиц. Это заставило Орду активно конечно в своих интересах заняться «улаживанием» княжеских конфликтов. В конечном итоге, это вылилось в систему особых грамот-ярлыков, что позволило ханам контролировать передачу наследования княжеских уделов и даже великого княжения.
Кроме борьбы с усобицами система ярлыков обеспечивала «юридическое» соответствие законам Ясы. Ярлыки говорили, что как бы не завоеванные русские князья выполняют поручения ханов, а, следовательно, обладатели ярлыков неприкосновенны.
В свою очередь, и татары оказались «полезны» Руси. Помимо уже упомянутого поддержания определенной политической стабильности, Орда была той высшей инстанцией, к которой апеллировали князья в своих спорах. По сути дела, Золотая Орда стала играть роль высшей власти при сохранении великокняжеского титула на Руси.
Кажется, при таком взгляде события приобретают смысл и логическую последовательность. Однако общность и взаимность интересов политических верхушек Руси и Орды никак не укладывается в «общепринятую» схему отношений XIII - XV вв. как монголо-татарского ига. Также вряд ли правомерна другая крайность, представлять эти отношения как едва ли не добровольный союз противостояния чуждому Западу, умаляя значение таких элементов системы как "выход", ярлыки, баскаки и др. Никто никому быть меценатом не собирался.
Попробуем составить первую формулировку характера русско-татарских отношений этого периода как:
дуалистическое русско-татарское симбиотическое государственное образование с доминирующей ролью татарского элемента.
Звучит сложновато. Вернемся к началу, видимо, там что-то упущено, и потому вышла эдакая трехэтажность.
А если попробовать так.
Основу пришедших на Русь составляли кочевники-скотоводы, у которых в конце XII - начале XIII вв. начались процессы образования государства, подобные тем, что пережили славяне ещё в IX веке. Как и все государственные образования такого рода, новички оказались крайне воинственными. Их славянские соседи к тому времени уже преодолели стадию своей первичной молодежной агрессивности, и пришедшим удалось весьма быстро их разгромить.
Вот теперь поход Батыя дόлжно рассматривать не как серьезный набег, после которого почему-то не «ушли к себе», а как попытку захвата территории для нарождающегося татарского государства.
Однако жизнь внесла коррективы. Пройдя Волжскую Булгарию, Русь и часть Европы, Батый понял, что сил для задуманного захвата такой огромной территории у него явно не достаточно. А синица в руке лучше журавля в небе.
И вот рядом на Волге уже два государственных образования Русь и Золотая Орда и оба в процессе государственного становления, но немного в разных фазах этого процесса.
Теперь нестандартные взаимоотношения двух формирующихся государств выглядят уже не так странно как по началу. Русско-татарские отношения складывались в силу конкретных причин, причем к оптимуму стремились обе стороны, но каждая исходила, конечно, из своих интересов.
Стоит лишь на шаг отойти от идеологического стереотипа «героической национально-освободительной борьбы» как появляются другие версии, которые опираются на законы развития общества.
Законы эти неумолимы и действуют объективно. Точно по такой же причине в V веке пал некогда могущественный Рим, а в середине XV века под ударами молодого турецкого государства падет Византия. В отличие от Руси и Западная и Восточная части Римской империи будут именно завоёваны, а Русь без генеральных сражений и «национально-освободительных войн» сохранит свою самобытность, этническую территорию, княжеское правление и религию. Разница очевидна.
Очередная революция.
Пришедшее с юга ортодоксальное византийское христианство, от которого осталось лишь Патриаршее подворье в Стамбуле, подтолкнуло Русь к революции к замене религии.
Революции это не прогресс и отнюдь не созидание, это в первую очередь уничтожение предыдущей культуры уже в который раз на нашей земле. Вот откуда то самое «торможение», которое почему-то относят совсем не туда, вот кто на самом деле давил на педаль того тормоза и почему «заюзили» общественные процессы на Руси до того шедшие полным ходом, как и везде в Европе.
Как говорят юристы, найден мотив, т.е. двигатель тех процессов. Мотивом оказалось формирование двух государств на соседних территориях и вмешательство византийских священников, которые и сами-то не смогли сохранить свою страну.
Источник:
Сайт Евгения Евдокимова, История Великой Руси, http://clarino2.narod.ru/gos3.htm.
2. Смена вектора развития Руси.
Собирая информацию по теме, столкнулся с целым спектром взглядов, опирающихся на одни и те же факты. Сам по себе факт безлик, а жизнью его наполняет автор со своими взглядами и стилем изложения.
Тут невольно родилась аллегория.
Процесс истории он как полноводная река. Крайние высказывания обозначают границы спектра мнений по теме. Судовой ход фарватер - истина, которая приближается то к одному берегу, то к другому. Но фарватер никогда не проходит по самому берегу - крайних в спектре мнений.
Многообразие трактовок позволяет и сам процесс увидеть, и попытаться определить фарватер истины. Я собрал мнения представителей разных традиций, включая атеистов, и вот что у меня получилось.
Короткая историческая справка.
Практически одновременно с татарскими завоеваниями происходили завоевания литовские, польские и немецкие. Великое княжество Литовское (ВКЛ) распространило свой суверенитет на территории современных западных областей Российской Федерации, Белоруссию и северные, лесные области Украины (степной юг находился в Орде). Позже ВКЛ объединилось в унию (союзное государство) с Польшей и таким образом образовало Речь Посполитую. Владимиро-Суздальская Русь, войдя в состав улуса Джучи (Золотой Орды), постепенно стала этническим ядром формирования русского народа. Новгородские и псковские земли присоединились к улусу в 1237-38 гг. добровольно, не будучи завоёванными.
И ещё к справке.
В тот период существовала постоянная военная угроза, особенно со стороны Речи Посполитой, Ливонского ордена и Швеции, неоднократно вторгавшихся на территорию Руси. Здесь вполне логично предполагать наличие крупных конных гарнизонов татар на западных русских границах. Напомню, что Русь являлась автономной областью улуса Джучи.
Необходимо отметить, что многие татары, находившиеся на гарнизонной службе, вместо денежных выплат или наряду с ними, по обычной практике того времени, получали «уделы на кормление». Практика эта аналогична «кормлению» старшей княжеской дружины. Остальные дружинники (младшие, гридни и отроки) кормились у князя и от войны. В последствии при Иване III система заменилась выделением поместий за военную службу Государю Всея Руси ежегодно с весны до осени со своим оружием.
Податное сословие на Руси.
Поместья и уделы «кормления» выделялись вместе с крестьянами там проживавшими. Само слово «крестьянин» имеет очень интересную историю. В более древних текстах, как правило, оно пишется так - «хрестьянин». Ничего не напоминает? Одни исследователи видят в этом конкретную конфессиональную принадлежность, другие идут дальше и называют в качестве истока имя языческого бога Креса. Главное, что и те, и другие видят здесь принадлежность к податному сословию. Слово «крестьянин» в позднем его применении не имеет других значений кроме как принадлежность крестьян-христьян к низшему сословию Руси.
Религия с лейтмотивом «вся власть от Бога» помогала сдерживать выступления народа, т.е. нижних социальных групп против любой власти, как русской, так и татарской. Это отлично понимали представители элитных сословий Руси и Золотой Орды.
Широкие народные массы Руси мусульманскому влиянию подвержены не были. Скорее, наоборот, именно в золотоордынский период они в наибольшей степени подвергаются христианизации. Причём этот процесс наиболее интенсивен именно при ханах Узбеке и Джанибеке, главных распространителях Ислама в степи.
Хана Узбека христианские историки называют даже «благодетелем христианства». Не исключено, что такая позиция разделения «религии для черни» и «религии для элиты» сыграла свою роль в дальнейшей судьбе Ислама на Руси.
Продолжим с выводов.
Рассматриваемая нами тема серьезна и требует к себе такого же отношения. Мне пришлось обратиться к большому объему разноплановой информации, с которой вы встретитесь ниже. Начну с конца. Эта методика изложения позволит легче воспринять сложный материал.
В ходе исследования (все доказательства прочтете ниже) сделаны следующие выводы.
До распада Золотой Орды и начала независимой Руси имело место взаимное проникновение культур Руси и Золотой Орды.
Доктрина «Москва - Третий Рим» как идея сначала выросла от византийских корней, затем сменила вектор развития Руси и вывела её из состава Золотой орды.
Изменения политической карты восточной Европы.
Для обоснования первого вывода рассмотрены разные сферы жизни: международная, экономическая, военная, религиозная, культурная.
Доктрина о «Третьем Риме» сформировалась при великом князе Московском Василии III. Но она не является число русской. Третий Рим - европейская религиозно и политическая идея, использовавшаяся для обоснования особого значения различных стран, как преемников Римской империи.
Эта идея, основанная на концепции «переноса империи», использовалась для придания законности притязаний разных монархий на преемственность и по отношению к Византии.
В XIV веке сербский царь Стефан Душан и болгарский царь Иоанн-Александр, имевшие родственные связи с византийской династией, объявляли себя наследниками Рима. В болгарской письменности встречается идея, что новым Константинополем является Тырново, тогдашняя столица болгарского государства.
Так что право называться Третьим Римом Руси надо было ещё завоевать. Вот здесь и проявились пришедшие на Русь византийские монахи-переселенцы. Вот тогда и начались реальные, а не былинные отношения Византии и Руси. Но как только подготовительные работы были выполнены, на созданном фундаменте началось возведение Русской церкви, но уже не греками, их земенили местные национальные кадры.
И главный вывод: Наиглавнейшим побудительным мотивом всех событий периода русского средневековья стал Волжский торговый путь. Вот почему на Русь обрушилось столько разных сил со всех сторон света. Этот путь притягивал к себе как магнитом Рим, Византию, Хазар, Булгар, Батыя, Польшу и позднее Турцию.
Теперь можно приступить к изложению в виде отдельных новелл.
2.1 Иван III и византийское религиозное влияние.
Под ударами сначала сил управляемых Римом, а затем натиска молодого турецкого государства закачалась и пала Византия. На арене истории появляются новые действующие лица. Эмигранты из Византии экстремисты-монахи решившие склонить на свою сторону «северных варваров». Их амбиции совпали с интересами князей Рюриковичей, и результат - доктрина «Третьего Рима» в русском варианте родилась на свет. Сепаратистам Рюриковичам требовалась идеология, способная послужить знаменем движения за отделение от Орды. Беглым же монахам нужна была точка опоры для осуществления их реваншистских планов по возрождению Рима, хотя бы и Третьего.
Источники: Ахмад (Дмитрий) Давлетшин www.islam.ru, http://muslim-mo.info/islam_v_moskovskoy_rusi
Их сторонники и предшественники подготовили тому прекрасную почву. Хоть и известна болгарская княжеская ветвь, все летописи у нас написаны исключительно под Рюриковичей. В условиях деятельного, интенсивно развивающегося государства монахи Византии и Рюриковичи нашли друг друга. Следствие этого симбиоза - изменение вектора развития Руси. Реально это изменение стало проявляться с конца XIV начала XV в.в., как раз в это время на Руси возрастает влияние византийского христианства, а христианство арианское сходит на нет. Первый результат - замена при Иване III великокняжеского титула на титул «Государь Всея Руси» и присоединены к Московскому княжеству новые земли: Великий Новгород, княжество Тверское и Вятичская боярская республика (см. карту http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/06/Rus-1389.png). Русь начинает превращаться в Россию.
Князья Одоевские, Навасильские, Воротынские и многие другие, сидевшие на восточных окраинах Литовского государства, бросают своего великого князя и переходят на службу московскую, подчиняя Московскому князю и свои земли. Именно этот переход старых русских князей от католического государя Литвы к православному князю Всея Руси и дал повод московским князьям считать себя государями всей Русской земли, даже той, которая находилась под литовским владычеством. Такое соединение с Москвой объяснялось единством веры и народности.
Присоединение земель не самоцель. При Иване III государева казна получила реальное и существенное пополнение, позволившее создать серьезную армию, с которой решались многие государственные задачи. При Иване III Золотая Орда раскололась. Восточный сосед Руси её опорой более не является. Прекращаются финансовые выплаты в Орду.
Летом 1486 года резко осложнилась обстановка в Казани. Обострилась борьба за престол между сыновьями хана Ибрагима. Один из них, Мухаммед-Эмин был сторонником Московской ориентации. Но власть в Казани захватил Алегам. Мухаммед-Эмину пришлось бежать в Москву, спасаясь от своего брата. Он бил великому князю челом и назвал его отцом, то есть совершил акт признания своей зависимости от русского государства. Взамен беглец просил у великого князя "силы на брата своего".
20 июля 1487 года было солнечное затмение. Небесные события в средневековье наводили страх на людей. Но в Москве торжественно гудели колокола - русская столица  праздновала победу. Взятие Казани было важнейшим событием. Глава Русского государства поставил казанского хана «из своей руки». Теперь дружественная, вассальная Казань - союзник Москвы, опора ее политики на Среднем и Нижнем Поволжье.
Подчинение Казани - многозначительный факт в истории Восточной Европы. На развалинах империи Чингизидов стала складываться новая политическая система на это раз во главе с Русским государством. В истории малых народов Поволжья и Заволжья наступил новый этап - постепенное включение в состав Русского многонационального государства, этап возрастающих политических, экономических и культурных связей с русским народом. Позднее в процесс раздела островов бывшей империи вклинилась Турция, что привело к повторному взятию Казани уже при Иване Грозном.
http://www.lants.tellur.ru:8106/history/referat/ivan-III.htm
Очередная смена курса исторического процесса.
Конечно, вектор развития Руси изменился не сам. До инспирированного отчуждения существовало взаимное проникновение культур Руси и Золотой Орды. Об этом будет сказано ниже. Замечу только, что точно такой же процесс взаимной ассимиляции, будучи предоставлен сам себе, привел в свое время к возникновению симбиоза славян и волжских булгар, логическое завершение которого - балканская страна Болгария. В дальнейшем Болгария вошла в состав Византии, но не просто территорией, а уже как царство Болгарское.
А вот в процесс формирования Русско-Ордынского государства вмешались силы, расколовшие наметившийся союз до завершения процесса создания государства. Этим силам в ходе реализации своих планов удалось спровоцировать хана Тохтамыша на совершенно глупые для него поступки. Разрыв отношений Руси и Орды, нападение на Москву, ссора с Великим Тамерланом. И политическая карта Европы стала изменяться. Исчезло Великое княжестово Литовское недальновидно пожелавшее использовать Тохтамыша в своих целях, за что и попало под удар Тамерлана, ослабла Польша, стала распадаться Золотая Орда, начинает формироваться русское государство.
Кстати взять Москву в 1382 году Тохтамышу помогли суздальские агенты влияния, уговорившие москвичей зачем-то открыть городские ворота. Нижегородские князья Василий Кирдяпа и Семён Дмитриевич поклялись, что стоящий под стенами города Тохтамыш ничего дурного москвичам не сделает, если они сдадутся. Располагая одной конницей не имея осадных орудий и иных средств штурма хану Москву было не взять. Однако в отсутствие князя Дмитрия, отправившегося собирать ополчение, случилось национальное предательство. Результат - огромные жертвы.
Ориентация «На Восток» сменилась ориентацией «На Запад». Позднее различные течения в обществе привели к расколам уже времён Патриарха Никона. Тогда возникла необходимость принципиальных изменений в летописях и хрониках. Что и было реализовано.
Теперь ясно кто и когда писал на Руси византийские хроники о крещении киевлян. Это те самые эмигранты монахи Византии и их сторонники на Руси.
Следующее

Тохтамыш, Русь, История Руси, альтернативная история, Иго, Тимур

Previous post Next post
Up