Главный национальный миф о предрасположенности к водке. Часть I. Сначала был Аль-кхоль.

Mar 04, 2011 13:15

О приоритете на водку и предрасположенности к пьянству.

Эту идею как лозунг буквально вбивают нам в головы, в чем изрядно преуспели. За последующие после Сталина 20 лет количество выпиваемого нами алкоголя выросло более чем в два раза. Темпы роста потребления в эти годы в 37 раз превысили темпы прироста населения!

В 1952 г. страна имела показатель потребления алкоголя - 2 литра в год на человека. При этом Советский Союз был одним из трезвейших государств мира. В 1950 г. советский человек потреблял чистого спирта в 3 раза меньше, чем англичанин, в 7 раз меньше, чем американец и в 10 раз меньше, чем француз.

Так откуда же взялось нынешнее утверждение, что мы - пьющая нация? Почему с этих вполне «пристойных» 2-3 литров мы так быстро скатились к угрожающим нынешним цифрам? А может быть, этот миф придумали производители алкоголя, те, кому выгодно, чтобы народ пил как можно больше? А может, за рубежом таким способом решили бороться с населением нашей страны?

Так ли исконно «исконное пьянство» на Руси

Колышется море русской истории. Вздымаются волны событий. И покрыты те волны темной пеной черных мифов. Самый опасный из них миф «Об исконном русском пьянстве».

Сегодня с пьянством в России ситуация действительно чудовищна. Но как всегда бывает если что-то касается именно России, то в мировой истории и её статистике обнаруживается второе дно. Погрузимся в нашу историю и посмотрим на истину без мифов. Проверим тезис исконности русского пьянства. Заодно поищем почву, на которой эти пьяные корни произросли.

Ищем начало.

Зародился этот кошмар далеко за пределами русских просторов. Первый шаг в создании современных крепких т.н. алкогольных напитков принадлежит арабам. Велико и разнообразно это зелье сегодня, но все началось со спирта ректификата. Получен он был методом возгонки как побочный продукт при создании косметических красок для восточных красавиц. Источники называют дату события 800-й год. Продукт назвали Аль-кхоль.

Первый Зеленый змий выполз из винограда, а затем взялся и за другие пищевые продукты.

Независимо от арабов уже на основе риса заработали самогонные аппараты в Китае и Японии. Человеческая цивилизация получила возможность получать спирт практически в неограниченном количестве. Метод дал начало т.н. крекингу нефти. Точно на таком же принципе добывается теперь бензин из нефти.

Арабским, китайским и японским алхимикам удалось создавать спирт крепостью до 20%. Быстро поняв, какого опасного джина выпускают из бутылки, в арабском мире наложили религиозный запрет на потребление спирта.

Западная Европа пошла своим путём. Здешние алхимики в лабораториях католических монастырей занимались поиском философского камня и параллельно совершенствовали процесс ректификации. Для начала продукт переименовали. Отныне он становится «Водой жизни» - лат. «Aqua vitae». Этой «Воде жизни»  стремятся увеличить процент крепости. Изобретается виски - 45%, джин - до 70%, коньяк - до 45%. Эта зараза начинает расползаться по всему миру. Появляются шотладское виски, польский оковит и французское о-де-ви. Этимология имеет прежний источник - аква вита.

А вот и датировки. Коньяк во Франции начали делать с 1334 года, английские виски и джин с 1485, шотландский виски с 1494, немецкий шнапс начал радовать немцев с 1520 года. Точных данных о начале производства водки на Руси историки не обнаружили вообще. Когда в состав Российской империи в XIX веке вошла Бесарабия с её виноградниками, то для начала производства крепких напитков пришлось приглашать специалистов из-за рубежа, своих в  данной области исконно не имелось.

Донское виноделие после античных греческих времен было утрачено. Казачий уклад не позволял напиваться. Да и как бы они выстояли в пьянстве против Ногайской Орды, Крыма и Турции.

Россия как рынок сбыта.

После неудачи своего ставленника Мамая на Поле Куликовом генуэзские бизнесмены взялись за освоение Московского рынка сами. В 1386 году на Руси при дворе впервые появляется первая аква вита (водка) как подарок от генуэзского посольства, следовавшего из Крыма в Литву, а с 1428  года предпринимаются попытки организовать прямые поставки водки на Русь через Крым из Генуи. Но русские приняли тогда иноземный подарок как лекарство. Живую воду использовали для травяных настоев и компрессов. На внутреннее употребление был наложен запрет. Но настырные иностранцы снова привозят водку в Московию уже при Василии II. И опять высочайший запрет. Русские по-прежнему оценивают жидкость как небесполезную в медицине.

На календаре истории уже XV-й век, а исконность русского пьянства не просматривается.

Пьяное начало.

Не могу удержаться, что бы ни процитировать веселую фразу В. Мединского: «Откровенная «отсталость» московитов, их неготовность слиться в алкогольном экстазе с европейской цивилизацией удивительна, но по-человечески понятна. Некогда, гости дорогие, ну совершенно «не момент»… В стране происходят события исторического масштаба. А вы, господа лезете со своей мальвазией и откровенной борьбой за новые рынки сбыта!». Припомните события в истории Руси того времени. Формируется Московская Русь, аккуратная дипломатия с Ордой, Псков отбивается от немцев и примкнувшим с ним шведам, специфические отношения с Тверью и Рязанью, поднимается общественная роль духовенства, Польша стремится на Восток. Очевидно, что вопросы дегустации занимали страну в последнюю очередь.

Здоровый образ жизни наших предков был национальной чертой, это подчеркивали и прибывавшие в Россию иностранцы. Особое уважение вызывает политика Ивана Ill-го, который практически запретил изготовление хмельных напитков. Эту же политику продолжил и его сын Василий.

Церковь тоже не оставалась в стороне от антиалкогольной кампании: Митрополит Кирилл в XIII веке активно проповедовал против пьянства: "Пьяницы - все отвергаются, ибо лучше один достойный служитель алтаря, чем тысяча беззаконных". В XIV веке митрополит Алексей пишет: «Ещё, дети, пишу вам о том, чтобы вы отсекли от себя корень зла, возбуждающий всякое беззаконие - пьянство».

Но как ни сопротивлялась Московская Русь алкоголизации, с XV века началось потребление водки и здесь. Историки связывают это с событиями в Крыму. В 1460 году крымские татары захватили Кафу - генуэзскую колонию в Таврии, после чего на Русь прекратился ввоз итальянских и испанских сухих вин. Поистощились запасы лесного мёда для вкусных напитков, а против браги и пива как языческих продуктов сильно возражало духовенство. Всё это вынудило русских перестать употреблять свои традиционные и полезные напитки.

Где-то с середины XV века из отечественного ржаного сырья был выгнан первый русский спирт.

В это время Русь перешла на трехпольный севооборот. Появился избыток зерна ржи, часть которого и могла пойти на производство спирта.

Но только спустя век появились на Руси первые письменные упоминания о пьянстве.

Водку наши предки не пили вольготно. Указом Ивана Грозного разрешено было потребление злодейки с наклейкой под строгим государственным контролем. В 1565 году открываются первые царёвы кабаки. Входить в которые могли лишь люди из царского круга, в первую очередь, опричники. Для пития простому люду были жёстко определены лишь праздники Рождества, Дмитриева суббота да Святая неделя. За употребление водки в иное время наказывали плетьми и даже тюрьмой. При этом нужно отметить, что крепость водки того времени была несравненно меньше нынешней.

Потребление нового продукта было обставлено государственной монополией, множеством запретов и ограничений, при которых не могло быть и речи о постоянном пьянстве.

Славянские цари проводили, как правило, антиалкогольную политику. В период мощного взлета России с XV по XVII века её население было самым трезвым в мире. Не пропили страну в Смутное время, а отстояли.

Исследователь старины Прыжов в "Истории кабаков в России", показывает, что у наших предков пьянства не было. Веселится веселились, но меру знали. "Питие не было пороком, разъедающим народный организм. Оно составляло веселье, удовольствие, как это видно из слов, вложенных древнерусским граматником в уста Владимира: "Руси есть веселие пити - не может без того быти".

Прошли века, и ту же поговорку дилетанты от науки стали приводить как пример русского пьянства, а отнюдь не хлебосольства и веселья. А это согласитесь вещи разные.

Не русские корни у спирта и водки. И споры о том кто изобрел термин Водка не более чем споры о праве на торговый бренд. Одно дело изобрести эту жидкость, а совсем другое спорить о праве какую наклейку лепить на бутылку. Спирт теперь во всем мире гонят, а при низкой себестоимости сырья прибыль от продукта как от нефтяной скважины. Есть за что бороться. Так появились мифы про водку от кремлевского монаха Исидора и про псевдоучастие Д. Менделеева в спаивании населения. Только к теме нашего исследования это отношения не имеет.

Для справки.

Откуда самогонщик Исидор. Внешторг СССР, занимаясь внешними поставками водки для получения конвертируемой валюты, нуждался в установлении исторического приоритета. И вот появляется история монаха-алхимика Исидора. И даже целый музей в Московском Кремле изобретается по данному поводу. А вот исторического подтверждения такому факту не существует ни малейшего. Ну, разве что современные фильмы и художественная литература. А вот что действительно известно в истории так это инкриминируемая Исидору государственная измена, за что как еретик он и был посажен в Чудов Кремлевский монастырь под домашний арест. Убежденный униат Исидор будучи Московским Митрополитом получил в Риме от Папы сан католического кардинала и звание легата всех северных стран. Прибыв на Москву, повел службы с католическим крестом и провозглашением многих лет Папе Римскому. Это в Православной-то Москве! Госпереворот готовил, а не самогонку гнал.

Д. Менделеев занимался разработкой технологий и стандартов для просушки пороха с помощью спиртовых растворов, к питейным заведениям отношения не имел ни малейшего и сам водочку не пользовал, а любил он хорошее виноградное вино. Отличался Дмитрий Иванович интересным хобби. Изготавливал чемоданы на продажу. Изрядные говорят, у него чемоданы получались. За свою жизнь великий химик получил 130 дипломов за изобретения - ни одного за водку. Сыр варил в своем имении, за что ещё один диплом получил. Великими талантами Бог наградил этого человека, а вот самогонку он на дух не переносил. Вот вам и периодическая система. Великий человек - велик во всём.

Документы истории. Проведенный историками на этот предмет анализ исторических документов показал, что не существует никаких следов, не обнаружен ни один достоверно подтвержденный факт самогоноварения в Православных монастырях или в приходских организациях. Возьмем светскую власть. В указах Великих князей на пьяную тему вплоть до Екатерины Великой не шла речь о распространении винокурения, а только об ограничениях в винопитии.

Обратимся к лингвистике. Слово водка восходит к древнерусской маленькой воде, обычной воде, той, которая из речки… Наши предки мало заботились о своем приоритете в алкогольных делах.

Для обоснования завиральной теории современные сторонники русского пьянства готовы опустится до любой лжи, или скажем мягче - пиара торгового бренда. Только историей здесь даже не пахнет, а скорее сивухой. Не могу я быть патриотом в этом вопросе, ну уж извините.

Список использованных источников помещен в конце последней части статьи.

Продолжение следует.

Следующее

История Руси, русское пьянство

Previous post Next post
Up