Исток слова История. Часть 2, Реки.

Oct 31, 2015 08:44

Это продолжение статьи «Исток слова История».
Начало статьи в Исток слова История. Часть 1.

В предыдущей части статьи мы пришли к выводу, что старинные слова с одной внешне сходной основой ИСТО, имеют разный смысл.
В случае с ударением на первое И (ИСТО) слово имеет значение ИСТИНА и служит истоком слову ИСТОРИЯ со смыслом - исследования, изыскания, знания.
Во втором случае слово ИСТО=IЗЪТО=IЗЪ+ТО (ТО - яйцо, почка, словарь Дьяченко) - это то, что «выходит наружу» из некоторого устойчивого состояния. Из яйца или почки рождается (выходит наружу) птенец или листок. Сие можно рассматривать как проявление законов Мироздания как таинство рождения Вселенной. Известны взгляды, в которых так прямо и утверждается, что мир создан из первичного яйца.
Слово ИСТО к слову ИСТО отношения не имеет, поскольку до рождения Мироздания Истории быть не может. Проникнитесь концепцией творцов русского языка.
В обоих вариантах у исходных слов (ИСТО и ИСТО) отсутствует и буквица «Р». Это заметочка для жаждущих объявить гипотетическую связь русских слов с Торόй. Такой связи просто нет.
Вот и весь расклад приоритетов. Желающие оспорить отцовство на слово ИСТОРИЯ есть?
Речное продолжение слова ИСТОРИЯ.
Перейдем к гидронимам, помянутым в начале статьи (Часть 1).
Про Истру и Истр.
Словари словарями, а что было в Европе до латинов и греков?
В словарях разнобой. Истр относят к авторству греков, а современное Дунай - к кельтам. Возникает ощущение, будто метки времени переставлены, и кельты жили после начала греков.
Давайте спросим у Геродота, жившего в V-м веке до н.э. В труде «Истории» Геродот записал так: «Река Истр начинается в стране кельтов и течёт, пересекая Европу посередине. Впадает же река Истр в Эвксинский понт».
Почему надо считать, что Геродот называл кельтскую реку Истр по-гречески?
Обратившись к истории греков, видим, что во времена Геродота единой Греции ещё нет, а на Балканах живет множество народов с разными языками. Истр как гидроним общепринят группой народов. Из чего следует, что была некая начальная культура, у которой эти народы гидроним и переняли. Что это за культура? Грекам как единому этносу на тот исторический период ещё предстояло родиться, ещё предстояло избрать себе единое имя и выработать общий язык. Гидронимы весьма устойчивы во времени и передаются между народами как эстафета, и кто в той эстафете был на первом этапе? Любопытно, не правда ли?
Кстати, самоназвание греков - эллины. Лидия Ветрова в работе «Переселенцы - эллины» выводит современных греков через длинную этническую цепочку возникавших и распадавшихся союзов, начиная от эллинов-скифов. Источник.
Для справки.
История греков не такая уж и однозначная, как говорят школьные учебники. Это не череда: «древние греки, греки и христианство». Тоже и с языком. Изначально единого греческого языка не существовало, а существовали, как утверждают лингвисты, диалекты греческой языковой группы. После христианизации Римской Империи греки стали называться «христиане». После образования в Элладе государств-крестоносцев принявших католицизм греков, как и самих крестоносцев, называли франками. Эллинами продолжали называть греков-язычников, до полного исчезновения греческого язычества. Само слово «греки» предположительно от имени одного из объединителей эллинских племен. Источник.
Ну и кто назвал реки Истр и Истра? Фантазировать, изобретая что-то, типа «Истина от Ра» не будем. Тем более, что слово «РА» богом Солнца было не у всех. Вероятнее всего, это русифицированное название, основанное на местных наречиях.
Как пример. Нара - осмысливается от двух мерьских слов «нарр» - луг, «ра» - «река». Всё вместе - Луговая река. Источник. Аналогично и с Истрой. Некоторые этимологи возводят гидроним к прибалтийскому «in-sra», что означает «течь, стекать», типа, река приток Москвы-реки, куда Истра и стекает.
Возможно, здесь не обошлось и без проходивших на запад кельтов. Кельтских названий в современной Европе сохранилось великое множество, о чем можно прочесть по ссылке.
Возвращаясь к назначенному греческому первенству для кельтского гидронима, замечу, вряд ли древние греки могли назвать реки Подмосковья, имеющие одно окончание: Истра, Нара. Греки как народ по Руси не гуляли, а русы на местах своего проживания автохтоны. И тем не менее существует два гидронима: Истра и Истр.
Вспомним событие называемое Великое переселение народов. Предположим, что некие народы, пройдя по Европе, принесли на Запад и упомянутый гидроним Истра, адаптировав его как ИСТР. Ну и, разумеется, оставили на востоке кое-что своё - Кромы, капища Волка над Москвой-рекой, поселение Фили... Предположение подтверждается и лингвистикой, только не классической.
Термин ИСТОРИЯ выводится лингвистами от гипотетического праиндоевропейского слова wid-tor-, где корень Weid-, «знать, видеть». Слово Tor  созвучно с торением пути. Данная трактовка хорошо согласуется с лондонским  адресом (Уайт холл террас) в истории с пропавшим письмом из Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Источник. Название улицы восходит к королевскому дворцу, когда-то стоявшему на этом месте, позднее это уже нарицательное имя британского правительства. Если буквально, то мы имеем смысл Уайт холл - Белый Дом. А если это соотнести с тем, что «король обо всем знает», также как и правительство, то смысл топонима - знание. И потом улица это проторенная дорога, т.е. Уайт холл террас = Дорога от Белого Дома знаний.
Данная история, правда, литературная, но улица в Лондоне реальная. А убедится, что Дом белый можно посмотрев в Сети фотографии приема в том Доме. Реален и адрес литературного персонажа Шерлока Холмса на Бейкер-стрит. Бейкер по-русски - Пекарь, неправда ли созвучно? А Холмс - Холмы, происходит от родового прозвища Холм, Бугор. В астраханских говорах прозвище Холм получал властный и влиятельный человек. В тех же Приключениях помянут и брат Шерлока Майкрафт и тоже как незаурядная личность. Одно слово Холм. Автор сюжета явно в курсе особенностей английского языка. Знаменитый сыщик-то имеет корни в русском языке, а его приятель? Ват_сон - сын блондина. Интересные корни у этих знаменитостей, как и у многих английских слов.
Оставим художественную литературу в покое. А вот серьезно. Между термином на гипотетическом праиндоевропейском языке и современным словом ИСТОРИЯ явно отсутствует промежуточное звено, о том, кто и как принес «праиндоевропейские» слова в Европу, и какие изменения претерпели слова на своем пути. О том информации нет, а есть лишь формальные предположения.
И тут зарождается простая мысль. Этот самый гипотетический «праиндоевроейский» язык как термин придумали лингвисты. Ни текстов никто не встречал, ни его звуков не слышал. Лингвистика считает, что был один праязык, что верно, но в его поисках они смешивают фонетику разных современных языков и их исторические вариации, в чем и ищут переходы. Где они устойчивые, там, в «праслово» добавляют некий звук, который типа перешел в такой-то звук в одном языке, а в такой-то звук в другом. А что с русским языком?
Нас приучили к тому, будто русский язык только тем и занимался, что заимствовал словечко оттуда, словечко отсюда, ну и конечно из эфемерного праиндоевропейского языка тоже. Сегодня практически вся жизнь в мире замыкается на английский, в котором основу многих слов легко обнаружить в… русском. И как же англичане получили наши слова? Приведу небольшой пример.
Ранее уже разбирал путешествие этнонима «саки» с Волги в Англию, где он превратился в саксов, вот ссылка. Этноним удивительным и очевидным образом связан с другим «неведомым» словом - КАЗАК как КОС САК, ссылка здесь.
Слово Казак (первоначально козак) легко выводится из языка тюрки: Коз саки (белые олени).
Далее видим  маршрут народа саксы-олени с Вятки: город Саки в Крыму, название Саксония, на современных территориях сохранились топонимы: Заксенхауз, Сусекс…
С Запада слово вернулось к нам обезображенным до неприличия - «секс»,
а ещё «рогами мужа», который получал право охотиться опять же на оленей в угодьях герцогов в качестве компенсации за «услуги» своей жены тому герцогу. Соединились слова секс и саки, что некогда было нормальным волжским этнонимом.
Сегодня на флаге Запада похоть, как и в былое время. Обычай точно не наш, а слово-то повторюсь с Волги!
Есть любопытная работа лингвиста А. Драгункина, где автор обращает внимание на очевидные факты: «Множество слов в своих «родных» языках не может найти происхождения, а в русском они обретают вполне логичную этимологию. Части английских слов, которые не может объяснить традиционная филология, становятся в русском языке совершенно нормальными частями… русских слов»! Интервью с этим учителем помещено в Питерском "МК", 17-24 января 2007 г. По ссылке электронная версия, текста вот: http://archive.diary.ru/~goton/p25942030.htm Если кто не в курсе, прочтите обязательно, заметочка небольшая, но каково содержание!
Тут напрашивается очередная альтернативная крамола. Не было никакого праиндоевропейского, а был прарусский, от чего академическая наука открещивается как семинарист Хома от бесов в фильме «Вий». Но Хома утратил веру, а потому и погиб. Нам же наука - не терять веру в русскую историю и идею, а иначе «утащат» нас в тартарары, как Хому утащили.

Так что у нас со смыслом слова ИСТОРИЯ по-русски?
Торная дорога это «Верный путь». Слово ИСТО обозначает то, что действительно было. Путь проторили, и он стал «Верный путь».
Гидроним Истр притягивает внимание.
Заглянув в Словарь http://linguaeterna.com/vocabula/, обнаруживаем, что в латинском есть слово HISTER - Истр (Дунай в нижнем течении). Подробности на странице словаря:
http://linguaeterna.com/vocabula/show.php?n=20839. Это напрямую роднит его с «ИСТОРИЕЙ», хотя и с изменением гласной в третьем слоге. Любопытно, о чем думали авторы такого гидронима?
Воспользуемся образностью букв и слогов и проанализируем отличие ИСТР от гидронима ИСТЬРА. Оказывается отличие только в «количестве энергии» - РА. Энергия это еще и волна. В гидронимах это частый концевой слог. Его можно понять и не обязательно как имя бога РА, но ещё и как река, и оценка силы реки, и как количество русел самой реки.
Вот и выходит, что:
ИСТЬ+РА - «одна волна» - «одно русло», которое характеризуется словом ИСТЬ
ИСТРА - «верный путь (одновариантный)». А откуда куда? Ужели из Москвы-реки на Волгу? А что в этом неправдоподобного, вполне себе нормальная речная дорога.
ИСТЬРЪ - «много волн» - «много русел», характеризуется тем же словом. Современное название реки Дунай мысль подтверждает. На кельтском «Danuvius», а в переводе «danu» - быстрый, а «vius» - вода. Тут и много воды, и много русел в дельте.
Что получаем в итоге?
ИСТРЪ - «Верный путь (многовариантный)» из Европы на Черное море.
Верный путь, истинный = История, с основой ИСТОР (Истъръ). Во времена кельтов это был реальный путь в Европе по торговому маршруту: «Балтика - Черное море». Об этом пути, очень туманно сообщает ПВЛ, рассказывая о странной логистике с замусоленным названием - «из варяг в греки».
Опаньки! Гидроним HISTER поддается слоговому разбору на русском языке. Проанализируем ситуацию.
Истр и Дунай два названия для одной реки только в разных её частях. Кельтская часть - Дунай, латинская Истр. Вот оказывается почему временные метки на этой реке кажутся сдвинутыми.
Истр в 5-м веке до н.э.  описывает Геродот в своем труде под характерным названием «Истории». И, какой напрашивается вывод? Русское слово ИСТО, послужило образованию слова История, которое в свою очередь датируется биографией Геродота, т.е. 5-м веком до н.э. Гидроним и название труда происходит от русской основы ИСТО. Мы реально получаем добавку к русской истории в 1500 лет. Это, во-первых, а есть и, во-вторых.
Русское Лето.
Русский счет времени - летоисчисление базируется на слове Лето. Греки заимствовали это слово у наших предков и дали ему понятие забвения (Λήθη = забвение). Мало того из этого слова изобрели целую мифологию с рекой Забвения (кануть в Лету). Понятие счета времени существует на Руси как летоисчисление, а у греков это стало тем, что ушло в прошлое и забылось, иными словами унесла река Лета. В тоже время у них самих велось не летоисчисление, а хроники. Тоже кстати с русской основой (см. Часть 1 статьи), что следует из древнерусского слова ТО - почка, яйцо и ЛЕ - люди вообще. Вот и смысл для слова ЛЕТО. Это отсчет (летоисчисление) Людей от яйца Мироздания, иначе «Люди начала жизни». Потому и не могло быть иного значения у русских для понятия «отсчет истории» как летоисчисление жизни от начала Мира. Характерно, что на латыни leto - убивать, letum - смерть, на греческом  русское Лето - καλοκαίρι.
Сразу видно, что слово у русского языка позаимствовали как есть, а смысл дали свой. У латинян и греков смысл ЛЕТА связан с концом жизни, в русском языке это начало жизни. От начала Мира и отсчитывали летоисчисление.
Конца без начала быть не может. Вот и Лето дочь титана Хроноса (древнерусского Хорса) родила Аполона и Афродиту, находясь у гипербореев. А где это? Да на Севере, где в особой цене свет Солнца, а от Солнца начинается жизнь, всё рождается, цветёт и растет. и Считали время светлым летним периодом по длинным полярным дням. Зато греческий Зевс упек папашу Хроноса в Тартар на вечные времена. И кто у кого тут слова заимствовал?
Любили будущие греки называть ключевые реки словечками от ключевых понятий. Но, перенимая русские слова, они не перенимали их сакральность.
Лето, Истр, История. Ну и ну. Сам автор статьи в такое верит с трудом, но такова логика слов и слогов русского языка, и мне ли с создателями слов русского языка спорить. Однако желающие возразить очевидному нашлись.
Заглянем в наши летописные источники.
Речные загадки.
Летописец говорит в ПВЛ о следующем водном пути: Варяги, греки, Днепр, Ловать, Ильмень, Волхов, Нева, Варяжское море, Рим, Варяжское море, Царьград, Понт, Русское (Черное) море.
Естественно возникают вопросы. Что это за варяги возле греков? Это, что  путь через Атлантику «из греков в варяги? Нет, академическая версия истории велит это считать путем «из варяг в греки» через Днепр на том основании, что сие записано в летописи. Однако, вспомним поговорку: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги…». До строительства Днепрогэса этих оврагов параллельно непроходимым порогам было полным-полно. Может в старину была иная гидрогеология и известные пороги купцам не мешали? Мешали и ещё как. О существовании порогов в 10-м веке сообщает император Константин, даже называет имена тех порогов. Серьезность ситуации даже породила топоним Запорожье. Западные путешественники, пройдя всего несколько днепровских порогов, с гордостью сообщали о своих достижениях и даже ставили памятные камни, выбивая надписи, что прошли до Айфура (один из порогов) и живы остались. А нам говорят о постоянно действующем торговом пути. Источник: В. Егоров, У истоков Руси, с.239-240, изд. Москва, Эксмо, Алгоритм, 2010.
Загадка из загадок.
Автор ПВЛ рассуждает об этнонимах от Скандинавии до Днепра и Дуная, выводит названия народов от того на какой реке кто «сидит». Рек помянуто множество.
«Сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще славяне: белые хорваты, сербы и хорутане. Славяне сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки. Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке Полота… И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и соседили с Дунаем. Было их множество; сидели они прежде по Днестру до самого моря».
Реки автору ПВЛ известны, но тут же летописец демонстрирует полное невежество в вопросах речной географии Европы, сообщая о пути на север в Рим через Варяжское (Балтийское) море. При этом летописец знает о Волге, Дунае, Неве, но молчит о Доне. Знать о существовании реальных рек в Европе и писать глупости, да может ли такое быть? Оказывается, может.
Перед авторами Повести стояла задача любой ценой выпятить Днепр и Киев, наплевав на здравый смысл и реальную географию. А как ещё им было исполнить мечту и начать русское государство от Киева? Продолжим читать ПВЛ.
Волга согласно лоции ПВЛ ведет в удел Сима, т.е. в Хазарию. Это времена Святослава. Полным молчанием обходится Дон, по которому ещё бог Один увел своих Асов в Скандинавию, а это две тысячи лет назад. Об этом говорят раскопки в городе Азове. Об этом просто не мог не знать скальд Асов Аскольд летописный житель Поднепровщины, близкий по времени сосед летописца Нестора из 11-го века.
Археологи о «знаменитом» пути «из варяг в греки» сообщают следующее. Клады,  датируемые монетами «говорят», что восточное серебро до 10-го века доставлялось в Прибалтику и Скандинавию по… Волге. Кроме того, уже сама ПВЛ сообщает, что по Волге можно пройти в удел Сима. Это древняя Хазария. Если предположить, что удел Сима помянули для исторической правдоподобности и для удревнения текста, то молчание о реке Дон имеет простую разгадку. ПВЛ писали или редактировали после падения Византии во времена, когда устье Дона контролировалось Турцией и, разумеется, никакого доступа в Черное море через Дон быть не могло. А это сами понимаете, какие века. А теперь внимание!!! За 40 лет до окончательного падения Византии (1453 г.) Московия запирает Волгу инженерным сооружением, да каким!
Лишь недавно удалось разгадать волжскую загадку, известную даже Афанасию Никитину, но только не нашим школьным учебникам. Если читать внимательно «Хожение за три моря», то там есть строки, ставящие жирный крест на Киевской Руси. Тверской купец во второй половине 15-го века останавливался в четырех городах Московского государства: Угличе, Костроме, Плесе и Нижнем Новгороде. В Угличе и Костроме Афанасий Никитин предъявил «пропускные» грамоты великого московского князя, в Нижнем Новгороде две недели ждал татарского посла. Но вот зачем он делал остановку в Плесе, находившемся всего в дневном переходе от богатой Костромы? «И на Плесо, в Новгород Нижний к Михаилу к Киселеву к наместнику и к пошьленнику Ивану Сараеву,- отвечает сам путешественник,- пропустили (мя) добровольно...». Пропустили через что?
В 6 км ниже поселения Плёс в XV-м веке (1410 год) построили искусственные пороги, отчего та местность и получила народное название - Чувиль.
«Листаем с большим трудом разысканные в архивах уникальные лоции прошлого столетия и обмеры гряд, сделанные в 30-х годах уже нашего века. (Напомним, что после строительства Горьковского водохранилища толща волжской воды навсегда скрыла плесские «пороги».) Анализ найденных документов позволяет в общих чертах представить подводный лабиринт. Он имел вид гигантского треугольника, углы которого упирались в существующие ныне деревни Сторожево, Утес, Комарово. Основанием его был трехкилометровый участок левого берега Волги. Стороны треугольника образовывали каменные гряды Винная и Косая. В каждой из гряд имелся только один узкий проход для судов. А в центре, в полукилометре вверх по течению, из воды грозно торчали острые камни».
«Историческая записка о заштатном городе Плесе», составленная в начале нашего века.
«Для усиления борьбы с грабителями,- читаем в этом документе,- русские люди придумали устроить в самой Волге своеобразную крепость: они засыпали Волгу от правого берега камнями, оставив лишь небольшой проход для судов. Эта каменная преграда, уцелевшая до настоящего времени, носит название Винные гряды».
О существовании близ Плеса опасных «перекатов» в своё время было известно широко. Но подводная крепость, созданная руками наших предков?! Это что-то, это поражает воображение. Местный народ, рассказывая современным экскурсантам о Плесе обязательно помянет песенку:
Ой Чувиль, мой Чувиль
Чувиль-навиль, виль, виль, виль!
Еще чудо, первочудо,
Чудо Родина моя!
Авторы ПВЛ, о том чуде не ведали, даже когда в середине XV-го века дополняли Повесть именем Нестора. Одно слово «секретный фарватер».
Тайный смысл названия Чувиль!
Рукотворные каменные гряды были ловушкой для ворогов, включая ушкуйников, разбойничавших в этих местах. Народная память связала каменные гряды с хороводной игрой «Воробей», или по-старинному «Чувиль». В этой игре «воробья» полагалось ловить. Вот та крепость Чувиль врагов и ловила.
«Долги плеса Чевылецкие» из былинных зачинов сыграли серьезную роль в истории Руси. Плёс и Чувиль не топонимы одного поселения. Чувиль это инженерное заграждение на Волге от начала XV-го века. Источник: Журнал «Вокруг света», март, 1988 г. и ещё
http://yar46.livejournal.com/154100.html
Но не только от разбойников на ушкуях и наследников Византии отгородились Чувилем.
Обнаруживается прямая связь между строительством первой московской военной крепости на Волге и введением в начале XV века регулярной платы удельных княжеств в московскую казну за выход в Орду.
На Руси в то время шла напряженная борьба за объединение русских земель. Политике великого князя московского Василия I Дмитриевича упорно противятся властители тверские, ярославские, ростовские, суздальско-нижегородские, земли которых расположены по волжским берегам. Не в волжской ли прибыльной торговле черпают они силы, чтобы восстановить свою, уже сильно подорванную самостоятельность? Ожесточенно борется за Волгу и Господин Великий Новгород, связанный с ганзейским торговым союзом. Отряды ушкуйников - новгородской вольницы - время от времени спускаются по реке, разоряя на своем пути города, сжигая посады. На короткий исторический период борьба за господство на Руси фокусируется на борьбе за Волжский торговый путь.
Да и сама Москва встала при Юрии Долгоруком контрольным пунктом на другом речном пути (река-Москва, Яуза, Ока), по которому поставлялось продовольствие с рязанского и коломенского юга на Тверь, Углич, Ростов, Новгород и Ярославль. Сама география способствовала становлению Московского центра. А какая география у Киева? Она явно проигрывает, да простят меня киевляне. «Москалям» стать центром и Русским государством помогла сама Природа, Волга и водная система вокруг Москвы.
А нам говорят про мать городов русских на Днепре и Киевскую Русь. Как тут не вспомнить народные поговорки:
«Иной так врет, что сам себе верит».
«Двух истин про одно не бывает».
Одного желания прозваться старинным центром маловато будет.
Ой, не просто с водными путями на Русской равнине. Именно на них происходили реальные исторические события, которые пытаются шельмовать по сию пору. Во многих современных источниках приходится читать, что Плес - город как бы «не сыгравший роли в истории».
А как понимать летописный путь «из варяг в греки» на участке от Варяжского (Балтийского) моря до Рима? Не через Атлантику же в самом деле проходил отрезок того пути.
Как говорил литературный персонаж Шерлок Холмс: «Если отброшены все возможные варианты, верен последний, хоть и самый невероятный». Вот и выходит, что реальным путем «из варяг в греки» мог быть Дунай, т.е. Истр - Известный кельтам путь, а возможно не только им. А ещё таким путем была Волга, что доказано археологами, какие раскопали волжские клады на порядки весомее чем обнаружены на Днепре.
Выводы.
Киевская Русь не могла состояться на Днепре, поскольку транзиту через Днепр мешали непроходимые природные пороги на протяжении многих речных верст. Логистика «из варяг в греки» по Днепру, как и т.н. Киевская Русь десятого века с центром в современном Киеве - очевидный идеологический миф поздних веков. Как теперь говорят - вброс информации.
Системы порогов рукотворные и природные защищали Русскую равнину с юга. А что ПВЛ? Прямо по пословице - «слышали звон, да не знали где он». А может, и знали, да «своя рубашка ближе к телу». Это как раз понять можно. Удивляет другое.
Все эти происки в географии происходили на фоне известной в Европе работы Птолемея «География», которая была настолько точна, что без поправок использовалась и в Европе и в Арабском мире со второго по 16-й века. При этом сам Птолемей географом не был. Он собирал уже известную информацию. Вот такая наша строгая История.
Это ж надо. Вся Евразия пользуется научной информацией, начиная с древнейших времен, а нас зашоривают на географические сказки из ПВЛ. Ну и до коле?
Может кто-то по-прежнему верит, что плавали купцы по Днепру туда-сюда, чем и обогащали мифическую Киевскую Русь, и при этом возвращались через Атлантику? А на чем собственно плавали, на моноксилах долбленках? По океану и порогам? С океаном всё ясно. Обращаюсь к тем, кто хоть раз сплавлялся по рекам на байдарках через каменные перекаты и пороги. Вот скажите много в байдарке места? Только для себя, рюкзака и большой надежды, что бурлящая вода байдарку не опрокинет. А ведь по Днепру через пороги надо было плыть не только с едой для себя, но и с товаром для оправдания дороги и чтобы какую-нибудь прибыль от продажи товара получить. И много товару в байдарку влезет? Я уже не говорю про охрану перевозимого добра и наличности от лихих людей. И потом. Таскать современные байдарки из брезента и алюминиевых профилей совсем не то, что тягать по оврагам торговые деревянные суда с грузом зерна, воска, мёда, рухляди (меха). Дорога дальняя и товар нужно сохранить до покупателя. И как это сделать, везя добро на долбленках через бурные потоки? Вспомним и штурмы Царьграда. Это что, греки русских долбленок опасались, когда предлагали откуп Олегу, Игорю и Святославу? Даже на летописных картинках видно, что греческим огнем жгли далеко не моноксилы, и по виду русские суда аналогичны греческим.
Обратимся к Первой Новгородской летописи. И что мы видим? Легендарные основатели Киева - Кий, Щек и Хорив, оказываются современниками Рюрика, а не князьями VI века н.э., как это принято считать авторитетами, связывавшими формирование Русского государства с Киевом полян-ляхов. На лицо избирательность летописных текстов, противоречащих самим себе.
Ну не было в старину речного торгового транзита по Днепру, потому что там, НЕВОЗМОЖНО было ни проплыть, ни проволочить. Хоть мытьем, хоть катаньем - НИКАК. Причина сказок в навязанной концепции идеологов о начале Русского государства от Киева. Как полезно путешествовать по родной земле и знакомиться с её историей из первых рук, а не из политизированных учебников. Речных путей «из варяг в греки» было несколько, но как раз Днепр тем путем не являлся.
Снова вернемся к английским словам. В английском языке есть слово HISTORY, а есть и просто STORY.
В средневековой Англии слово ИСТОРИЯ чаще использовалось в смысле «рассказа вообще» - термин STORY. Особый термин HISTORY как последовательность прошедших событий появился в английском языке в конце XV века.
В России одно и то же слово «ИСТОРИЯ» употребляется в обоих смыслах одновременно. Тут и кроется проблема. Строго говоря, рассказ не наука. Рассказ можно идеологически окрасить и даже переписать под заказ, что порождает мифы с использованием доказанных фактов.
Мифы в истории конечно не достоверность, но идеологию достоверность не волнует у неё свои задачи. Да и сами факты встречаются порой как поздние добавления в старинные документы, что делается с определенной целью. Однако это уже другая история. А нам не уставать в борьбе за Историю Русскую, поскольку мама русским городам совсем не на Днепре.
Истина и Справедливость - главные слова в русском самосознании. А коли так, негоже нам внимать байкам о прошлом с чужого голоса.
Мифы сами по себе красивы, но украшения не должны скрывать лик красавицы Истории.

Источники.
В.Н. Лимарев, «Греки, Вы кто: эолийцы, ионийцы, ахейцы, дорийцы?», 1999, http://history.limarevvn.ru/grek.htm
В. Егоров, «У истоков Руси», Москва, Эксмо, 2010.
Географическая энциклопедия. Птолемей. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geo/6997
Словарь Древнерусского языка И.И. Срезневского, http://oldrusdict.ru/images/1588.jpg

в Список записей по теме: Познаваема ли история

Киевская Русь, Чувиль, Московия

Previous post Next post
Up