Г. Шолем, "Избавление через грех", часть VII

Oct 25, 2007 22:50

Продолжение.
Часть I здесь.
Часть II здесь.
Часть III здесь.
Часть IV здесь.
Часть V здесь.
Часть VI здесь.
Нумерация примечаний общая. ( Read more... )

юдаистическое, гершом шолем

Leave a comment

Comments 38

michaelko October 25 2007, 22:31:47 UTC
"Дума" это возможно аппелирует и к пророчеству Ильи пророка?

Reply

yaqir_mamlal October 25 2007, 22:38:18 UTC
קול דממה דקה имеете в виду?

Reply

michaelko October 25 2007, 22:42:44 UTC
Да, молчание как наивысшая ступень.

Reply

yaqir_mamlal October 25 2007, 22:50:53 UTC
В этом смысле - конечно, поскольку он явно подразумевает "молчание". Но это прямая цитата из Йешаягу, так что я не стал "грузить" дополнительно. Т.е. мне кажется, что смысл и употребление этого термина Франком в моём примечании раскрыт достаточно.

А вообще интересно?

Reply


идти тем путем, которым иду я, совсем другое siegmund_kafka October 26 2007, 07:14:39 UTC
примечание не нужно?

Reply

Re: идти тем путем, которым иду я, совсем другое yaqir_mamlal October 26 2007, 11:34:29 UTC
Какое?

Reply

Re: идти тем путем, которым иду я, совсем другое siegmund_kafka October 26 2007, 14:36:31 UTC
אחר

Reply

Re: идти тем путем, которым иду я, совсем другое yaqir_mamlal October 28 2007, 11:24:36 UTC
По-моему, лишнее. И так всё ясно.

Reply


философом Гансом Йонасом siegmund_kafka October 26 2007, 07:30:36 UTC
философом? так в тексте? или חכם?

Reply

Re: философом Гансом Йонасом yaqir_mamlal October 26 2007, 11:34:06 UTC
הפילוסוף

А что в этом удивительного?

http://terme.ru/dictionary/189/word/%C9%CE%CD%C0%D1+%28Jonas%29+%D5%E0%ED%F1/

Набери "Ханс Йонас" в Яндексе и просмотри первый десяток ссылок. Его все так называют.

Reply

Re: философом Гансом Йонасом siegmund_kafka October 26 2007, 14:37:50 UTC
я спросил из-за характера отношения Шолема к нему. Философом он сделался только в США, куда уехал из-за Шолема.

Reply

Re: философом Гансом Йонасом yaqir_mamlal October 28 2007, 11:24:10 UTC
Эта работа впервые была издана в 1937 г., но у меня современное издание. Не знаю, вносил ли ГШ коррективы.

Reply


michkaz October 28 2007, 08:56:42 UTC
В Зоаре "Дума" - одно из имен Ангела смерти, кажется, так называется также одна из частей Геенома, откуда нет выхода.

Я поменял свою точку зрения на причины возникновения саббатианства. Не отказ от сути учения Ари при сохранении его формы - это как раз следствие. А причина в тривиальной материализации Каббалы. Идея, что Тора де Ацилут противоречит Торе де Брия напомнила мне одного нашего общего знакомого, написавшего, что Зеир Анпин враждует с Малхут поскольку Шауль это ЗА а Давид это Малхут. Это не значит, что наш общий знакомый тайный саббатианец :-), просто он тоже матерализует.

Мне показалось - я читаю не слишком внимательно :-( - или Шолем действительно проводит мысль о саббатианстве как духовной предтечи революций? Эта мысль кажется мне очень здравой, это может быть та "святость", которую принесла в мир клипа саббатианства.

Reply

yaqir_mamlal October 28 2007, 11:19:11 UTC
1) Это закономерно, поскольку в Псалмах "дума" звучит как указание на нечто загробное.

2) Тут можно много сказать. С Вашим новым аргументом Вы в хорошей компании. Из опущенных мною здесь примечаний ГШ:

Р. Цадок из Люблина пишет в кн. Диврéй Софрим (изд. 1913, лист 32д), ссылаясь на сочинение с неясными атрибутами: «Саббатианцы пришли к тому, к чему пришли, из-за того, что учили Каббалу с сердцем, полным страстей этого мира, и многое воспринимали материально. Встречая [в каббалистических книгах] такие выражения, как «соитие», «объятия», «поцелуй» и т.п., они впали в прелюбодеяние, помилуй Господь, и совершили множество тяжких грехов». Схожим образом оценивал причины падения саббатианцев р. Цви из Жидачева, один из крупнейших хасидских каббалистов. В конце его книги Сур ме-рá вэ-асé тов, Люблин, 1912, стр. 55, содержится следующий фрагмент, который, возможно, и послужил источником р. Цадоку из Люблина: «Я слышал от своего учителя (знаменитый Люблинский провидец р. Яаков-Ицхак ха-Леви Горовиц, 1745-1815) о тех учениках, из бывшего в ( ... )

Reply

michkaz October 28 2007, 13:25:16 UTC
Посмотрел у раби Нахмана (http://www.breslov.com/international/likutei_mohoron/lm46.html, рейш-заин). У него скорее описано как повлияли "простые" саббатианцы на падение больших людей, в том числе "убили" БЕШТа :-(. У раби Нахмана, конечно, свой язык, но он намекает на то же самое: гвура - левая линия и материализация - понимание только по левой линии. Так что есть консенсус.

Хотя я опять по диагонали пробежал, может чего не до конца понял, но противоречия с приведенными Вами примечаниями Шолема не увидел.

Reply

yaqir_mamlal October 28 2007, 13:30:31 UTC
Я ведь и написал, что с этим аргументом Вы в хорошей компании.

Reply


ачепятка ben_tal October 28 2007, 09:15:53 UTC
они не открываются никому, кромуе «верующих».

Reply

Re: ачепятка yaqir_mamlal October 28 2007, 11:22:14 UTC
Спасибо, исправил.

Reply

Re: ачепятка ben_tal October 28 2007, 11:24:48 UTC
Спасибо, дочитал ;)

Reply


Leave a comment

Up