В этом смысле - конечно, поскольку он явно подразумевает "молчание". Но это прямая цитата из Йешаягу, так что я не стал "грузить" дополнительно. Т.е. мне кажется, что смысл и употребление этого термина Франком в моём примечании раскрыт достаточно.
В Зоаре "Дума" - одно из имен Ангела смерти, кажется, так называется также одна из частей Геенома, откуда нет выхода.
Я поменял свою точку зрения на причины возникновения саббатианства. Не отказ от сути учения Ари при сохранении его формы - это как раз следствие. А причина в тривиальной материализации Каббалы. Идея, что Тора де Ацилут противоречит Торе де Брия напомнила мне одного нашего общего знакомого, написавшего, что Зеир Анпин враждует с Малхут поскольку Шауль это ЗА а Давид это Малхут. Это не значит, что наш общий знакомый тайный саббатианец :-), просто он тоже матерализует.
Мне показалось - я читаю не слишком внимательно :-( - или Шолем действительно проводит мысль о саббатианстве как духовной предтечи революций? Эта мысль кажется мне очень здравой, это может быть та "святость", которую принесла в мир клипа саббатианства.
1) Это закономерно, поскольку в Псалмах "дума" звучит как указание на нечто загробное.
2) Тут можно много сказать. С Вашим новым аргументом Вы в хорошей компании. Из опущенных мною здесь примечаний ГШ:
Р. Цадок из Люблина пишет в кн. Диврéй Софрим (изд. 1913, лист 32д), ссылаясь на сочинение с неясными атрибутами: «Саббатианцы пришли к тому, к чему пришли, из-за того, что учили Каббалу с сердцем, полным страстей этого мира, и многое воспринимали материально. Встречая [в каббалистических книгах] такие выражения, как «соитие», «объятия», «поцелуй» и т.п., они впали в прелюбодеяние, помилуй Господь, и совершили множество тяжких грехов». Схожим образом оценивал причины падения саббатианцев р. Цви из Жидачева, один из крупнейших хасидских каббалистов. В конце его книги Сур ме-рá вэ-асé тов, Люблин, 1912, стр. 55, содержится следующий фрагмент, который, возможно, и послужил источником р. Цадоку из Люблина: «Я слышал от своего учителя (знаменитый Люблинский провидец р. Яаков-Ицхак ха-Леви Горовиц, 1745-1815) о тех учениках, из бывшего в
( ... )
Посмотрел у раби Нахмана (http://www.breslov.com/international/likutei_mohoron/lm46.html, рейш-заин). У него скорее описано как повлияли "простые" саббатианцы на падение больших людей, в том числе "убили" БЕШТа :-(. У раби Нахмана, конечно, свой язык, но он намекает на то же самое: гвура - левая линия и материализация - понимание только по левой линии. Так что есть консенсус.
Хотя я опять по диагонали пробежал, может чего не до конца понял, но противоречия с приведенными Вами примечаниями Шолема не увидел.
Comments 38
Reply
Reply
Reply
А вообще интересно?
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
А что в этом удивительного?
http://terme.ru/dictionary/189/word/%C9%CE%CD%C0%D1+%28Jonas%29+%D5%E0%ED%F1/
Набери "Ханс Йонас" в Яндексе и просмотри первый десяток ссылок. Его все так называют.
Reply
Reply
Reply
Я поменял свою точку зрения на причины возникновения саббатианства. Не отказ от сути учения Ари при сохранении его формы - это как раз следствие. А причина в тривиальной материализации Каббалы. Идея, что Тора де Ацилут противоречит Торе де Брия напомнила мне одного нашего общего знакомого, написавшего, что Зеир Анпин враждует с Малхут поскольку Шауль это ЗА а Давид это Малхут. Это не значит, что наш общий знакомый тайный саббатианец :-), просто он тоже матерализует.
Мне показалось - я читаю не слишком внимательно :-( - или Шолем действительно проводит мысль о саббатианстве как духовной предтечи революций? Эта мысль кажется мне очень здравой, это может быть та "святость", которую принесла в мир клипа саббатианства.
Reply
2) Тут можно много сказать. С Вашим новым аргументом Вы в хорошей компании. Из опущенных мною здесь примечаний ГШ:
Р. Цадок из Люблина пишет в кн. Диврéй Софрим (изд. 1913, лист 32д), ссылаясь на сочинение с неясными атрибутами: «Саббатианцы пришли к тому, к чему пришли, из-за того, что учили Каббалу с сердцем, полным страстей этого мира, и многое воспринимали материально. Встречая [в каббалистических книгах] такие выражения, как «соитие», «объятия», «поцелуй» и т.п., они впали в прелюбодеяние, помилуй Господь, и совершили множество тяжких грехов». Схожим образом оценивал причины падения саббатианцев р. Цви из Жидачева, один из крупнейших хасидских каббалистов. В конце его книги Сур ме-рá вэ-асé тов, Люблин, 1912, стр. 55, содержится следующий фрагмент, который, возможно, и послужил источником р. Цадоку из Люблина: «Я слышал от своего учителя (знаменитый Люблинский провидец р. Яаков-Ицхак ха-Леви Горовиц, 1745-1815) о тех учениках, из бывшего в ( ... )
Reply
Хотя я опять по диагонали пробежал, может чего не до конца понял, но противоречия с приведенными Вами примечаниями Шолема не увидел.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment