(no subject)

Mar 11, 2019 14:00

Вдогонку вчерашнему, обещанная старая ("Вести", 2 мая 2013) статья о лозунге превращения ЦАХАЛа в "профессиональную армию". Некоторые существенные данные с тех пор изменились, причем как раз в пользу позиции, дезавуирующей этот лозунг, но я не стал вносить уточнения, оставив данные по бригадному составу армии и пр. такими, какими они были в момент написания текста.

О лозунге превращения ЦАХАЛа в "профессиональную армию"

Дов Конторер

Сокращение государственного бюджета неизбежно коснется и военных расходов Израиля. В связи с этой задачей звучит множество филистерских предложений, включая тезис о целесообразности превращения ЦАХАЛа в "профессиональную армию", т.е. о переходе к комплектации вооруженных сил на контрактной основе. К числу наиболее активных сторонников этой идеи относится депутат Кнессета Моше Фейглин, заявляющий со страниц газеты "Макор ришон", что Израилю не нужны самолеты F-35 и что на случай большой войны, выходящей за рамки возможностей компактной наемной армии, будет достаточно ввести всеобщий двухмесячный курс молодого бойца (тиронýт). Фейглин уверен в том, что добровольцев для кадровой воинской службы в Израиле и без массового призыва окажется предостаточно, а уж в случае большой региональной войны необходимое пополнение армия получит за счет мобилизации выпускников этого двухмесячного курса.

Надо отметить, что за последнее время позиция Моше Фейглина по указанному вопросу претерпела некоторое изменение: полгода назад он говорил в радиоинтервью Габи Газиту про месячный тиронут [...] По словам Фейглина, переизбыток добровольцев для кадровой службы армии обеспечит готовность правительства платить всем солдатам зарплату, которая будет выше средней по Израилю. В этом случае молодые люди будут соревноваться за каждое рекрутское место, и ЦАХАЛ сможет выбирать для призыва тех, кто ему действительно нужен. Остальные же по прохождении месячного (теперь - двухмесячного) КМБ смогут служить охранниками, если Израиль окажется в ситуации серьезной войны.

Но проблема в том, что в случае большой региональной войны Израилю потребуются не охранники, а большие воинские массы, т.е. тысячи людей, способных использовать танки, стрелять из артиллерийских орудий, устанавливать и устранять инженерные преграды под огнем врага, наступать в пехотном строю или хотя бы удерживать занимаемые позиции, не говоря уже о солдатах частей боевого обеспечения, многие из которых должны быть техническими специалистами определенного профиля. Газит указал ему на это. Фейглин ответил, что в настоящее время только четыре процента от общего числа резервистов регулярно проходят сборы. Газит принял его ответ, хотя сказанное Фейглиным имело весьма отдаленное отношение к обсуждавшемуся вопросу. Человек, отслуживший в армии и получивший там соответствующую подготовку, может годами по различным причинам не являться на резервистские сборы, но в случае реальной необходимости, т.е. большой войны, он способен восстановить квалификацию - пусть не в полном объеме - за несколько дней.

Разумеется, большой войны на Ближнем Востоке может и не быть, но гарантировать, что ее никогда не будет, увы, затруднительно. По данным, приводимым на сайте израильского Института исследований национальной безопасности (INSS), в случае необходимости ЦАХАЛ способен выставить на поле боя 16 дивизий, или 79 бригад. Израильская армия мирного времени, насчитывающая 176,5 тысяч военнослужащих, вырастает при этом в три с половиной раза и достигает численности в 621,5 тысяч военнослужащих. Такой рост обеспечивают 380 тысяч резервистов сухопутных войск, 55 тысяч резервистов ВВС и 10 тысяч резервистов военно-морского флота. Месячный (и даже двухмесячный) "тиронут" здесь вообще ни при чем.

Разрушить базу массового призыва очень легко. Восстановить ее будет намного сложнее и это в любом случае потребует долгого времени, которым Израиль просто не будет располагать в случае вызревания угрозы большой региональной войны. И при этом большая война станет тем вероятнее, чем меньше к ней будет готов Израиль.

Кроме того, Фейглин едва ли пытался подсчитать, насколько потребуется увеличить военный бюджет Израиля, чтобы платить всем солдатам зарплату выше средней по стране. В конце своего интервью Габи Газиту он сказал, что все необходимые данные имеются на сайте "Движения за профессиональную армию", и настоятельно рекомендовал радиослушателям ознакомиться с ними. Последовав его совету, я посетил этот сайт и для начала увидел там, что платить солдатам указанное Движение предлагает минимальную заработную плату. Средняя зарплата в Израиле составляет в настоящее время 9159 шекелей в месяц, минимальная - 4300 шекелей. Как говорится, почувствуйте разницу. Те, кто будут соревноваться за рекрутское место по цене 9159 шекелей в месяц и выше, могут не проявить ни малейшего интереса к соревнованию за 4300 шекелей. А среди тех, кто проявит интерес, заведомо не окажется достаточного числа молодых людей нужного армии качества.

Вообще, снижение уровня призывников практически неизбежно в случае перехода к наемной армии. Одно дело - всеобщий призыв, т.е. адресация к достаточно высокому (а может быть, и самому высокому) регистру гражданской мотивации. В этом случае ЦАХАЛ получает и тех, кто мог бы сразу же зарабатывать и четыре, и десять тысяч шекелей в месяц (или пойти учиться в расчете на более высокий заработок в будущем). Совсем другое - предложение воинской службы как опции трудоустройства. Многие из солдат, которых я знаю, не пошли бы в армию, если бы в Израиле не было обязательного призыва. Боюсь, что лучшие из знакомых мне солдат - в их числе.

Но оставим не видимую с высоты птичьего полета разницу в сто с лишним процентов между средней и минимальной заработной платой. На указанном Фейглиным сайте должны быть изложены аргументы тех, кто всерьез занимается проблемой перехода к комплектации ЦАХАЛа на контрактной основе. Такие аргументы я понадеялся найти в разделе "Возможно ли это". Первая из рекомендованных там статей принадлежит Яакову Лифшицу, бывшему гендиректору минфина и, как утверждается, "лектору по вопросам экономики безопасности".

У Лифшица аргумент №1 таков: в Израиле привыкли обеспечивать безопасность страны с помощью большой армии и дорогого вооружения, тогда как существуют и другие, не менее надежные способы. Например, политические соглашения с соседями. В этом месте у меня возник соблазн прекратить чтение, но я продолжил.

Аргумент №2, если свести его к одной фразе, состоит в том, что ради экономии средств нужно идти на продуманный риск.

Это верно по существу, но с Лифшицем можно спорить о том, в какой степени ЦАХАЛ и сейчас уже допускает такие риски. Например, Лифшиц считает, что с появлением всякой новой угрозы армия спешит создать механизм ее отражения, тогда как старые угрозы, даже отпавшие, не сбрасываются ею со счетов. Детальный разговор на эту тему здесь невозможен, но некоторые очевидные аргмументы напрашиваются сами собой. Например, за последние 30 лет пропорция танковых и пехотных бригад в кадровом составе ЦАХАЛа перевернулась. Во время Первой ливанской войны (1982) в ЦАХАЛе было шесть кадровых танковых бригад и две пехотные, тогда как сегодня танковых три, а пехотных пять (плюс несколько новых спецподразделений, которые по своему боевому профилю ближе к пехоте, чем к танкам). За этим изменением стоит в первую очередь новая оценка предъявляемых Израилю угроз и связанных с ними вариантов вероятной конфронтации в будущем. Лифшиц не хочет обращать внимание на подобные вещи, поскольку его задача - доказать допустимость рисков совершенно иного порядка.

Аргумент №3 у Лифшица состоит в общей декларации преимуществ наемной армии. Все сегодня так технологично и требует такой серьезной подготовки, что "многие из маршрутов прохождения службы и теперь уже требует от призывников согласия на дополнительную службу, сверх установленного трехлетнего срока". Это верно, если не вникать в вопрос о том, что такое "многие". Предварительное согласие на дополнительную службу требуется от тех, кто готовится стать пилотом ВВС или офицером флота, а среди солдат - от тех, кто готовится служить в некоторых (не всех) специальных подразделениях. Совокупная численность этих спецподразделений меньше, чем численность одной пехотной бригады. Даже если я что-то пропустил, сути дела пропущенное не изменит: "многие" это на самом деле очень немногие.

Все остальное у Лифшица (про полезный outsourcing и неадекватность лозунга "народной армии" сегодняшнему положению вещей) вообще не имеет отношения к вопросу о переходе ЦАХАЛа к комплектации на контрактной основе.

Следующая рекомендованная на сайте статья написана экономическим обозревателем "Едиот ахронот" Севером Плоцкером, но в ней вообще нет расчетов и аргументов. Потом следует статья д-ра Розенберга, аттестуемого как "историк, специализирующийся на вопросах национальной безопасности". Поводом к ее написанию стал некий доклад, критикующий подготовку высших офицеров ЦАХАЛа. Способом решения связанных с этим проблем автор считает революционную реформу, которая приведет к превращению ЦАХАЛа в наемную армию, и параллельно - "создание боевого резервистского комплекса" с высоким "денежным и иным вознаграждением" его кадров. Далее рекомендуется учредить военную академию и отменить привязку очередных званий к выслуге лет, т.е. повышать офицеров в звании только сообразно талантам, а также укрепить израильский Штаб национальной безопасности по модели американского СНБ. Даже если согласиться с Розенбергом по всем второстепенным вопросам, из его статьи никак не следует, что ЦАХАЛ экономически возможно превратить в наемную армию, адекватную предъявляемым Израилю угрозам.

Разумеется, это далеко не полный обзор материалов, доступных на сайте "Движения за профессиональную армию". Справедливости ради отметим, что качество аргументов, приводимых Моти Хейнрихом, директором сайта, существенно выше того, чем потчуют публику Лифшиц, Плоцкер и Розенберг. Многие утверждения Хейнриха представляются мне обоснованными: принятая в Израиле модель организации вооруженных сил не идеальна, ей присущи серьезные недостатки, объявлять которые достоинствами было бы глупо. Но при этом у меня сложилось впечатление, что Хейнрих приписывает армии массового призыва и те недостатки, которые объективно присущи любым крупным организациям, независимо от того, как они комплектуются кадрами. И, главное, по прочтении указанного материала я не увидел реальной программы сохранения за ЦАХАЛом в его новом "профессиональном" виде тех боевых возможностей, которыми он, при всех своих недостатках, располагает сегодня применительно к угрозе большой региональной войны.

Горячее сочувствие Моше Фейглина идее превращения ЦАХАЛа в наемную армию видится мне следствием его заинтересованности в нейтрализации главной причины, порождающей недовольство многих израильтян социальным поведением ультраортодокосов. Я допускаю также, что результатом сегодняшних политических плясок под лозунгом "равного распределения бремени" станет создание такой ситуации, при которой отказ от обязательного призыва окажется почти неизбежным. Сначала БАГАЦ лишил министра обороны права освобождать учащихся йешив от воинской службы по своему усмотрению и потребовал ввести закон, подчиняющий данную сферу четким регуляциям. Такой закон был введен в 2002 году, однако десять лет спустя БАГАЦ запретил Кнессету продлить его действие. Следствием этого стали предпринимаемые ныне попытки реформы, но они едва ли способны содействовать "равному распределению бремени" в большей степени, чем "закон Таля".

Когда это станет очевидно, сохраняющаяся ситуация с фактическим уклонением большинства ультраортодоксов от воинской службы (и, тем более, от воинской службы на равных с прочими израильтянами основаниях) приведет к значительной популяризации лозунгов об отмене обязательного призыва. Этим лозунгам будет обеспечена активная поддержка в левых кругах - среди откровенных постсионистов и среди тех, кто осознает свою уязвимость как общественной группы, давно утратившей качества элиты служения, но все еще говорящей с согражданами так, будто она является таковой. Если политическое давление на правительство со стороны ультраортодоксов, левых интересантов и тех, кому близок пафос учрежденного Фейглиным "либерального лобби", достигнет достаточно высокого уровня, ЦАХАЛ будет превращен в наемную армию, но сделать это, не сократив радикальным образом возможности израильского ответа на предъявляемые ему угрозы, окажется невозможно. Некоторые из этих угроз сегодня справедливо считаются маловероятными, но их вероятность автоматически возрастет, как только Израиль решит пренебречь ими.

"Вести", 2 мая 2013

социум

Previous post Next post
Up