Надав Шрагаи, один из лучших специалистов по истории и актуальной проблематике Иерусалима в израильских СМИ и академическом сообществе,
о необходимости активного еврейского заселения Старого города.
Основные тезисы:
В новых еврейских кварталах Восточного Иерусалима, за пограничной линией 1949-1967 гг. и вне стен Старого города, в настоящее время живет 215.000 человек; этим фактом определяется принципиальная невозможность возвращения к существовавшей до 1967 г. модели раздела Иерусалима, но в отношении Старого города многочисленными политическими группами и исследовательскими институтами, в т.ч. в окружении Дональда Трампа, все еще обсуждаются различные схемы раздела, интернационализации, превращения в особую "религиозную территорию" без национального суверенитета и пр. Арабскими странами и Турцией вкладываются огромные средства в создание такой ситуации on the ground, при которой выделение основной части Старого города в состав палестинского государства оставалось бы актуальной политической опцией; противоположные этому усилия израильских государственных и частных инстанций носят совершенно недостаточный характер, и, как следствие, за пределами Еврейского квартала в Старом городе в настоящее время проживает всего 1300 евреев.
Для сравнения: в начале ХХ века только в Мусульманском квартале Старого города, называвшемся тогда Смешанным кварталом, было 5000 еврейских жителей, составлявших 45% его населения. Из общего числа в 287 еврейских дворов, имевшихся тогда в Старом городе, 75 находились за пределами Еврейского квартала, и к числу их жителей принадлежали такие известные люди, как Элиэзер Бен-Йегуда, Исраэль-Дов Фрумкин, Йосеф Навон (отец будущего президента Ицхака Навона) и Реувен Ривлин (дед нынешнего президента Израиля, носящего его имя).
Евреи были вытеснены из нееврейских кварталов Старого города волнами погромов 1920, 1921 и 1929 гг.; затем в ходе Войны за независимость Израиля иорданскими войсками был захвачен Еврейский квартал, причем и в нем, и в Смешанном квартале были немедленно взорваны наиболее заметные синагоги и другие общественные знания. Вернувшись в Восточный Иерусалим в результате Шестидневной войны 1967 г., израильское правительство взялось за восстановление Еврейского квартала, но не стало предпринимать аналогичных усилий с целью восстановления еврейского присутствия в других кварталах Старого города. Следствием этой вялой политики является ситуация, при которой евреи составляют сегодня только десятую часть от 37-тысячного населения Старого города, а на долю евреев, живущих за пределами Еврейского квартала, приходится всего 3,5% от общего населения Старого города.
Даже те ограниченные мероприятия израильского правительства, которые предпринимались при Леви Эшколе и Голде Меир с целью возвращения в еврейскую собственность ряда удаленных от Еврейского квартала участков Старого города, остались без продолжения. Так, не последовало значительных шагов по освоению участка площадью в 2 дунама, выкупленного ЕНФ (Керен Кайемет ле-Исраэль) у Русской православной церкви за рубежом вблизи Цветочных ворот, напротив Археологического музея Рокфеллера.
С Днем освобождения Иерусалима.