В России, как известно, две беды: дураки и дороги. На каком-то этапе эти две беды устали действовать врозь и решили объединиться в одну большую трагедию.
Вы прослушали краткую историю возникновения "Почты России".
Ругают их все. Ругают много, громко и справедливо. Я к общему хору до сегодняшнего дня не присоединялась, ибо и без меня шумно. Да и что толку? Нервные волокна руководителей этой компании сделаны из стали. Если бы меня так распекали и бранили на всех углах, я бы уже расплакалась, забилась в посылочный ящик и сама себя отправила на мыс Флигели, затаив робкую надежду, что посылка потеряется где-нибудь в районе Чаунской губы. А им, как говорила моя бабушка, хоп-хны. Можно лаять до хрипоты и помешательства - этот караван всё равно идёт, невозмутимо похрапывая на ходу, мерно пережёвывая обиды и свысока поплёвывая на лающих и мельтешащих нас.
У меня много лет не было нужды связываться с Почтой России. Сейчас даже обидно за бесцельно прожитые годы. Боже мой, каких удовольствий я себя лишала!
Первый опыт общения случился год назад. Мне понадобилось отправить бандерольку. Из России в Россию (с любовью).
Я никогда не забуду те два часа и двадцать пять минут, которые провела в очереди. Сколько дум я передумала за это время, сколько бессмысленных смс-ок отправила, лишь бы не помереть со скуки. Я даже подсчитала в уме, сколько денег и времени я потратила бы, если б доставила эту бандероль лично. Получилось, что пешком вышло бы и быстрей, и дешевле.
Нет, прежде я читала, конечно, возмущённые посты жижистов о том, что очереди на почте отнимают уйму времени, но почему-то полагала, что меня это не коснётся.
"Почтовые отделения - они же разные, - думала я. - Бывают маленькие, расположенные на первых этажах жилых домов и занимающие площадь размером со спичечный коробок. Конечно, там полтора сотрудника (больше не поместится), вот они и не справляются. А у нас-то - ого-го! Отдельное двухэтажное здание, простор, красотища. Работников много, сейчас меня в два счёта обслужат и я ещё успею сбегать в поликлинику, в магазин и к подруге на чай забегу".
Ага. Боже, какими мы были наивными, как же мы молоды были тогда. За 2 часа и 25 минут в этой очереди я повзрослела и возмужала. С тех пор я не хожу на почту без книги и не строю на этот день никаких планов. Почта России - и пусть весь мир подождёт.
Ладно, я сильная, я справилась. Отправила я и ту бандерольку, и ещё парочку чуть позже. И все они даже дошли до места назначения. И даже почти вовремя. Ну не за обещанные 10 дней, конечно, а за три-четыре недели, но кто обращает внимание на такие мелочи? У многих вовсе посылки не доходят. Или доходят, но частично (некоторые вещи не выдерживают такой долгой дороги и сливаются по пути). У меня, вроде бы, ничего не пропало - и на том спасибо.
В мае я даже посылала кошелёк с документами в Германию (я тут рассказывала, как мой муж нашёл этот кошелёк в Новой Голландии, потом мы на фейсбуке всем миром отыскали владельца и списались с ним). Меня тогда немного насторожил тот факт, что документы у меня приняли без описи и отправили обычной бандеролью. Ну ничего, всё дошло в целости и сохранности, причём, всего за две недели.
И вот мне снова понадобилось отправить кое-что.
Ещё в начале лета я пообещала Миле
al1en_nati0n одну вещицу. Лето, однако, выдалось жаркое: очень много работы, куча каких-то неотложных дел. Потом отпуск. После отпуска - снова шквал работы. Дважды я всё-таки приходила к почтовому отделению, но лишь для того, чтоб нежно поцеловать дверь: у них внезапно изменился график работы.
И вот, наконец, 17 октября это случилось. Я пришла на почту, а она работает! Уже радость.
Очередь километровая. Сделала глубокий вдох, заполнила бланк, стою, читаю книгу. Красота.
Место для чтения идеальное, ибо тишина абсолютная. Все уважительно молчат, дабы не отвлекать от работы единственную сотрудницу. Изредка кто-нибудь произнесёт со вздохом: "Хосспади, что ж так долго то...", но поддержки не получает и замолкает. Если у кого-то вдруг зазвонит телефон, владелец шёпотом сообщает в трубку: "Я перезвоню, я на почте", и звонивший сразу понимает: это надолго, перезвонят не скоро, можно поспать часок-другой.
Очередь одна - и для тех, кто желает отправить посылку, и для тех, кто намеревается получить. И тётенька на всех одна. К тётеньке претензий нет и быть не может: она вертится, как уж на сковородке. Принимает, выдаёт, помогает заполнить бланки, взвешивает, отвечает на вопросы, уносит, приносит, печатает на компьютере, принимает деньги, выдаёт чеки и при этом улыбается, шутит и не хамит. Я ею восхищаюсь, честно. Я при такой работе закончила бы своё земное существование ещё к обеду, предварительно послав всех на хуй.
А за спиной у тётеньки ходят туда-сюда ещё несколько сотрудниц. Разговаривают о чём-то своём, девичьем. Скучают.
Передо мной стоит мужчина лет пятидесяти. Видимо, в первый раз пришёл. Нервничает, на часы поглядывает. Он ещё молод и наивен, он надеется успеть сегодня в магазин, в поликлинику и к подруге на чай. Ахаха. Пора взрослеть, дружок.
В какой-то момент мужчина не выдерживает и интересуется:
- А почему Вы одна работаете? Почему другие-то стоят без дела, когда такая очередь?
И в ответ звучит прекрасное:
- Так компьютер-то только один!
Самое крупное почтовое отделение Петроградского района города Петербурга. Один компьютер на всех. Я боюсь думать о том, что происходит в других отделениях. Там, видимо, в штате до сих пор числится десяток почтовых голубей, а чеки выписываются вручную на туалетной бумаге.
Мне стало невыносимо стыдно, я почувствовала себя грёбаным буржуем: у меня дома три компьютера. Понимаете, да? У меня их три, а на крупнейшем в районе почтовом отделении - один. Раскулачьте меня ласково. Из-за таких, как я, страдают люди: я скупила все компьютеры, Почте России не досталось.
Шли годы. Продолжаем стоять молча, уткнувшись в книжки, мобильники или в потолок - в зависимости от степени подготовки.
Через час какая-то дама - тоже, очевидно, молодая и наивная - любопытствует:
- А почему нельзя поставить кого-то на выдачу? Почему одна очередь для всех?
Ответ - тем же спокойным тоном и теми же словами:
- Так компьютер-то только один!
Ну чего привязались, правда? Сказано же: нет компьютеров. Тринадцатый год двадцать первого века - откуда взяться такой роскоши? Стойте молча и молитесь всем богам, чтоб этот единственный компьютер не сломался. А то ишь, разговорились.
Очередь моя подошла на удивление быстро: двух часов не прошло. Отправила.
Невыносимо хотелось курить и пИсать. Ну покурить-то можно на улице. С "пописать" сложней. Туалеты для посетителей на почте не предусмотрены. Ну и что, что вы там торчите часами? Меньше надо пить.
Нет, я не гордая. Я сунула нос в соседнее окошко и спросила у скучающей женщины, как бы мне это... А никак. "У нас нет туалета", - ответила мне женщина, после чего сразу встала и ушла. Наверное, побежала перепрятывать горшок. А то ведь ходят тут всякие, на них ни компьютеров, ни туалетов не напасёшься.
Фиг с ним, с туалетом. Главное ведь что? Главное, чтоб посылка дошла.
И я стала отслеживать посылочный путь.
Очень удобная функция на сайте Почты России. Теперь-то ничто не ускользнёт от бдительного ока отправителя.
Работники почты на голубом глазу сообщают клиентам, что посылка прибудет на место через 10 дней. Клиенты сдерживают смех, чтоб не вспугнуть работников почты (вдруг те от расстройства нажмут на единственном компьютере не ту кнопку? тогда всё - кирдык, апокалипсис и вечный хаос).
Моя посылка неделю болталась по Питеру. А я всегда говорила: этот город так просто от себя не отпускает.
За эту неделю она побывала в Асц цех Посылок, Асц цех Логистики и, страшно сказать, в МСЦ ЦОПо, что бы это не значило.
Потом она добралась до Читы и 6-го ноября покинула сортировочный центр, чтоб пешком, видимо, отправиться в Северобайкальск на встречу с Милой.
И вот вчера, 14-го ноября, случилось чудо! В 10:24 посылка прибыла в место вручения. Всё сходится: тот самый Северобайкальск, то самое почтовое отделение. Приходи и получай, не прошло и месяца.
Я перекрестилась всеми перстами, какие у меня выросли, стоя исполнила гимн России и собралась уже писать Миле письмо - дескать, забирай, спеши! - но тут внезапно увидела на сайте ещё одну строчку:
Э-э-э... Я в растерянности.
В половине одиннадцатого утра посылка прибыла по адресу, а через четыре с половиной часа внезапно покинула сортировочный центр совершенно другого почтового отделения. У меня только два вопроса: как и зачем? Она же уже была на месте. Кой чёрт понёс её в Нижнеангарск?
Я, конечно, дерьмовый географ и до сей поры имела весьма расплывчатые представления о Бурятии. Теперь, благодаря Почте России, я знаю свою страну немного лучше.
Я полезла на Яндекс.Карты. Судя по всему, от Северобайкальска до Нижнеангарска можно доехать на машине за полчаса, если нет пробок. То есть, посылка прибыла в нужный нам Северобайкальск, развернулась, поехала за каким-то бесом в Нижнеангарск, отдохнула там немного, а потом снова двинулась в путь. Весьма оперативно.
Безумно хочется узнать, чего ей не лежалось в месте вручения и куда она отправилась теперь.
Срочности, в общем-то, никакой нет, мы никуда не спешим. Мне даже интересно понаблюдать за траекторией движения посылки. Куда ещё занесёт её нелёгкая? В Улан-Удэ? В Иркутск? Или фантазия Почты России не настолько скудна, чтоб ограничиваться одной Сибирью?
Логично было бы предположить, что посылка всё-таки сначала появилась в Нижнеангарске, который, как я понимаю, является административным центром, а потом уж поехала в пункт назначения. И в это время там, в Нижнеангарске, сломался единственный компьютер, и единственная на всю Бурятию сотрудница почты не смогла вовремя внести данные. Я легко в это поврю. Я даже поверю в то, что в почтовом отделении Нижнеангарска вовсе нет компьютера, если уж в Питере с этим так туго.
Но моя логика и логика Почты России - это две разные планеты, обитающие в двух разных мирах. По моей логике, если уж вы сообщили о том, что посылка прибыла на место, так на хрена вы через несколько часов вообще упоминаете этот Нижнеангарск? Если это необходимо для отчётности (типа, у нас всё точно, как в аптеке, мы ничего не упускам из вида), то тогда уж дату и время ставьте соответствующие.
Это всё равно, как если бы я во времена работы в мебельном салоне сперва позвонила бы покупателям и сказала: "Ваш диван готов, забирайте", а через пять часов перезвонила и сообщила, что ткань для их дивана мы уже закупили, так что не стоит беспокоиться.
Теперь я сижу и думаю: где моя посылка, какой сортировочный центр она покинула, куда отправилась? И, главное, - нафига нужен этот сайт? Даты там выставляются от балды, это очевидно. А если можно вот так, от балды, выставить дату и время, то можно, наверное, и номера почтовых отделений указывать любые. Ну, чтоб отправитель видел, что работа кипит и посылка действительно переезжает с места на место, а не валяется уже месяц в каком-нибудь МСЦ ЦОПо в двух шагах от его дома.
Сайт ведь денег требует, а толку от него - ноль. Лучше бы на эти деньги ещё парочку компьютеров прикупили, хоть очереди стали бы немного короче.
Впрочем, этот пост, как вы понимаете, - просто выплеск эмоций. Я никогда не видела, чтоб Почта России как-то реагировала на писк блогеров. Они не мониторят энторнеты, и это понятно: у них же один компьютер на всех, до отслеживания ли тут?
Но зато у них есть горячая линия. То есть, такую сложную штуковину, как телефон, они уже освоили. Это бодрит.
Пожалуй, позвоню им на досуге, поболтаю о географии.
ПыСы. Досуг случился, я позвонила на горячую линию.
- На самом деле ваша посылка в 10:24 покинула Нижнеангарск, а в 15:02 прибыла в место вручения. Это просто обычный сбой в системе.
Обычный! Даже обидно. Так хотелось чего-то нестандартного. Отсутствия сбоя, например.
В общем, Мила, беги на почту, пока не случился ещё какой-нибудь обычный сбой в системе и посылка не уехала в Каракалпакию, например.
И - да, надо запомнить это дивное объяснение и использовать его при случае. Обычный сбой в системе, чего вы волнуетесь.