Фильмы по-быстрому

Jan 16, 2023 12:33


Недавно узнала, что существует такое понятие, как fast cinema. Это когда фильм сокращают до нарезки, которая дает вам возможность оперативно ознакомиться с сюжетом и не тратить больше свое ценное время. От трейлера отличается тем, что вам выкладывают сразу всю «суть», и потому проблемы с авторскими правами и пр. в данном случае налицо. Но оказывается, формат востребованный.

Более того - есть люди, которые смотрят кино, проматывая те его части, где нет «речей». Или же ставят с самого начала воспроизведение на ускоренный режим!

У меня прямо глаза раскрылись. Как скучно и медленно я живу! Так удивилась, что прочитала целую книжку на эту тему



Фото обложки из интернета



Название примерно можно перевести как «Люди, которые смотрят кино в ускоренном режиме: fast cinema, спойлеры - потребление контента в настоящем времени» . Автор - Тоёси Инада.

Так вот. Оказывается, можно СМОТРЕТЬ ФИЛЬМ (аниме и пр.). А можно - ПОТРЕБЛЯТЬ КОНТЕНТ. Чувствуете разницу? Те, кто «потребляют», как раз и склонны сей процесс оптимизировать, т.к. в данном случае фильм смотрят с целью получить информацию: например, узнать сюжет, чтобы быть в курсе, когда среди приятелей об этом фильме речь зайдет.

Прослеживается и аналогия с фастфудом: когда тебе по-быстрому надо загрузиться калориями - это одно. А если ты хочешь не спеша «вкусить» блюдо - это все-таки другое.

Автор объясняет появление «фаст-фильмов» тем, что фильмы стали очень доступны. Их много, потому ценность каждого из них по отдельности девальвировалась. Если платить за каждый фильм - ты будешь их как следует выбирать и смотреть, раз уж заплатил. А если они все входят в одну подписку - какова цена каждого из них? Чем больше посмотрел - тем выгоднее вышло...

Автор закидывает такую удочку. А музыка? Она ведь изначально предназначалась для живого исполнения, чтобы наслаждаться здесь и сейчас. Но мы же слушаем пластинки и диски тоже? Мы понимаем, что это «не то», но ведь не отрицаем такой формат? А фильмы? Изначально ведь предполагалось, что мы смотрим их одним махом на большом экране - как в кинотеатре. И режиссеры специально рассчитывали время и пр., чтобы происходящее на экране оказывало на нас определенное воздействие. Зазевался, упустил какой момент - все, проехали. Додумывай потом сам, что в том кадре произошло... В фильм не врывается реклама, мы не ставим его на паузу, чтобы сходить в туалет или ответить на звонок. Но вот же - все это вошло в нашу жизнь! Так может, и «быстрофильмы» тоже из этой серии?

Про проматывание сцен, где нет «речи» героев. По идее, бывают ведь немые сцены, где выражения лиц героев выразительнее всяких слов - как их можно пропускать? И природа в кадре далеко не случайна...  Благодаря этой книге я поняла, почему в некоторых японских «дорамах» герои буквально скандируют, проговаривая вслух все свои чувства.

Первый раз это явление я заметила в одном детском фильме(для японоговорящих - это «マルモのおきて»). Там дите рыдает и... сквозь рыдания толкает довольно длинную речь!!! Мне это показалось очень наигранным и неестественным: не бывает такого по жизни, ведь плачем мы, когда нас эмоции переполняют! А тут в этот самый момент ребенок выдает вам подробный, хорошо структурированный отчет о тех страданиях, которые он пережил или прямо сейчас переживает. Так вот. Этому режиссерскому «приему» есть причина:  оказывается, если все не разжевать - то зрителю будет непонятно! Зрители будут недовольны, начнут писать плохие отзывы. А тут вот - все тебе проговорили-объяснили. Такие приемы в японских дорамах встречаются нередко, теперь я хоть знаю, с какой целью это делается... В этом свете - да, логично, что «молчание» и «природу» народ промотает: что надо - и так словами скажут!

Вообще это интересный момент. С одной стороны, так разжевывать - это вроде как даже и правильно. Ну, а что, среди зрителей могут быть люди с особенностями развития, им непонятно, если словами не описать. А в такого рода дорамах все потребности учтены, никого не ущемляем. А с другой стороны - что-то тут явно не то...

Кстати, один и тот же фильм можно посмотреть в ускоренном режиме и остаться довольным, узнав только сюжет. Но можно посмотреть внимательно и проникнуться куда глубже. В качестве примера автор приводит фильм «Ход королевы» (Queens’s gambit). Можно пробежаться по верхам: вот вам героиня, вот сюжет - ок, ставим галочку, фильм посмотрен. А можно проникнуться реалиями холодной войны и некоторыми общественными проблемами, которые тоже нашли в этом фильме свое отражение. (Сразу оговорюсь, я этот фильм еще не видела, но в закладках он у меня стоит!)

И еще интересный момент, который, по мнению автора, тоже ведет к тому, что фильмы начинают смотреть в ускоренном режиме. Сейчас в Японии говорят, что иметь индивидуальность - это не просто хорошо, это важно и нужно. Но на деле оказывается, что чересчур «индивидуальным» и оригинальным быть по жизни неудобно. Вот если ты любишь фильмы или аниме, которые любят многие другие в твоем окружении - это хобби очень «удобное»: ты востребованный и желанный собеседник! А если ты любишь балет, но живешь в среде от балета далекой. Что толку от такого хобби?  Поделиться впечатлениями и пр. тебе все равно не с кем. Так что если не хочешь жить только среди виртуальных друзей, придется приложить усилия и приобщиться к тому, что любит окружающее тебя большинство. И вот тут как раз и оказываются востребованными «быстрофильмы»: ты в теме и при этом малой кровью!

В книге есть еще довольно интересные рассуждения об особенностях молодежи, которая выросла в условиях, сильно отличающихся от нас, людей не первой юности. И о том, какое влияние оказывает на киноиндустрию и пр.такой подход «потребителя». Но за почти год своего отсутствия в блоге писать я отвыкла, так что устала и на этом заканчиваю.

А вы смотрите фильмы в ускоренном режиме?

кино в Японии, японская молодежь, читаем вместе!

Previous post Next post
Up