Пациентка или... ?

Nov 29, 2018 20:38

100 лет не появлялась здесь. Октябрь у нас всегда тяжелый месяц, а в этот раз аврал растянулся аж на 2 месяца. Ну, а сегодня я опять о книжке. Помнится, зареклась читать этого автора, потому что если это детектив - то преступления у него всегда какие-то ну очень жуткие. Очень потом хочется все это развидеть, но, увы, никак... Но тут было не про преступления, к тому же сейчас вовсю рекламируют фильм по этой книге. В общем, прочитала и не пожалела.


Книга называется «Дом, в котором спит русалка». Русалка тут - девочка Мизухо. Когда ей было 6 лет, она утонула в бассейне, зацепившись за решетку на дне. Спасательные меры не помогли, наступила смерть мозга. Точнее, как - НАВЕРНОЕ, наступила. Потому что в Японии, чтобы вынести этот вердикт официально, нужно провести определенную серию анализов и обследований. А проводят их только в том случае, если семья пациента (или сам взрослый пациент, когда был в сознании) изъявили согласие на пересадку его органов. Если смерть мозга подтвердят- этот момент и станет официальной датой смерти человека. И в этот же момент он может стать донором - если семья не передумает, это ее право.

Независимо от того, станет человек в конце концов донором или нет, если смерть мозга официально констатирована - то его признают умершим, и все манипуляции по поддержанию его жизненных функций (типа ИВЛ и пр.) прекращаются. Если же семья пациента (или он сам в те времена, когда был в сознании) против того, чтобы отдать его органы - то и анализы для констатации смерти мозга не делают. Врачи продолжают лечение до наступления естественной развязки.

Я описала ситуацию в Японии, в книге не раз упоминалось, что в разных странах на этот счет разные правила. Ну, так вот. Тут родители сначала вроде бы дали согласие на донорство. Но вдруг девочка пошевелила рукой. Врачи объяснили, что это чисто физиологическая реакция, так бывает, и увы, ничего не значит. Но родители уже передумали, так что серию анализов для констатации смерти мозга делать не стали. Состояние девочки было стабильным, так что ее забрали домой, мать и бабушка стали ухаживать за ней. Вообще говорят, что как правило, долго такие пациенты не живут. Но у детей может быть по-разному, эта девочка прожила еще около 3 лет.

image Click to view


Отец девочки - директор компании, которая занимается разработками технологий для помощи пациентам. Например, описаны их приборы, которые помогали слепым людям чувствовать преграды при ходьбе и пр. В общем, хотя смерть мозга - это другое, все равно папа слегка в теме. К тому же, весьма обеспечен. Он оплачивает операцию, и девочке вшивают в организм аппарат ИВЛ, так что она избавлена от трубок, которые нужны при использовании стандартного аппарата ИВЛ. Теперь со стороны она выглядит просто как спящий ребенок.

Ее записывают в школу. И хотя уроки она не посещает, к ней на дом регулярно приходит учительница, которая читает ей книжки вслух.

Папа командирует работника своей компании, который подключает к телу девочки датчики, и теперь она может делать «зарядку»: двигать руками, ногами и даже изображать что-то вроде улыбки. Естественно, команды исходят из специальных аппаратов, а не от нее самой. Обычно у неподвижных людей моментально ослабевают мышцы, у нее же благодаря регулярной зарядке они в тонусе, так что выглядит она именно как здоровый спящий ребенок. (Я не знаю, есть ли такого рода технологии на самом деле - ну, да это и неважно, это художественное произведение! )

Благодаря современным технологиям обмен веществ на уровне, и лекарства практически не нужны. Но как это выглядит со стороны? Девочка без сознания, ее мозг с большой долей вероятности уже мертв. А она тут руками машет... Кто-то обозвал эту девочку «франкенштейном», ему сказали, что Франкенштейн - это из другой оперы, но суть, я думаю, ясна. Жутковато, неясно, ради чего...

Отец девочки и сам мучается вопросом, правильно ли то, что они делают? Как-то он спрашивает у лечащего врача: кто или что, на ваш взгляд, у нас дома? Пациентка? Или же... труп? Врачи в Японии суперкорректные, вот и тут врач сказал, что на этот вопрос НЕТ одного единственного правильного ответа. Мол, да, сейчас принято считать смерть мозга  смертью человека. Но определение смерти мозга введено для одной конкретной цели: определить, можно взять у этого человека органы, или же нет. Т.е. этот стандарт придумывали не для определения того, жив человек, или нет. Такое определение дать сложно, если возможно вообще: это ведь и философский вопрос в том числе!

Труп? Или пациентка? Такого рода вопросы задают и другие окружающие. Оскорбленная поведением родственников мать вызывает полицию, замахивается ножом на спящую дочку и спрашивает у полицейских: если я ее сейчас зарежу, это будет убийство? Или нет? Если вы мне говорите, что она уже мертва, значит, меня и судить не будут! Если же осудят и посадят - я буду только рада, потому что тем самым государство официально подтвердит мои ощущения, что моя дочь ЖИВА...

...Как-то ночью матери снится, что дочка с ней прощается. Мать бежит к кровати и видит, что показатели на датчиках резко ухудшились. После «разговора» с дочкой мать поверила в ее смерть. Она отказывается от дальнейшего лечения и дает согласие на пересадку органов. Проводят стандартное обследование, которое официально констатирует смерть мозга. Оказалось, что несмотря на длительный период, проведенный без сознания, органы годны для пересадки, так что девочка, уходя, спасает жизнь сразу нескольким людям.

...Врач потом спрашивает ее отца. Мол, как вы сами считаете, когда умерла ваша дочь? Когда утонула 3 года назад? Или же сейчас, когда ей диагностировали смерть мозга официально? Отец отвечает, что нет, скорее тогда, когда у нее забрали органы, и ее сердце перестало биться. На что врач замечает, что тогда ваша дочь жива и по сей день: ее сердце пересадили другому ребенку, так что если дело в сердце - то оно бьется!

Вот такая вот книжка. Тема очень тяжелая, но есть над чем подумать. А вы как относитесь к такого рода донорству?

В японском университете нам как-то карточки раздавали, где можно было изъявить свое желание или НЕжелание стать донором органов. Предполагалось, что мы будем  носить эту карточку все время при себе - на всякий случай. Я была в принципе "за", ведь когда все равно уже не спастись самой, то почему бы не спасти кого-то другого? Но когда прочитала эту карточку, где предлагалось поставить галочки напротив моей "сетчатки", "почек" и пр., мне поплохело. Так ничего и не написала и карточку со временем потеряла. Вот.

читаем вместе!, #Япония

Previous post Next post
Up