Киргизия - любовь моя или снег в Суусамыре

Feb 24, 2011 13:43

Мы сделали это! Еще в конце сентября мы приняли решение поехать в Киргизию, в Суусамыр. Отказаться от возможности покататься в Тянь-Шане было просто невозможно. Сайт турбазы обещал много-много снега, прекрасные горы, катание на сноукэте и прочие прелести.

И вот 10 февраля мы отправились в путь. Два с половиной часа ужаса в самолете и мы в Бишкеке.










Аэропорт Манас («Мана-манас, тыц-тыц-тырырам» - пели весело мы) является по совместительству базой американских вооруженных сил. Вперемешку с гражданскими самолетами на поле стоят суровые темно-серые военные.




Киргизы удивляются, глядя на нашу веселую компанию, что мы прилетели к ним кататься. Хотя, казалось бы, у них есть широко разрекламированный курорт Каракол. Еще больше удивляются, что мы совсем не туда, а в куда менее комфортабельные условия. Радостно говорят, что для нас как раз накануне прошел снег. Снега на самом деле очень мало, он быстро тает на солнышке.

По плану у нас ночевка в Бишкеке, а на следующий день старт на базу.

Заселяемся в гостиницу и идем осматривать город. Если бы я не знала, что Бишкек - это столица, то никогда бы об этом не догадалась: обычный провинциальный город. Новосибирск выгладит куда более презентабельно.










По улицам ездит огромное количество Мерседесов - это в Киргизии «народный автомобиль», как у нас Тойота, и других машин немецкого производства. Даже маршрутки и те видавшие виды Мерсы. Встречаются и более экзотичные авто.




Люди на нас оглядываются, некоторые даже пытаются заговорить с нами… на английском:)
Одна девушка спросила меня зачем я фотографирую один из домов. По-моему, она так и не поняла моего ответа, что, мол, красиво же. Так и пошла удивленная.

Нашли вот местных пацанчеков:) Пока я фотоаппарат не достала, они кружком сидели все.




Мне сразу понравились киргизы. Ну, по крайней мере, те, с которыми мы встречались. От официанток, бармена в гостинице, тетенек на ресепшене, таксистов до гостеприимного хозяина базы Калыбека. Все люди вели себя так, будто сто лет ждали именно нас. Восток, что тут скажешь. В ресторане гостиницы можно попросить приготовить любое блюдо, даже то, которого нет в меню. Жаль, что узнали мы это поздновато, по-настоящему национальная еда в городе мало где подается. В этом смысле хорошо, что мы попали на знаменитый рынок Дордой. Там нам удалось отведать вкуснейшего шашлычка из барашка. Сам же рынок произвел на меня странное впечатление. В России я в таких местах никогда не была. Был опыт в Харькове на знаменитом рынке Барабашова. И вот теперь в Киргизии… Дордой знаменит низкими ценами, но Аркадий сразу предупреждает, что нужно активно торговаться. В таких местах я всегда сильно пугаюсь - обилие китайского товара в металлических контейнерах вызывает у меня не желание купить по дешевке, а наоборот. Мне кажется, что все должно быть подделкой жуткого качества. Покупать что либо становится страшно. Даже обычные батарейки. Особенно после того, как продавщица говорит, что этот Дюрасел фирменный. Я до этого даже и не задумывалась никогда, что может быть другой. Реально отбивает охоту делать покупки.

А торговаться там можно практически везде. На рынке, в магазине сувениров в центре Бишкека. Водители торгуются с гаишниками за размер штрафа:

- Нарушаем, однако, ремень не пристегнул. Штраф с тебя 100 сом.
- Ой, много, командир. Хоть на сигареты оставь.
- Хорошо. Давай 50.

Вот такой диалог произошел между водителем такси и местным гаишником. До этого они сердечно здоровались друг с другом за руку, как старые закадычные друзья.

И все такие неспешные, как чай из пиалы.

Наш старт из гостиницы назначен на два часа. Одна машина приехала в три, вторая ближе к четырем. Но мы уже начинаем проникаться этой восточной неторопливостью, да и местный коньячок скрашивает ожидание. С шутками-прибаутками грузимся и едем на базу. До нее около 160 км. Ехать порядка 3-х часов по трассе Бишкек-Ош. Местные называют ее дорогой жизни - это единственная дорога соединяющая север и юг. Нам предстоит проехать обалденно красивый перевал Тоо-Ашуу (высота над уровнем моря 3200) через тоннель длинной 2.5 км. Ужасно страшно было.

Приехали на базу. Наш приезд наши хозяева припоминали потом нам все оставшееся время. Говорили, что так весело к ним еще не заезжали. А что? Коньяк местный в дороге, вот и все:).

***

Утром подъем, завтрак, лавинный инструктаж, поиск биперов с нашим гидом Пашей Воробьевым. До места старта «пешей прогулки» нас довозит ратрак. Начинаем восхождение.




Мне ужасно плохо: сердце бьется как после 40 километрового марафона, тошнит, хочется просто лечь, свернуться в клубочек и никогда больше не двигаться. Так я познала во всей красе, что такое горняжка. В голове как у того медведя из анекдота: «А я-то зачем туда полез, я же даже читать не умею». Эти-то хоть кататься в таком умеют, а мне бы трассу. В таком снегу я больше падаю, чем еду. К моменту, когда мы наконец добрались до места откуда будем скатываться у меня уже вообще не осталось сил. Голова просто раскалывается, тошнота все сильнее. Никуда я уже катить не хочу, хочу назад на базу, а еще лучше домой. Делаю над собой нечеловеческое усилие и начинаю спуск. Все ужасно плохо, устаю уже после первых двух дуг. «Эвакуируйте меня уже отсюда скорее! Я никогда не попаду вниз!» - вопил мой внутренний голос.




Потом был длинный выход и бесконечное возвращение на базу.




Потошнив сбоку от тропы и в очередной раз отказавшись от эвакуации снегоходом иду за группой. Останавливаться нельзя - начать потом идти просто невыполнимая задача, ноги просто отказываются переставляться. А пройти еще нужно порядка 4-х километров. Сдаю доску.




Если читая все это нытье вы думаете, что поездка моя не удалась, то вы очень сильно ошибаетесь. Если мне завтра предложат все это повторить, я не задумываясь пойду собирать рюкзак. Просто там плакаться было как-то нехорошо, а в своем ЖЖ можно все. На будущее я учту, что я подвержена горной болезни, запасусь аспирином и начну наслаждаться жизнью намного раньше.

Но продолжу. Хорошо, что Калыбек услышал мои слабые мысленные мольбы и таки приехал на снегоходе. Так что последние километра 2 топать не пришлось.

На базе у меня нет сил даже поесть. Трупом падаю в норку и продолжаю умирать. Понимаю, что завтра я никуда не поеду и уж точно не пойду на своих двоих. Ужасно обидно было тогда. Ночью выясняется, что у меня горняжка проявляется еще и отсутствием фазы глубокого сна. Всю ночь мне снятся всякие безумные сны, от которых я все время просыпаюсь.

***

Утром мне на себя даже смотреть страшно. Кое-как запихала в себя чаю и отвалилась обратно в норку. Как же так! Я же приехала сюда катать, а тут такое! На мое счастье с нами на базе были еще и москвичи, которые в тот день собрались покататься на местной горнолыжке Тоо-Ашуу. Я увязалась с ними для того чтобы не лежать и не жалеть себя, а хоть как-то противостоять мерзкой горняжке. Тоо-Ашуу - это трасса для начинающих, у них даже в логотипе чайник нарисован. Уклон градусов 12, а в конце вообще близится к нулю (для важности они пишут не в градусах, а в процентах. 30 выглядит куда лучше, чем 12).




Делаю 12 спусков по этой унылой горке. И жутко этому радуюсь - я не уныло провалялась на базе! Наш гид Паша сказал мне потом, что я правильно сделала, что заставила себя двигаться, это очень помогает в преодолении горняжки. Есть еще правда совсем не хочется, но день, проведенный на высоте 3100 начинает делать свое дело - я начинаю привыкать.

***

Третий день выдался ветреным. Видимость ни к черту. Нас добрасывают до тоннеля.




Оттуда топаем пешком к метеостанции, а потом выше в горы. Наверху очень холодно и дует ветер. Приходится надевать на себя все, что есть.

Вот такие французы в 1812 году получаются.




Делаем одну скатку и возвращаемся на базу.

Вечера у нас были все примерно одинаковые: ужин, посиделки-выпивалки, лекции от Паши про лавины, некоторые играли в настольный теннис и катались на коньках.

На этот вечер запланирована вылазка в деревню за барашком. Вот такой нам достался красавчик.




Наши хозяева люди совсем не религиозные, но перед тем как зарезать барашка молятся… за снег:)




Потом мы будем есть из него шашлык, вкуснейшую шурпу и еще какую-то вкуснятину.













Местным собакам удалось украсть голову и тайком сожрать ее в поле.




***

На четвертый день опять едем к тоннелю и уже знакомой дорогой доходим до метеостанции. На этот раз уходим левее. Уверенно катающаяся часть группы лезет на 3600 (или на 3800, точно не помню), а я со вторым гидом Сережей иду кататься на менее экстремальном по крутизне склоне чуть ниже.

АААА!!!!! Жизнь удалась! Доска едет, камни почти не попадаются. Меня ПРЁТ!!! Ярко светит солнце. Небо пронзительно голубое. Горы ослепительно прекрасны. То тут, то там видны следы сошедших лавин. Над кулуарами нависают зловещие козырьки. Страшно. Красиво. Страшно красиво! В награду за четыре подъема мне достается четыре восхитительных спуска.































На базу возвращаемся все довольные как слоны.

К сожалению, это наш завершающий день катания с Пашей. Далее по плану катание на ратраке. Без гида в Шянь-Шане делать нечего: мест интересных для катания можно так и не найти, высокая лавинная опасность не терпит непрофессионалов. Паша же оказался замечательным гидом и человеком (прям как в кино: "спортсменка, комсомолка и просто красавица"). Лично я от него узнала много интересного, несмотря на то, что уже проходила курс лавинной подготовки и начиталась массу всего в Интернете.

Кстати в этот день я наблюдала еще один случай с гаишником. Возвращались мы на базу после катания. Дорога лежит через населенный пункт. Перед въездом знак 50. Наш водитель Денис снижает скорость и едет ровно 50. Гаишник машет красным жезлом (в цвет национального флага, а не как у нас). После приветственного рукопожатия говорит стандартное «нарушаешь, брат, скорость превышаешь» и показывает свой радар. Знаете, что было на радаре? Никогда не догадаетесь! 50! Денис сказал, что это стандартная разводка, вдруг кто проникнется и признает, что действительно нарушал, денег даст.



А еще тут продают бензин и солярку в пластиковых банках. Нормальные заправки остались в Бишкеке.

***

Из-за аномально малого количества снега пятый день катания опять не доставил особого удовольствия.




Местные говорят, что такой малоснежной зимы не было лет 40. Снег задут, местами мягко, местами твердая корка. Спустилась один раз, один раз даже выстегивалась из-за того, что доска зарылась под корку и никак иначе ее вытащить уже не получилось. Дабы не растерять впечатления вчерашнего дня, возвращаемся с artemsher на базу. Как потом выяснится у Артема уже начала подниматься температура, так что решение мы приняли верное. К вечеру она поднимется до 38.5. Поэтому два последующих дня моя вторая половинка провел на базе. Особенно обидно, что он пропустил следующий день…

***

День шестой. Утром грузимся в машины и едем в сторону Таласа. В Киргизии похоже только один герой народного эпоса - Манас.




Здесь много чего посвящено ему, даже аэропорт назван в его честь. Талас - это место, где он родился.




Забираемся на гору.




По ходу роем шурфы. Снег не самый стабильный, но аккуратненько катать можно. Находим удивительную по своей красоте донную изморозь.




Опять делимся на две группы. Часть идет на более крутой склон, часть на более пологий. Старт из одной точки. И опять 4 чудесных спуска в белоснежных горах под голубым небом! Восторг неимоверный!
















К тому времени мы уже окончательно сдружились с местной командой. Как написал на мустаге mesier: «Калыбек, Денис и Сергей стали нам за эти дни братьями». Вечером все вместе смотрели фотографии, подтрунивали друг над другом и искренне хохотали.

Особенно местных веселил тот факт, что некоторые из нас катают на водочном топливе:).







***

На седьмой день у нас запланировано катание на ратраке.




Доезжаем до места старта первого дня и катаем оттуда. Часть народа уходит в долгий поход за вкусным спуском.




Особого желания топать 3-4 часа, потом еще часа 2 выходить к ратраку ради одного спуска у меня нет. Благо есть альтернатива. Сделав порядка 10 спусков и раскатав все рядом с ратрачным следом, мы устраиваем себе расслабленное катание по ратраченному склону.




***

В завершающий день погода портится. Видимость опять падает и нам приходится отказаться от идеи опять поехать в сторону Таласа. И мы всей веселой компанией едем кататься на уже знакомый мне горнолыжный комплекс. В хорошие годы там можно найти вкусные места левее основных трасс, однако в этом году снега мало и кругом торчат камни. Поэтому мы вынуждены кататься по унылой трассе для начинающих. После первого спуска некоторые перманентно перемещаются в кафе, к коньячку и мантам. Повеселились в тот день все от души. Особенно запихиваясь потом ввосьмером в машину.




***

День отъезда. Уезжать никуда не хочется. Хочется еще и еще бродить по этим горам. Наслаждаться видами, катанием. Прощаемся с Калыбеком («Калыбек, Калыбек - самый добрый человек») и едем в Бишкек, в аэропорт. Опять через перевал Тоо-Ашуу, через тоннель, по дороге обжатой со всех сторон массивными горами. Я влюбилась в эти горы, в Киргизию, в людей, которые нас там окружали эти дни.

На работе меня спросили: «Ну ты хоть отдохнула?» Физически я ужасно устала, но так отдохнула морально, что словами это не передать. Огромное спасибо mesier за то, что нашел это место, что собрал нас всех. Калыбеку, Денису и Сереже за гостеприимство. Паше за прекрасные места и отличное катание в этих местах. Любовь Николаевне за вкусную еду, отдельный респект за манты без лука.

Суусамыр прекрасен! Тянь-Шань великолепен. Кто там не был - завидуйте, а лучше сами съездите - не пожалеете.

Ну и отдельное спасибо тем, кто проскребся сквозь мое унылое нытье про первый день и таки дочитал до конца:)

Киргизия, зима, путешествия, счастье, друзья, позитив, снег

Previous post Next post
Up