Спутник запоздалого кинозрителя-XXVIII.

Jan 11, 2025 01:14

В новогодние праздники (свободные дни) продолжил традиционные эксперименты с просмотром не самого кассового и известного советского кино. Решил освежить в памяти наиболее забористые контрпропагандистские фильмы своей молодости. Художественные достоинства там скорее отрицательные и сейчас их можно пересматривать скорее как комедии.



Тройка моих любимых фильмов в данном жанре такова:

1. «Рейс 222» (Ленфильм, 1985, режиссер Сергей Микаэлян, 1232 прокатные копии и очень почтенные 35,3 млн. зрителей на серию).

Сюжет повествует об артистке балета на льду от которой сбежал муж.

Дело житейское, но муж сделал это в Нью-Йорке. И пригласил советскую гражданку следовать за собой в Америку, чтоб, значит, целоваться со всякими Микки-Маусами, пить Кока-колу и предаваться еще более разнузданной антисоветчине.



Вот он, этот коварный тип. Похож на хоккеиста Сергея Федорова.



Как вы понимаете, в основу сценария положена история об утёке за «железный занавес» Александра Годунова и о его несчастной супруге Людмиле Власовой.

Смелые режиссерским ходом было массовое использование актеров-непрофессионалов, потому настоящим главным героем фильма является самолет «Аэрофлота» Ил-62. Внутри которого действие главным образом и происходит.



Две серии коварные америкосы выманивают советскую гражданку из самолета «поговорить», но друзья-товарищи из советского посольства в пиджаках не дают ей сделать этого опрометчивого шага.



Видимо впервые в отечественной масс-культуре появляется типаж «Эмигрант(ша) с Брайтон-Бич». Нечасто можно было увидеть в советском фильме и лозунг «Долой Советы!».

2. «Канкан в Английском парке» (Киностудия им. Довженко, 1985, режиссер Валерий Пидпалый, 931 прокатная копия, 18,3 млн. зрителей).

И еще одно эталонное советское контрпропагандистское кино. Правда от киностудии им. Довженко (если вы понимаете о чем я).

Это повествование о самой вредной и антисоветской радиостанции на свете, о «Радио Свобода - Свободная Европа». Внутрь которого проникает комитетский суперагент, выдающий себя за письменника-виршиписца, бежавшего из коммунистического Киева.

Советский Джеймс Бонд выглядит так. С алкоголем, казино и женщинами в кино тоже обстоит все согласно самым высоким мировым стандартам.



Чувствуя себя среди интриганов-наркоманов и пещерных фашисто-националистов как рыба в воде наш парень занимается какими-то не совсем понятными мероприятиями, которые должны немыслимо подкосить ту насквозь гнилую лавочку.



И весь фильм пронизан таким светлым и чисто украинским мироощущением (тяжело сформулировать, но вы, посмотрев, конечно поймете о чем я говорю), что, например, сейчас его смотреть гораздо интереснее, чем в 1985 году.



Мы-то уже знаем, чем все кончится.

3. «Крик дельфина» (Мосфильм, 1987, режиссер Алексей Салтыков, 16,5 млн. зрителей в прокате).

Один из самых ярких и любимых мною примеров отечественной милитаристко-главпуровской идиотии на тему агрессивных блоков НАТО, СЕАТО, СЕНТО и спятивших пентагоновцев.



Всякие поздние голливудские киноподелки типа «Поднять перископ» откровенно - употребим такой модный молодежный термин - сосут. Причем наш фильм выгодно отличается тем, что сделан на полном серьезе и безо всякого закадрового смеха!

Сюжет таков: Озверевший от гонки вооружений Пентагон оснащает атомную подводную лодку ракетами с биологическими зарядами и выпихивает в море. Матросы -- естественно - предаются в походе (и до него) наркоголизму и алкомании, причем делают это со стриптизершей на борту (которую, завернув в ковер, предварительно украли из ночного клуба на берегу).



Естественно все перезаражаются. И не вензаболеваниями (как вы все уже подумали), а какой-то «бронзовкой» от ракет.

В общем стратегический ракетоносец и его команда начинает пиратствовать на морских коммуникациях и шантажировать Пентагон.



Автор сценария (Николай Черкашин) тему дисциплинарных нарушений на флоте изучил очень хорошо. Причем, безусловно, на богатом личном опыте, ибо сам служил замполитом на советских ПЛ СФ (правда на дизельных). Так что проекция вышла знатная. «У них - как у нас, только еще хуже!».

Приятно видеть и советский ракетоносец проекта 667БД (или даже 667БДР) в несвойственной ему роли кинозвезды, рассекающий мировой океан под песню Глории Гейнор I will Survive.

В наличии и весь бомонд прибалтийских актеров, которые с редким профессионализмом и десятки раз воплощали на советском экране образы фашистов/американцев.

Кино получилось настолько отстойным, что даже сейчас его показывают по телевидению очень редко. Это уровень!

Начало восьмидесятых годов вообще богато на киноленты о том, как у них там все плохо. Преступность и масоны, реваншисты-неофашисты, продажные политиканы - все это неоднократно и с самыми волнующими подробностями было показано на советском экране.

Посмотрите, не пожалеете!

И о культуре..., Фильмы

Previous post Next post
Up