Возобновление рубрики «Спутник запоздалого кинозрителя» в моем журнале и сегодня мы поговорим о совершенно забытой комедии 1962 года «Яблоко раздора». По ходу повествования вы поймете, почему она почти сразу стала не то что запрещенной или непопулярной, но не особо рекомендуемой и к повторным показам непригодной. Хотя и актеры там снимались самые топовые (Евгений Весник, Татьяна Пельтцер, Анатолий Папанов, Ольга Аросева и др.), и режиссером - единственный раз в своей чисто театральной карьере - был Валентин Плучек, и оператором - сам Павел Лебешев, а музыку писала Александра Пахмутова...
Дело в том, что это идеальный хрущевский фильм. То есть произведение, которое вобрало все существующие и, с точки зрения пропаганды, остро необходимые маркеры той эпохи (1955-1964).
Зачин (то есть сценарий) еще вполне сталинский: «Председатель украинского колхоза-миллионера «Коммунар» Илья Григорьевич Руденко в селе Затишное (то есть по-русски Уютное), мечтая построить коммунизм в отдельно взятом хозяйстве, всеми средствами старается увеличить доход и даёт указание весь урожай яблок отправить в Заполярье, чтобы втридорога продать в Воркуте. Однако его друг, Ларион Иванович Коваль, вернувшийся в родное село с военной службы полковник в отставке, был удивлен странному подходу председателя к коллективному благополучию...».
Что, казалось бы, тут может быть нового? Таких произведений о колхозной счастливой жизни были десятки («Кубанские казаки», «Кавалер золотой звезды» из самых популярных) и ничего особенно нового не ожидалось. Заблуждающийся партработник, черствый колхозный бюрократ, наша прекрасная молодежь, балагур/дед Щукарь плюс верховный судья/партийный демиург. Все это здесь есть. Но при всем при том пропагандистские акценты изменились и очень сильно.
Действие происходит на Украине, в УССР (хотя картину снимала вовсе не студия им. Довженко, а сам «Мосфильм»).
И это понятный реверанс в сторону главного. Хоть Никита Хрущев и писался русским, но вырос/состоялся он именно как украинский руководитель, обожал носить вышиванку и республику не забывал.
Кругом кукурузные поля.
И нет необходимости пояснять, почему именно кукурузные.
Председатель колхоза с номенклатурным гостем в легкой игровой форме обсуждают построение коммунизма. Разногласия лишь в том: строить ли его сначала только в данном колхозе или сразу замахиваться на всю страну. Напомню, что на XXII съезде КПСС в 1961 году было как раз объявлено о построении этого самого коммунизма в самом скором времени, к 1980 году. И пропаганда (и кино в том числе) пыталась переводить шершавый язык партийных опусов на человеческий язык.
В фильме присутствует совершенно уморительная сцена народного, нутряного представления о времени, когда всего и всем будет «по потребностям».
Пожилой колхозник напевает прогпагандируемый поп-хит того времени «Страна родная Индонезия». Никита Сергеевич как раз в Индонезии бывал и лично Сукарно котлетой кормил (такое неслучайное совпадение).
Сталинская песня «Русский с китайцем - братья навек» из моды вышла, а время шлягера «Напиши-ка мне мама в Египет», наоборот, еще не пришло.
Самый позитивный герой киноленты - доярка и герой Социалистического труда Домаха Свиридовна (Ольга Аросева). Носит звезду всегда и везде, причем даже на вязаной кофте.
Надо сказать, что именно в те годы высшие награды на жителей села сыпались как из рога изобилия. Например за 9 лет трижды(!) Героем Социалистического Труда стал Турсункулов Хамракул Турсункулович, председатель колхоза в Ферганской долине, что в Узбекской ССР.
Советский Союз энергично пытался стимулировать сельских жителей к производству сельхозпродукции, существенно снизив процент кнута и повысив содержание пряников.
Впрочем Юлий Харитон и Кирилл Щелкин умудрились получить три трудовых звезды вообще менее чем за пять лет, но о прикладных физиках фильмов тогда не снимали. О теоретических потом кое что было, а вот о практиках ядерного оружия - ничего.
А в конце фильма вдруг (хе-хе-хе) выяснилось, что доярке-герою приписывали удои.
Очень жирный намек на «
Рязанское чудо» 1959 года, когда первый секретарь Рязанского обкома КПСС Алексей Ларионов за один год догнал и перегнал Америку и даже стал героем Соцтруда. Но потом оказалось, что все не так радужно и пришлось из жизни уйти.
С некоторой издевкой в картине показаны бывшие номенклатурные работники, пенсионеры.
Напомню, что до Хрущева большинству колхозников никаких паспортов и пенсий вовсе не полагалось. Кроме того тогдашие зрители безусловно считывали и такой смысл, что множество бывших зубастых сталинских кадров (по фильму - еще и стукачей, наушников, сутяжников) стали ныне безвредными дедами на завалинке, над которыми можно и даже необходимо шутить.
То есть товарищи Молотов, Каганович и многие другие, не удержавшиеся на скользкой номенклатурной лестнице - персонажи ныне комедийные, несколько раз звучит слово «ревизионисты» и «культ личности».
У ответственного работника «из центра» оказывается премилая дочь (которую не пустили на целину и в Сибирь).
Тогдашние зрители понимали, что в несколько иносказательной форме рассказывается о Раде Аджубей (Хрущевой). Известно о ней тогда было немного, но вот зять Никиты Сергеевича и ее муж Алексей Аджубей был в каждой бочке затычкой. И, в понимании общества того времени, тоже из простых.
В фильме упомянут и самый модный на тот момент род войск - войска противовоздушной обороны (ПВО СССР).
Хоть фильм и вышел в лидеры проката 1963 года (19,8 млн. зрителей), ныне он абсолютно и - в каком-то смысле справедливо - забыт. Это злободневный киножурнал, точнее даже киногазета, включающая все знаки той и только той эпохи. Сейчас ее злободневность непонятна и не смешна.
Но исследователям времени Никиты Сергеевича Хрущева кино безусловно надо изучать, причем очень внимательно.