Проект «Суслов». Часть восемнадцатая.

Sep 27, 2023 09:37

ЧАСТЬ XVIII. ПОХОРОНЫ СТАЛИНА.
«Товарищ Шепилов? Говорит Суслов. Только что скончался Сталин...»

Смерть Сталина кардинальным образом сменила всю расстановку сил в руководстве КПСС. Даже в наших заметках отчетливо чувствуется, насколько каждый из советских вождей осознавал эфемерность своих позиций и был готов в любой момент уехать руководить на периферию. А то и вовсе встретить в корридоре конвой. Теперь мощный довлеющий фактор исчез, надо было выстраивать отношения между собой и выдвигать кого-то на высший пост.



Некоторые отпетые историки (Медведев, Огрызко) утверждают, что чуть ли не сам Сталин перед смертью уже решил сложить с себя полномочия и передать бразды правления своему «секретному наследнику» Михаилу Суслову, но мне видится такое предположение слишком залихватским.

Хотя история на XIX съезде с новой организацией - Президиумом ЦК КПСС - была загадочной в высшей степени. Кандидатов назвал сам Сталин. А кто ему подсказал?

Вот что вспоминает Никита Хрущев (на тот момент едва ли не самое приближенное лицо): «Когда пленум завершился, мы все в президиуме обменялись взглядами. Что случилось? Кто составил этот список? Сталин сам не мог знать всех этих людей, которых он только что назначил. Он не мог составить такой список самостоятельно.

Я признаюсь, что подумал, что это Маленков приготовил список нового президиума, но не сказал нам об этом. Позднее я спросил его об этом. Но он тоже был удивлен. "Клянусь, что я абсолютно никакого отношения к этому не имею. Сталин даже не спрашивал моего совета или мнения о возможном составе президиума". Это заявление Маленкова делало проблему более загадочной.

Я не мог представить, что Берия был к этому причастен, т. к. в новом президиуме были люди, которых Берия никогда не мог бы рекомендовать Сталину. Молотов и Микоян также не могли иметь к этому отношения. Булганин тоже не знал ничего об этом списке... Некоторые люди в списке были мало известны в партии и Сталин без сомнения не имел представления о том, кто они такие».



А кто на март 1953 года считался наиболее приближенными соратниками Сталина? Перечислим их: Г. М. Маленков, Л. П. Берия, Н. С. Хрущёв, Н. А. Булганин, В. М. Молотов, К. Е. Ворошилов, Л. М. Каганович, А. И. Микоян (причем первые четверо входили в более близкий круг).

И никто из них этот список (по мнению Хрущева) не составлял. Так кто же тогда?

Кроме того не будем забывать, что найден охраной в тяжелом состоянии Сталин был вечером 1-го марта, а скончался 5-го. Все это время почти осиротевшие вожди обсуждали, как же им жить дальше.

Решения принимала восьмерка наиболее близких соратников и присоеденившийся к ним Председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Шверник. Естественно, что в курсе всех дел был и Министр государственной безопасности СССР Семен Игнатьев (который между прочим в тот момент - с ведома Сталина - вел «подкоп» под Лаврентия Берию).



Михаил Суслов же никакого участия в обсуждении не принимал и вряд ли даже о встречах данных лиц знал.

В результате договоренностей Георгий Маленков становится председателем правительства (четыре основных заместителя - Лаврентий Берия, Вячеслав Молотов, Николай Булганин и Лазарь Каганович), Климент Ворошилов становится Председателем Президиума Верховного Совета СССР (вместо Шверника), Лаврентий Берия возглавляет единое министерство госбезопасности, Вячеслав Молотов продолжает быть ответственен за международные дела.

Президиум ЦК КПСС сокращается с 25 до 11 человек (кроме восьмерки ближайших и почти неживого Сталина в высшем эшелоне остаются лишь Максим Сабуров и Михаил Первухин).

Суслов же из него вылетает (а из кандидатов в Президиум вылетает Леонид Брежнев). Новый расклад существенно ослабляет позиции Никиты Хрущева.

Нуритдин Мухитдинов (тогда Председатель Совета Министров Узбекской ССР) пишет: «М.А. Суслов на совместном заседании 4 марта не вошёл в состав ни Президиума, ни Секретариата. Будучи членом ЦК и депутатом Верховного Совета, оказался "без работы"».

Но вдруг 5-го марта в кабинете главного редактора «Правды» Дмитрия Шепилова раздается звонок...

«Я сидел в своем рабочем кабинете в «Правде». Готовили очередной номер газеты на 6 марта 1953 года.
Около 10 часов вечера зазвонил кремлевский телефон - "вертушка":
- Товарищ Шепилов? Говорит Суслов. Только что скончался Сталин. Мы все на "ближней" даче. Приезжайте немедленно сюда. Свяжитесь с Чернухой и приезжайте возможно скорей. В. Чернуха был вторым, после Поскребышева, помощником Сталина».

Михаил Суслов на тот момент Шепилову не начальник (официально только что секретарем ЦК по идеологии утвержден оттертый ранее в ИМЭЛ Петр Поспелов), но почему-то именно он в момент смерти присутствует на «ближней» даче в Кунцево и дает указания главному редактору «Правды».

С 6 по 9 марта проходило прощание с Иосифом Сталиным в Колонном зале Дома Союзов (через 29 лет там будут прощаться и с нашим героем).



Никаких сомнений, что Суслов принимал деятельнейшее участие в организации похорон.



(Шепилов) «Кажется, М. Суслову и П. Поспелову поручено было немедленно подготовить обращение от ЦК КПСС, Совета Министров СССР и Президиума Верховного Совета ко всем членам партии, ко всем трудящимся Советского Союза о смерти Сталина».

Официальное фото скорбящих соратников и продолжателей дела. Суслова здесь нет.



И здесь его нет тоже.



При этом гроб он несет. На непарадной бериевской стороне (в основном не попадющей в кадр СМИ) и самым последним.



На трибуну Мавзолея в этот раз тоже не пригласили.



Но интересно, что по итогам меропрятия кинодокументалисты например отчитывались именно перед Сусловым.

«19 марта Секретарю ЦК КПСС М. А. Суслову был представлен отчет о работе съёмочных групп всех документальных студий Союза, заснявших митинги и собрания трудящихся по всей стране. Согласно отчёту, было отснято несколько тысяч метров документального материала; кинохроника поступила также из шести стран народной демократии: Китая, Чехословакии, Польши, Венгрии, Болгарии, Албании - по словам С. В. Лозницы, работавшим с материалами Красногорского архива кинофотодокументов - "10 тысяч метров было снято. Снимали по всей стране, с 6 по 19 марта"».

Фильм «Великое прощание» в каком-то смысле детище именно Суслова.

image Click to view



И снова Мухитдинов:

«Но через десять дней (если быть точным, то 14 марта) на пленуме по предложению и настоянию Н. С. Хрущёва (Суслов) избирается секретарём ЦК. Что же произошло? Суслова Маленков терпеть не мог, как чисто аппаратного работника, догматика, но Хрущёву он был нужен, поскольку он, думая о будущем, знал (как, впрочем, и все) свою теоретическую подготовку, осведомлённость в важнейших отраслях науки и журналистскую компетентность».

Случился парадокс, столь частый в аппаратной жизни. Никита Хрущев не слишком доверял скучному знатоку марксизма (еще и своему бывшему преподавателю в Промакадемии), но очень хотел уесть Георгия Маленкова и не дать тому единолично утвердиться на самом верху. Вячеслав Молотов сам отошел в сторону. Лаврентий Берия не имел популярности в партаппарате, а от силовых ведомств был аккуратно отведен еще Сталиным (впрочем пытаться бороться за место на вершине он будет). Клим Ворошилов - «пустышка» и это было понятно уже тогда, в драку не полезет во всяком случае. Николай Булганин сам в полуподвешенном состоянии (он уже не военный министр и еще не министр обороны). А Лазарь Каганович просто еврей.

Так что теперь Михаил Суслов - человек из команды Хрущева.



Позже дорогой Никите Сергеевичу приблизит к себе еще одного чиновника, потерявшего должность кандидата в члены Президиума. Вон он шагает справа.



Летом 1953 года в стране разворачивались большие события.

История СССР, Проект «Суслов»

Previous post Next post
Up