Есть в Москве достопримечательность, которая вызывает интерес лишь у двух социальных страт - жителей бывшего СССР и граждан КНР. Да-да, это Мавзолей Владимира Ильича Ленина на Красной площади. Я его посетил и позволю себе поделиться некоторыми наблюдениями.
Фотографий по понятным причинам будет мало, заметка в основном текстовая.
Отрадно, что до сих пор достопримечательность функционирует, ибо в угаре демократии тело чуть не закопали.
В рассказе я буду постоянно сравнивать антураж современного мероприятия с 1987 годом, когда увидел Ильича в первый раз.
Принимает он всю неделю, кроме понедельника и пятницы, с 10 до 13 часов. За временем следить легко, поскольку перед глазами постоянно располагается гигантский часовой диск на Спасской башне.
В старые времена в дни приема площадь полностью перегораживали и выстраивали красивую (с точки зрения властей) длинную очередь аж от Александровского сада.
Сейчас все гораздо скромнее. У Никольской башни расположился кордон, в первой линии которого стоят несчастные молодые работницы полиции (которые вынуждены общаться со всякими придурками из очереди, ибо они пропускают на досмотр по десять человек примерно каждые пять минут).
А вот дальше уже рамки и улыбчивые солдаты ФСО. Вежливые в высшей степени. Но запрещено категорически, например, проносить жидкость в любых емкостях, маникюрные ножницы (и колюще-режущие предметы посерьезнее само собой), ничто, хоть отдаленно напоминающее оружие, и так далее.
К обеспечению покоя Владимира Ильича относятся очень серьезно. Вот в прошедшую пятницу в Мариинском театре одна гражданка распылила в зале перцовый газ из баллончика. Тут такое не пройдет.
И мизинчик отрезать у мумии тоже не получится.
К сожалению, для посещения вечно живого надо отстоять очередь. В моем случае это было 45 минут, но допускаю (если приезжают китайцы), что бывает и сильно хуже.
Зато прикосновение к легенде абсолютно бесплатно, что в наше корыстное время радует меня безмерно.
Раньше посетители с самого начала заходили в главные ворота Мавзолея, а потом шли вдоль Кремлевской стены. Сейчас наоборот, сначала ты идешь мимо могил солдат Революции, потом урн в Кремлевской стене (последние Костандов и Устинов, 1984 год), а далее выходишь на аллейку с дюжиной самых престижных могил.
В детстве не обращал внимания, но они не единообразны, расположены на разном расстоянии друг от друга и вообще не слишком гармоничны. Открывает аллею Черненко, а завершает Суслов (хе-хе-хе).
Но вот, так сказать, гарнир кончился и мы из-за Мавзолея выходим почти на Красную площадь и наконец заходим в главные ворота заведения.
Там уже все в знаках «Фотографировать запрещено» и стоят солдаты в фуражках с васильковыми околышами.
Всем напоминают, что головные уборы надобно снимать. Раньше, кстати, солдат было еще больше, они торчали буквально на каждом повороте и прижимали палец к губам (тише себе ведите дескать).
Главный зал со стеклянным гробом сейчас никак не украшен (а вот раньше был отлично задрапирован черным бархатом и алым кумачом), скромно освещается и вообще выглядит как-то обшарпанно. Видно, что святыней для нынешних обитателей Кремля это место не является.
Величественный наружный караул перенесли в Александровский сад.
И теперь солдатики стоят всего лишь с восьми до восьми, а не круглосуточно.
Впрочем, люди помнят как все было.
Главный же экспонат выглядит стандартно забальзамированным телом (ничего необычного), а вот раньше, благодаря игре света, он смотрелся прямо как живой. Был приятно розовый, как докторская колбаса.
В общем 35 лет я Ильича не видал и могу теперь еще 35 лет подождать, ничего особенно нового там не будет.
Если конечно сгоряча все же не закопают.