Спутник запоздалого кинозрителя-XXVI.

May 19, 2023 16:32

В рамках просмотра разнообразных советских фильмов (а я поставил себе задачу получить представление о всех без исключения известных и доступных лентах) попалось мне достаточно странное кино 1983 года под названием «Послесловие». Фактически это телеспектакль (почти все диалоги происходят в одной комнате между двумя главными героями). Играют такие известные актеры как Ростислав Плятт и Андрей Мягков. А режиссер между прочим сам Марлен Хуциев.



Если говорить коротко, то это как бы примитивная агитка на тему «Старикам везде у нас почет» и «Уважайте ветеранов!». В те геронтологические времена как раз входили в моду фильмы о неприкаянных дедушках («Продлись, продлись очарованье», «Зимний вечер в Гаграх», «Время желаний», «И жизнь, и слезы, и любовь...» и прочие).

Но достаточно быстро понимаешь, что очевидно демонстрируемый посыл - это какой-то наспех нарисованный задник в декорации, что-то там есть еще...

Перескажу сюжет: К преуспевающему экономисту (Мягков) - личная «Волга», квартира в Тушино, подготовка диссертации и поездки за рубеж (даже в США, хотя языков он либо совсем не знает, либо знает плохо) - откуда-то с юга приезжает тесть, то есть отец жены. Супруга по работе как раз улетает с иностранцами в Среднюю Азию, папу видеть не жаждет и служебную поездку не откладывает. Знакомы главные герои плохо, фактически встретились два посторонних человека.



Тесть (Плятт) оказывается говорливым стариканом, который сразу начинает транслировать газетные передовицы и культурный интеллигентский нарратив того времени. Через какое-то время экономист понимает, что старый армейский врач во-первых все время врет, во-вторых искусно утаивает любую конкретную информацию о себе, а во-третьих интеллектуально сер как застиранное белье.

Тем не менее, беседуя с ним на разные темы, современный бездуховный потребитель как бы понимает свое моральное ничтожество перед лицом титана старшего поколения. Конец.

Так бы я и остался в недоумении насчет данной работы, пока в одном посте не попался мне толковый разбор-версия странностей и провисаний сюжета.

И на самом деле выходит так, что это встреча двух чекистов - старого (сталинского) и нового (андроповского) поколений. И их абсолютно иносказательное обсуждение тем будущего Родины. Оба чувствуют, что все выруливает куда-то не туда. Но ничего нельзя называть вслух, да и на мысли свои можно только намекать.

Отдельно стоит сказать об авторе литературной основы. Юрий Пахомов в прошлом военный врач, служивший на кораблях ЧФ и СФ (в том числе в Гвинее, Мозамбике, Эфиопии, Сомали, Вьетнаме, Йемене) и вышедший в отставку с поста главного эпидемиолога ВМФ.



Благодаря запискам Канатжана Алибекова, мы можем понять, чем именно главным образом занимались советские эпидемиологи в погонах. Работали они над боевыми вирусами и офицер Пахомов вероятно был одним из многих, кто поставлял сырье для советской военной биологической программы из этих самых африканских стран (в те времена особенно интересовались гемморагическими лихорадками).

Еще будучи на службе Юрий Николаевич вдруг решил, что он писатель. И Союз писателей СССР его в этом заблуждении поддержал и безоговорочно принял в свои ряды, а в новой России он даже стал секретарем СП.

Ознакомившись с его доступными творениями хочу сказать, что сам пишу гораздо лучше, связнее и интереснее. Но почему-то Хуциев выбрал именно ЭТОГО автора и его беспомощный невнятный рассказ.

Сам Марлен Мартынович с 1970 года («Был месяц май») фильмов не снимал, считаясь при том маститым режиссером и номенклатурным небожителем, секретарем Союза кинематографистов СССР. И тут ВДРУГ решил тряхнуть стариной.



Уж не попросили ли его? И кому он не смог отказать? Кто озаботился будущим Родины в 1983 году? Уж не сам ли Юрий Владимирович Андропов захотел понять «Где мы находимся?» и вызвать полемику на тему «А что дальше?».

А вывод сформулировали без меня:



«Один - тот который создавал величие совка, второй - тот который поддерживает. Два поколения, два персонализированных КЛЮЧЕВЫХ образа эпохи. Встретились, посмотрели друг на друга - один врет как дышит, второй врет даже когда молчит. Оба - пустота, фикция, символ совка прошлого и настоящего, при всей внешней эффектности и многозначительности представляющего собой химеру, которая (в фильме) смотрится в зеркало и не видит отражения. Сущность, созданная и поддерживаемая спецслужбами, имеет фиктивное прошлое, лживое настоящее и нулевое будущее. Ни черта "это поколение" ни от чего не спасет и не удержит, ибо спасать и удерживать, по сути, некому - вот что понял к концу фильма герой Мягкова. Абсолютная пустота...».

Резковато, но в общем верно.



Само кино везде есть.

image Click to view

История СССР, Фильмы

Previous post Next post
Up