Проект «Суслов». Часть четвертая.

May 03, 2023 12:13

ЧАСТЬ IV. ДЕТСТВО И МОЛОДОСТЬ
Гордился тем, что он волжанин...

О детстве Суслова известно совсем мало (если не сказать - совсем ничего). Нет фото, нет свидетельств односельчан или жителей Хвалынска, ничего...



Известно только, что он болел туберкулезом и всю жизнь боялся возвращения болезни. Именно отсюда, из детства, и идет его любовь к калошам, к сухим ногам.

Впоследствии, уже будучи на вершине идеологической власти в стране он, явно храня здоровье, мог игнорировать приглашения самого генерального секретаря Леонида Брежнева на охоту в Завидово.



Брежневский охранник Владимир Медведев описывает это так:

«Однажды приехал в Завидово Суслов.... Он вышел из машины в галошах. Понюхал воздух.
- Сыро, - сказал он с ударением на "о", влез обратно в машину и уехал. Даже в охотничий домик к Брежневу не зашел».

И еще отец Суслова в автобиографии якобы упоминал, что два его ребенка перенесли в постреволюционные годы тиф.

Два вопроса из юности Суслова меня волнуют. Какое же образование он получил (если впоследствии, хоть и после Рабфака, все же смог поступить в ВУЗ)? И как сказалась на уже вполне взрослом юноше Гражданская война.

По первому вопросу туман абсолютный. Двухклассное училище было в соседнем селе (Павловка) и вовсе не факт, что Суслов его посещал. Про Черненко хоть известно, что он три года в начальную школу родного села ходил, а тут нет и этого.

Тем не менее, уже будучи одним из главных советских сановников, школу родного села он патронировал, переводил деньги (свои кровные) на библиотеку и оборудование, и лично посетил ее в 1975 году. Говорят даже, что любительская киносъемка визита высокого гостя есть в семейном архиве и секретарь ЦК КПСС по идеологии там выглядит как милый улыбчивый дедушка.

Фото семидесятых годов, где Михаил Суслов со всей серьезностью участвует в торжественной пионерской линейке на ВАЗе в Тольятти.



Коренные изменения общественной формации пришлись у Михаила Андреевича на уже вполне зрелый и осознаный возраст. В год начала Первой мировой войны ему было 12 лет, в Революции (обе) - уже почти 16. По крестьянским меркам - вполне дееспособная единица.

В 1968 году районная газета «Искра» опубликовала любопытную заметку.

«... о том, в какой роскоши жили местные богатеи, которые "владели землей и всеми другими местными богатствами, жестоко угнетая народ, и за счет ограбления крестьян устраивали пышные кутежи". Согласно тому же источнику, беднейшие слои местного населения тоже не сидели, сложа руки. В Шаховском даже организовалась группа "подпольщиков", которые периодически баловались спичками: спалили намолоченный хлеб на гумнах помещиков, дом попа, дом помещика Корпачева и мануфактурную лавку торговца Цыпленкова. В число этих подпольщиков, как утверждает автор статьи, входил и Андрей Суслов».
https://ul.aif.ru/society/details/164771



Гражданскую войну прошел он вообще в самом сочном возрасте, в 16-18 лет. И не надо думать, что в глухомани в те времена было тихо и спокойно. Наоборот!

К весне 1918 года власть Советов установилась во всех волостях и сёлах уезда. В Шаховском сельсовет возглавил некто Иван Родионович Овечкин.

Если почитать даже официальные советские заметки об установлении советской власти тут, то картина вырисовывается крайне сочная:

«В марте 1918 г. в Павловку (это рядом с селом Шаховское, где проживает наш герой - прим. мое) прибывает отряд Перфилия Фёдоровича Баулина, чтобы учесть продовольственные запасы и конфисковать оружие у мятежников. По предложению командования прибывшего отряда собрание граждан вынесло постановление: установить норму хлеба в размере одного пуда на едока в месяц, излишки хлеба выдать отряду для отправки голодающим Петрограда, Москвы и других городов. Это послужило причиной нового восстания, которое началось на следующее утро после постановления.

Кулаки, организовавшие мятеж, послали гонцов в соседние сёла, чтобы оттуда получить подкрепление, разоружить отряд красных и начать общее восстание против Советов. Баулин выставил на дорогах заслоны, но население окрестных сёл не поддержало восставших. Восстание было подавлено, а братьев Земсковых, попа Пиксанова и других заговорщиков расстреляли, но Ждаркину вновь удалось скрыться.



4 апреля 1918 г. председатель крестьянской секции Хвалынского уисполкома М.Ласнов телеграфировал в Саратов: «Контрреволюция в Павловке подавлена, с нашей стороны пало 4 красноармейца, несколько ранено. Павловская белая гвардия погибла в бою, некоторые расстреляны, производим тщательный учёт в уезде и собираем контрибуцию. В других волостях уезда всё спокойно, все кулацкие Советы сменены».
(Cм.: ГАСО, Ф521, оп.1, д.181, л. 61).

«Баулин наложил на участников второго мятежа в Павловке контрибуцию в сумме 500 000 рублей. 18 апреля его отряд разделился на две части, одна часть с Баулиным ушла в сопровождении обоза с хлебом в Хвалынск. Другая часть во главе с Пудовочкиным направилась в Кузнецк, на подавление вспыхнувшего там контрреволюционного мятежа».
http://shalkino.ru/2_Sovvlast.html

А летом еще прибыли белогвардейцы при поддержке белочехов и веселье продолжилось.

«В селе Илюшкино белогвардейский офицер Павел Георгиевский, сын местного попа, с десятком конных казаков арестовал 13 человек из сельского и волостного актива и увёл в Шаховское, где им бы угрожал расстрел. Волостной военный комиссар Захаров П.Н., избежавший ареста, собрал верных людей. Они захватили попа и потребовали отпустить арестованных, угрожая расстрелять всю семью Георгиевских и сжечь их усадьбу. К сыну попа был послан работник Георгиевских, который и передал требования. Сын попа решил не рисковать и отпустил арестованных».
http://shalkino.ru/2_Sovvlast.html



Есть совершенно угарный сказочный эпос о том, как юного Мишу Суслова спас от злых белогвардейцев татарин Салах бабай Куртяков. Выдержан в духе народной сказки.

В сентябре 1918 года белогвардейцев отогнали за Волгу, из села Шаховского на Гражданскую войну ушло 12 человек. И, согласно официальной биографии, именно в 1918 году юный Миша Суслов вступил в Комбед («Комитет бедноты»).

А по данным Леонида Млечина возглавлял тот Комбед отец нашего героя (который, как мы помним, вернулся из Архангельска лишь в 1919 году).

В 1920 году Миша вступает в комсомол (тогда он назывался РКСМ).

«Вступить в комсомол и состоять в нём было непросто. Большинство семей были религиозны, а вступление в РКСМ считалось делом греховным, а комсомольцев так и называли - "безбожники". Некоторые отцы, узнав о том, что сын состоит в комсомоле, брались за кнут».
Русяев В.Ф. Наш Павловский край. Павловка, 1975; стр. 79).

Но папа нашего героя явно не таков. И еще не будем забывать, что комсомольцы тех лет - это еще и первые кандидаты в ЧОН, в части особого назначения для усмирения крестьянских восстаний.



Кстати в 1921-22 годах по всему Поволжью разразиться голод, но нашего героя тут уже не будет.



А семья Сусловых далее, скорее всего, перебралась в уездный центр Хвалынск и в 1921 году Миша вступил в партию.

В том же году девятнадцатилетний амбициозный молодой человек решил двинуть в столицу (напомню, что 12 марта 1918 года решением Советского правительства столица России перенесена обратно из Санкт-Петербурга (Петрограда) в Москву). Интересно только, он вступил в РКПб он еще в Хвалынске или в Москве уже?

Мандат-направление на учебу, как политически грамотному и проверенному товарищу, ему, конечно, выдали (тем более, что папа работал в укоме, то есть уездном партийном комитете).

У Виталия Воротникова есть в воспоминаниях забавный фрагмент. Итак, 1970 год. Михаил Суслов выдвинут в Верховный Совет РСФСР от Тольяттинского избирательного округа. Естественно, что кандидат почтил визитом Куйбышевскую область...

«В Сызрани Михаил Андреевич вдруг попросил показать ему вокзал. Поехали. Он внезапно направился в ресторан. Сопровождающие почувствовали себя неуютно - вокзальный ресторан известно как выглядит. К визиту высокого гостя здесь никто не готовился.



"Михаил Андреевич, - вспоминает Воротников, - постоял, сощурившись, посмотрел в зал, улыбнулся и, не проходя далеко, вышел. По его просьбе немного прошли от вокзала по Советской улице, бывшей Большой Дворянской (тут ошибка, Советская улица была просто Большой, а бывш. Дворянская ее пересекала - прим. мое).



Вернувшись к вагону, он объяснил нам причину своего интереса.

В 1920 году (и тут ошибка, видимо все же в 1921 - прим. мое) юный Миша Суслов пришел пешком в Сызрань. Потолкался здесь на вокзале и в городе несколько дней и уехал в Москву учиться. С тех пор в Сызрани не был. Вспоминая об этом, он оживился, говорил быстро, с радостными интонациями. Ему импонировало, что сохранилось здание вокзала, на том же месте ресторан, да и главная улица мало изменилась.

Мы ожидали разноса за вокзальное бескультурье, а ему, наоборот, все понравилось, напомнило юные годы…"»

Вот с этого перрона Михаил Андреевич поехал завоевывать Москву.



И в следующей части мы попытаемся выудить из редких источников скудные сведения о более-менее настоящем образовании нашего героя.

История СССР, Проект «Суслов»

Previous post Next post
Up