Как известно новые фильмы я практически не обозреваю и сегодня тоже не буду этого делать. А разговор пойдет о телевизионном феномене и культовом кинопродукте 1997-1999 года, о сериале «Улицы разбитых фонарей».
Сразу скажу, что имеет смысл разбирать и обсуждать лишь первый сезон. Дальнейшие итерации (а их уже более двух десятков) становились все хуже и фальшивее и дух времени отражать перестали. Но первый сезон был событием!
Напомню простыми словами контекст тех уже далеких времен.
Итак, 1995 год. Киностудия «Ленфильм» (как и все прочие киностудии страны) сидит без работы. Прошел бум перестроечного кино, отгремели своеобразные кооперативные киноленты, перестали подавать средства культурным (но бедным) русским киноинтеллигентам из-за рубежа...
Проката не было. Государство денег на удовлетворение амбиций художников уже не давало.
Большие средства крутились на телевидении, но старая киногвардия по привычке таким форматом брезговала и продолжала думать о высоком. А эфир заполнять чем-то было надо.
С барского плеча какое-то некрупное ТВ-учреждение выделило небольшую сумму на детективный сериал. И предложило снять что-то вроде пилотных серий самым модным на тот момент режиссерам города на Неве.
«Заказчиком телесериала изначально выступал телеканал РТР, но в то время у канала начались проблемы по долгам за озвучание «Санта-Барбары», поэтому права на «Улицы разбитых фонарей» в 1997 году передали телеканалу «ТНТ-Телесеть». В итоге сериал стали показывать с 4 января 1998 года».
Режиссеры
1-ю и 4-ю серию («Кошмар на улице С.» и «Целую, Ларин») снимал Александр Рогожкин, 2-ю («Попутчики») Владимир Бутурлин, 3-ю серию («Инферно») Евгений Татарский, 5-ю («Страховочный вариант») Владимир Бортко, 6-ю, 7-ю и 8-ю («Сексот Цыплаков», «Темное пиво, или урок английского» и «Третий слева») Искандер Хамраев.
Ни один из них добрым словом не вспоминал и не вспоминает свою работу. Евгений Татарский (снявший до того «Золотую мину» и «Приключения принца Флоризеля») в мемуарах кроет свою серию («Инферно») буквально последними словами.
«И тогда я узнал, что уже есть актеры, а, честно надо сказать, я не привык, что за меня выбирают артистов. Я подумал: пойду посмотрю, что за артисты? Я приехал. Сильно они мне не понравились, плоские, как фанера. Играть им нечего! Они, может быть, хотели играть, но нечего! Но что делать, надо зарабатывать деньги.
Я говорю:
- А сколько ты платишь, Саша?
- Будешь писать сценарий, тысяча за сценарий и тысяча за работу. Снимаем восемь-десять дней, не больше!
Но когда я приехал на съемочную площадку, оказалось, что даже рельсы и тележку для камеры не взяли. Денег нет на это.
- Саша, как это?..
- Нет денег!
Это было ужасно. Такое было унижение! Я вспоминаю: шаг влево, шаг вправо - расстрел! Денег нет. И он действительно не придумывал, потом я это понял.
.... Я согласился только потому, что это снимало "Русское видео", и я подумал, что такой позор немногие увидят. "Русское видео" показывает только на Ленинград, но из-за плохого сигнала все равно увидят не все. Это были плохие четыре серии. Актеров подбирал Рогожкин».
Бортко для титров взял псевдоним «Ян Худокормов». Дескать худо его власти кормят, раз приходится такое кино снимать.
Из интервью «Московскому комсомольцу»: «"Я снимал его не поэтому, а потому, что умирал от голода, - заявил Бортко. - Делал ее (работу) под псевдонимом Худокормов..."
По его признанию, в то время он жил на $100 в месяц, и эти деньги ему давал друг - более удачливый в тот момент режиссер. А серьезной работы не было уже несколько лет.
"Мы с женой были безмерно рады, ведь с голоду помирали", - добавил режиссер».
«Весь фильм обошёлся в 10 тысяч долларов - на камеру, на меня, на артистов. Актёры снимались в своей одежде».
Искандер Хамраев не писал ничего, но он и не такие бредни экранизировал (чего стоит маразматическая киноэпопея «Грядущему веку» 1986 года).
Бутурлин был просто крепкий профессионал.
«Я свою серию снимал первым. В ней Ларин машину ищет. Я не знаю, как так получилось, но в Москве потом продюсеры ее поменяли местами с серией, которую снимал Александр Рогожкин. Сказали, что она как бы задает тон. Я не стал спорить…
У меня на съемочной площадке был сухой закон. Я же знаю, как это бывает: станет один выпивать, к нему присоединится другой, третий, начнется такое «бытовое пьянство», а на следующий день никого не собрать. Поэтому я строго-настрого запретил. Потом, я слышал, актеры подраспустились. Не понимаю из-за чего. Может, почувствовали, что взяли господа за одно место…».
https://www.kp.ru/best/spb/ulitsy-razbitykh-fonarej-20let/ А вот Александр Рогожкин после «Особенностей национальной охоты» и «Операция "С Новым годом!» был очень популярным режиссером и пожинал плоды славы. Но, по собственым словам, первую серию (а это почти полный метр, час времени) он снял за неделю плюс три дня на монтаж.
С собой в новое НЕЧТО он перетащил Виктора Бычкова (егеря), Сергея Гусинского (милиционера Семенова), Бориса Чердынцева (в «Особенностях» - комендант аэродрома). Да и вообще (как пишет тот же Татарский) именно Рогожкин и определял состав актеров. Видимо потому, что первым взялся.
Автор
Тут уместно будет рассказать о создателе сценария. Литературной основой первого сезона послужили разрозненные, очень смешные и реалистичные заметки детективного свойства Алексея Пименова (который выпускал их под псевдонимом «Кивинов», поскольку до 1998 года находился на службе в системе МВД Санкт-Петербурга и любил киви).
Выпускник «Корабелки» по комсомольскому набору в 1986 году оказался в милиции и - через 64-е отделение милиции Кировского РУВД - добрался до высокого поста начальника городского отдела по расследованию умышленных убийств (как любят говорить дилетанты «убойщиков»).
В 1995 году книги в мягких обложках с его фамилией лежали на всех развалах Москвы, и - тем более! - Санкт-Петербурга. Было ясно, что экранизация лишь вопрос времени (из питерских авторов абсолютно тот же путь проделал и маринист Александр Покровский например).
«... И мне повезло, что в 1994 году, когда вышла книга, старого начальника Главка (Аркадия Крамарева) сняли, а новый еще не пришел».
Как и любое культовое произведение, изначально юмористический памфлет «Кошмар на улице Стачек» писался для внутреннего употребления и даже нес воспитательную цель. Неприглядно отраженные в нем реальные сотрудники органов (неряхи, алкоголики, ротозеи) должны были себя узнать и сделать выводы. Прототипы героев известны.
Сам я впервые прикоснулся к творчеству данного автора (вы только не смейтесь!), взяв детектив в районной бибилиотеке.
Герои
В литературной основе сквозного сюжета не было. Каждая повестушечка начиналась с новыми героями/злодеями и читалась как отдельное произведение.
Но тут сериал и поэтому пришлось из сонма действующих лиц выделить пятерых героев-оперуполномоченных: Ларин, Казанцев, Дукалис, Волков и начальник Соловец.
Как я уже упоминал, исполнителей главных ролей указал первый взявшийся за этот гуж режиссер Александр Рогожкин. Он выбрал самых подходящих по возрасту, но при том уже опытных ленинградских актеров. Все они сидели без работы.
Сам Кивинов говорит, что не очень известные актеры были взяты сознательно, чтоб не переплачивать.
«Сын отца» Алексей Нилов. На тот момент уже имел несколько главных ролей в перестроечном кино (например фильм «Меченые»), только публика его совсем не помнила. Так, стереотипный молодой человек с располагающим лицом.
«Я был начальником отдела рекламы, когда мне позвонили и предложили сняться. Я отказался. Ну а сейчас думаю, что сидел бы в газете или журнале, если б не "Улицы».
https://www.kp.ru/best/spb/ulitsy-razbitykh-fonarej-20let/ Режиссер Татарский не поленился упомянуть, что снимался актер часто в нетрезвом вид (например сценарный ход с потерявшим голос Лариным в 4-й серии - вынужденный).
Александр Лыков («Казанова») в кооперативном кино мелькал вовсю и зрителям был знаком неплохо. Другое дело, что в тех фильмах он был смешным, зажатым и носатым пареньком, а здесь слабый контроль режиссеров позволил превратить некоторые серии в настоящий бенефис.
«Ну что бабка, пошли противогаз мерять!» (с)
«Но я могу сказать, что, конечно, из всех их он наиболее продвинут в актерском мастерстве» (Бутурлин).
Сергей Селин уже почти десять лет мается на «Ленфильме» как эпизодник. Удивительно, что с такой фактурой он попал на сторону правопорядка, а не в криминальные структуры.
Михаил Трухин на тот момент даже не закончил ЛГИТМиК, абсолютно новое, незаезженное лицо на экране.
«На пробы я пришёл в мокром пиджаке (попал под дождь). Я ещё был после какого-то дня рождения, у меня с собой гитара была. Я спел пару блатных песен и меня утвердили на роль милиционера».
https://www.kp.ru/best/spb/ulitsy-razbitykh-fonarej-20let/ А Александр Половцев диплом актера имел аж с 1980 года, да что толку? В кино до 1988 года вообще не звали, да и потом...
Трое из пятерки кстати (Лыков, Селин, Половцев), снимались в культовом фильме «Бакенбарды» 1988 года. Причем Половцев уже там был милиционером.
Команду новичков надо было усилить. Поэтому нужда заставила вписаться в эту сомнительную бодягу Юрия Кузнецова. Его звезда тоже в свое время всходила тяжело и первые роли пришли лишь в сорок лет. Но зато потом, благодаря стереотипно-средней внешности и узнаваемым речевым интонациям, он беспечил себе постоянную занятость в кино и известность у самых широких зрительских слоев.
А сниматься на тот момент ему приходилось в невообразимом говне, например найдите и посмотрите фильм «Бомба» 1997 года. Если, конечно, выдержите.
«Министр в городе! А у нас что?» (с).
Прочие актеры
Одной из сильнейших сторон сериала являются большие артисты в эпизодических ролях. Работы не было, а жить как-то и на что-то надо. Подсняться в одной сцене нетрудно даже пожилому, хворому человеку (многого не требовали).
Таким образом на экране оказались например Жанна Прохоренко, Виктор Сухоруков, Анатолий Равикович, Всеволод Кузнецов, Олег Пальмов, Сергей Бехтерев, Светлана Смирнова, Александр Баширов, Вадим Лобанов, Людмила Шевель, Анатолий Сливников, Александр Романцов и многие другие.
Особый шарм придают юмористы петросяновского толка, выступающие не в своих амплуа: Генадий Ветров (бандит-крутыш) и Юрий Гальцев (колдун и бабник). В двух сериях блистает Андрей Краско-Младший, который просто родился для роли мелкого уголовника Газонского.
В эпизодах отметился вообще кто попало - от Божены (в титрах фигурирует как Евгения Рынская) и Алисы Гребенщиковой до заслуженных дедушек и бабушек студии «Ленфильм», для которых роль вот в таком трэше стала последней.
Съемочный процесс.
Тут все было очень и очень просто. Половцев: «Снимались в основном в своей одежде, в квартирах своих знакомых. Ездили на своих машинах: на съемках на своей «Волге» я случайно въехал в столб. Нам бесплатно или за минимальные деньги разрешали снимать на улице».
Практически все локации первых серий были на Петроградской стороне, около «Ленфильма», поскольку бюджет был минимален. Помещения для съемок допросов и прочих следственных действий предоставляло Кировское и Петроградское РУВД.
Кивинов: «Доходило до абсурда. В одном кабинете идет настоящий допрос, а через стенку - киношный… А вообще большинство съемок проходило на Петроградке, рядом с «Ленфильмом». Чтобы на транспорт не тратиться.... У Ларина в кабинете еще глухарь висел, помните? Так это настоящий, из нашего РУВД.
Вся массовка - это члены съемочной группы. Я сам три роли сыграл. Звук писали прямо на площадке, декорации были минимальные».
Популярность
Не все помнят, что признания сериалу, актерам и режиссерам пришлось подождать. Изначально первые 8(?) серий были расписаны по видеокассетам и продавались в ларьках у метро. Кое какой зритель и даже робкие фанаты появились уже тогда.
Но настоящий культ возник конечно же после показа по телевидению. И не просто по телевидению, а по самому настоящему Первому каналу (тогда это значило гораздо больше чем сейчас).
А вот в нынешнее время данный сериал крупный канал без купюр уже просто не покажет. Там же сплошное очернение работников милиции: пьянство, сквернословие, мелкое жульничество, избиение последственных, подтасовка доказательств (и много других, абсолютно чуждых нашим органам правопорядка вещей). Кроме того - лезущая из каждого кадра нищета и серость города на Неве девяностых, общая интеллигентская придурковатость питерцев и частое отсутствие счастливого конца. И сиськи! Абсолютный непроходняк.
Кстати именно поэтому произведение ценили зрители. То, что они видели на экране, было очень похоже на то, что они видели в те времена в быту или запомнили из славных девяностых.
А видели они неорганизованную преступность, полностью дезорганизованную милицию и нищих обывателей на развалинах советского быта.
Поэтому произведение прекрасно как исторический материал, как визуально точный слепок с Петербурга (да даже и всей страны) начала девяностых годов.