Часть XCII. 7 ноября 1984
За новый общественный строй, рожденный Великим Октябрем!
Главный государственный праздник в те времена - 7 ноября, день Великой Октябрьской социалистической революции в 1917 году. Праздновался приход к власти большевиков, то есть образование общества, в котором советские люди и жили спустя 67 лет. Действо обязательно сопровождалось военным парадом и демонстрацией на Красной площади в Москве (и во многих других городах).
Не присутствовать на трибуне в этот день генеральный секретарь ЦК КПСС мог только в том случае, если находился одной ногой в могиле.
Так и было в прошлом году (Юрий Андропов с сентября-1983 безвылазно существовал в ЦКБ). Константин Устинович пока не считал себя безнадежным, хотя тоже ЦКБ покидал уже редко. На мероприятии он присутствовал.
Сохранилось и видео, которое навевает о будущем самые грустные мысли. Уже по тому, как он идет к своему центральному месту на трибуне видно, что здоровье не просто плохо. Оно отвратительно. И Черненко может в любой момент просто упасть и не подняться.
Click to view
Работники телевидения явно акцентируют внимание на трех главных лицах. На генеральном секретаре, на Николае Тихонове (председателе Совета Министров СССР, который все более походит на Кащея Бессмертного) и на Андрее Громыко (Главе МИД).
Четвертый член управляющего триумвирата - министр обороны маршал Дмитрий Устинов - на мероприятии не присутствует. Командует парадом его заместитель, маршал Сергей Соколов.
Обращает на себя внимание разнобой в головных уборах. Горбачев и Романов в пыжиках, Громыко в какой-то кубанке, а генеральный секретарь посчитал нужным нарядиться в зимнюю шапку.
Замыкающим на трибуне стоит Николай Рыжков. В лицо его еще почти никто не знает, а ведь менее чем через год именно он станет главой советского правительства, обскакав прошлого фаворита Гейдара Алиева. Напомню, что 8,5 лет назад (1 мая 1976 года) замыкающим был сам Черненко.
В момент звучания гимна все (в том числе гражданские члены Политбюро и ЦК КПСС) держат руку у головы. Сейчас так не делают.
Позже, во время демонстрации, телевидение периодически устраивало включения с трибуны у Мавзолея или из других городов. В 1984 году самым топ-гостем был - кто бы вы думали? - майор Руслан Аушев (будущий генерал и президент Ингушетии).
Напомню, что идет война в Афганистане и в 1984 году войска понесут там наибольшие потери. Пропагандистская машина перестраивается на ходу, примерно с конца 1984 года советские граждане вдруг выяснят (точнее им об этом расскажут корреспонденты), что армия там ведет натуральные боевые действия. А в официальном медийном поле стали появляться военные-орденоносцы.
По ходу действа в топ-компанию вписывается Виктор Гришин (видимо как организатор), а Михаил Горбачев увлеченно о чем-то увлеченно разговаривает с Григорием Романовым.
Про саму демонстрацию сказать нечего. Много кумача, много портретов Ленина и Черненко.
Естественно, что праздник отмечала вся страна. В Ереване было тепло.
А в Челябинске уже валил снег.
Не могу не разместить и фото из Перми.
Сейчас можно раздобыть и
программу передач телевидения на 7 ноября 1984 года. Советские футбольные клубы проводят в праздничный день три матча в еврокубках и ВСЕ(!) показывают по Первому каналу ТВ. Сейчас такое немыслимо конечно же.
После меропрятия члены Политбюро и приглашенные гости отправились на традиционный банкет в Кремлевский дворец съездов, где генеральный секретарь зачитал не менее традиционную речь. По воспоминаниям Дмитрия Волкогонова произношение у Черненко было уже настолько невнятно, что присутствующие не поняли практически ничего из произнесенного.
Заключительными и крайне актуальными словами ее, - которые конечно же потонули в продолжительных аплодисментах, - были «За здоровье всех присутствующих!».
Жить Черненко оставалось чуть более 4-х месяцев.