В 1985 году режиссер Виктор Волков (у которого за плечами уже был детский фильм по Крапивину «Колыбельная для брата» плюс несколько короткометражек) выпустил на студии им. Горького кинопроизведение о современной московской молодежи «Танцы на крыше».
Сюжет для тех времен мягко говоря не нов и пересказ звучит удручающе: «Пятнадцатилетний Виктор проводит летние каникулы с приятелями. Развлечения подростков далеко небезобидны. Познакомившись с рабочим Борисом Плетневым, юноша начинает тяготиться каникулами и мечтать о ПТУ...»
Что можно ожидать от столь печального сценария? И, тем не менее, это - один из самых стоящих фильмов о том времени. Потому что смотреть в нем надо не на конфликт, а на детали быта, общественной жизни и взаимотношений.
Я не поленился даже сделать синхрон:
00:19 - Очень интересная штука. Молодежь танцует брейк, но пока такое слово в СССР непопулярно. И классический «Rockit» ставить тоже побоялись, обошлись отечественными электронными композициями.
Но и одеты дети антисоветски. Nike, Le Coq, джинса и аксессуары явно зарубежного производства.
03:14 - Группа 15-летних (по сюжету) подростков имеет каким-то образом в пользовании автомобиль ВАЗ-2101.
05:30 - Барыжение пластинками. Сам я не застал книжных, плакатных, кассетных толчков, но немного помню гоняние по московским паркам художников. Сначала их пустили на остров в Измайлово почему-то, а потом пытались пристроить на олимпийском конно-спортивном комплексе в Битце.
К шестой минуте фильма начинаются титры. Модные, молодежные, квадратиками.
Молодежь продолжает брейковать и кататься на роликовых досках (слова «скейтборд» тогда тоже не употребляли ввиду непонимания населением). И то, и другое перейдет через год в шахназаровский «Курьер» и будет здорово скреплять там сюжет.
Из титров мы можем почерпнуть сведения, что фильм - первая роль в кино роковой красавицы-блондинки отечественных кооперативных боевиков начала девяностых Александры Колкуновой.
Действие перемещается на крышу недостроенного здания на Юго-Западе Москвы. И чертовски похоже, что сооружение находится где-то прямо у метро «Юго-Западная» (скорее всего просп. Вернадского, 109).
Фоном служат корпуса МИРЭА и МГИМО.
08:03 - Один из главных героев с помощью бинокля занимается авиаспоттингом!
08:12 - Молодежь обсуждает свои карьерные перспективы. В топе зубной врач и бармен.
09:30 - Главный герой (все его зовут Витек) приходит в гости к дружку-меломану, владельцу иностранного магнитофона. Постеры на стенах - только разрешенные на тот момент группы «Диалог», «Лейся песня», Юрий Антонов, Владимир Кузьмин и Алла Пугачева (и прочее, казавшееся пожилым комсомольцами-цензорами молодежной музыкой).
Единственным иностранным исключением является Пол Маккартни (даже не группа «Битлз», ее времена уже прошли даже для престарелых комсомольцев).
Обратите внимание на проработанный логотип-символ группы «Земляне» за левым плечом. AC/DC со своими кривулями посасывает.
И столь любимые все восьмидесятые годы светомузыкальные явления в комнате тоже есть.
10:35 - Юный меломан прихлебывает молочный коктейль (я сомневаюсь, что это кефир). Дело в том, что как раз подобное питие «за рубль» за гривенник - столь редкий в те суровые годы элемент красивой жизни. Соки стоили по 20 копеек, но хайлайфистов они не интересовали.
11:14 - Главный герой берет в руки справочник стоковых картинок какого-то фотобанка. Как бы яркий иностранный журнал.
11:35 - Впервые в разговоре возникает тема ПТУ после 8-го класса. Дело в том, что у нас городские предприятия просто задыхались без работников малоквалифицированного труда. В той Москве - два автозавода (ЗиЛ и АЗЛК), несколько серийных и опытных авиазаводов, множество других предприятий тяжелой индустрии.
А работать некому. Давно и прочно утвердилась тема «приема работников по лимиту», то есть вербовки на производство провинциалов из близлежащих областей с минимальными социальными гарантиями в виде будущей московской жилплощади.
11:52 - Явная мода не ретро начала восьмидесятых. Меломан поднимает трубку с телефонного аппарата самого причудливого вида. Совсем скоро (года через три) массово возникнут радиотелефоны с отдельными трубками (некотрые с ними будут даже с собаками гулять).
12:50 - Вечная молодежная тема занятия денег.
13:15 - Действие перемещается в больницу. Главная героиня, учащаяся медучилища, пытается повторить эпизод с задравшейся от ветра юбкой Мерлин Монро на глазах главного героя.
Тогда хулиганский эпизод-панцушот вряд ли оценивали как киноцитату (потому как фильма «Seven Year Itch» широкие массы советских телезрителей не смотрели и не могли оценить оммаж режиссера). Происходит знакомство.
14:03 - Кабинет матери главного героя в больнице (она врач) похож на что угодно, но не на советское бюджетное учреждение здравоохранения того времени.
По телевизору (причем такое ощущение, что не отечественному) трындят о безработице в Великобритании. Самая модная тема того года - забастовка английских шахтеров напомню.
15:23 - Вторично возникает тема денежных средств, главный герой получает от матери два рубля. Зрители должны понять, что тиски нищеты для восьмиклассника смыкаются все жестче.
16:06 - Молодежный бар. Заведений с подобным интерьером в Москве (и в СССР) было наперечет. Не сомневаюсь, что кто-то узнает место съемок.
16:30 - Появляется главный отрицательный персонаж фильма. Безымянный бармен в исполнении Юрия Чернова и тайный подстрекатель детишек на преступные действия по спиливанию деревянных идолов в детском парке. Актер хороший, поэтому его герой на экране выходит макисмально мерзким и чуждым нормальному советскому обществу.
18:00 - Он же предлагает «толкнуть» шесть билетов на «Хорошую шоу-программу из Латвии». Слово «шоу» пока тоже из мира, где свирепствует неравенство.
Заведение с любовью и скрупулезно показано со всех сторон, что однозначно должно отвратить тогдашнюю молодежь от тех загнивающих мест. Но самого режиссера уже не спасти.
19:35 - В кадре Чистые пруды. Карьерный план новой знакомой необычен: закончить медучилище В МОСКВЕ, но уехать потом ДОМОЙ.
20:10 - Действие переносится в уличное кафе с навесами-«колокольчиками» (узнаваемый для всего СССР фасон, последний раз я такие видел в Белгороде в 2006 году).
21:33 - На Арбатской площади главгероиня замечает, что в 2000 году ей будет тридцать лет. Да, из тех времен рубеж тысячелетий действительно виделся неким рубежом и пропаганда не уставала напоминать, что «Вам жить в XXI веке».
22:01 - В кадре внезапно появляются советские манекенщицы! Под музыку Владимира Кузьмина проводится фотосессия модной одежды. Как вы понимаете и манекенщицы сейчас модели, и стиль в одежде другой, и саундтрек действа забыт...
И только фотоаппарат «Nikon» почти не устарел.
Разврат мира высокой моды производит на юных влюбленных удручающее впечатление. Если сейчас модных студийных фотографов рисуют альтернативносексуалистами, то в те времена образ слуги порока дополнили страшной бородой.
Напоминаю, что товарищ Лапин (главный на советском ТВ в то время) панически боялся мужчин с бородой и без галстука. Филипп Ермаш (председатель Государственного комитета Совета министров СССР по кинематографии, то есть главный заказчик кино) зная эту слабость наоборот крайне положительно относился к бородатым героям. Имел место троллинг.
25:12 - Герои ходят по Калининскому проспекту возле витрин с той самой модной одеждой. Цены на сарафаны и платья стартуют минимум с двухсот рублей.
26:15 - Поражает, насколько зеленой в 1985 году была Пушкинская площадь. Кстати, вы обратили внимание, что главный герой весь фильм ходит в одной и той же одежде? Сравните с нынешними костюмированными телепредставлениями из жизни небогатых слоев общества. И что за бренд на майке?
«"Фанты" нет нигде, придется пить "Саяны"» (с)
27:41 - В кадр попадет стандартный милицейский пост ГАИ на МКАДе. Такие были установлены к Олимпиаде-1980 и дожили до девяностых годов.
28:45 - Съемки купания на остромоднейший тогда фотоаппарат «Поляроид». Судя по проходящей на заднем плане «Ракете» веселится молодежь на водохранилищах канала им. Москвы.
Тут же магнитофон «Шарп»! Двухкассетник! ... и барбекю с курями (ты их еще найди вот так в продаже между прочим).
30:20 - Загадочный (из-за плохой пленки) эпизод. Такое впечатление, что в кадре патруль конной милиции. Такое действительно было в парках и, по-моему, и сейчас нередко встречается. Попоны на лошадках были очень красивые, помню, синие со звездами такие...
На 30:31 легкое ню при переодевании отроковиц в кустах. Параллельно выясняется, что компанией Витька девицы не дорожат.
31:53 - Оказывается что авто-«копейку» один из прожигателей жизни позаимствовал у отца.
32:25 - Над спальным местом главного героя дома висит плакат с ВАЗом-2107 (или 05). На полках видны маленькие модельки машин, знаменитый ширпотреб саратовского авиазавода. Такие все собирали в то время.
33:10 - Суровая вытяжка над плитой на кухне. Вот насколько это было распространено? Ни в одной квартире, в которых я бывал ребенком, не было такого чуда в те далекие времена.
33:18 - Мать оставила пятнадцатилетнему ребенку рубль на гульбу на столе. «Финансовая пропасть - самая глубокая из всех пропастей, в нее можно падать всю жизнь» (с).
34:50 - В кадре теннисные корты. Финансовый кризис все ощутимее, подошло время барыжить билетами на «Хорошую шоу-программу из Латвии»... Надо заметить, что вообще никто из показанных знакомых Витька не занимается тяжелым физическим трудом.
36:03 - Кажется в кадре мелькает Ивановская горка и окрестности, одно из самых любимых мест для съемок.
37:28 - У меломана дома звуковым фоном идет ритмическая гимнастика. Вроде бы она по советскому ТВ появилась только в следующем 1986 году?
38:00 - Билеты в итоге (не)реализуются на самом мероприятии как «лишние билетики» (выслушивая параллельно упреки в рвачестве). И тут на него нападает передовой рабочий, играемый Александром Фатюшиным.
39:40 - На экране молодая Лайма Вайкуле и выглядит она (из-за своеобразного макияжа) очень страшно. Во всяком случае хуже чем сейчас. Акцента у исполнительницы нет вообще.
Потом начинает плясать подтанцовка, знаменитый ансамбль «Рецитал» (тогда главный «Тодес» страны назывался так). Не удивлюсь, если по сцене скачет и Кристина Орбакайте, которая как раз там работала в то время.
И опять модный монтаж, кадр в кадре. У барабанщика (41:58) установка «Динакорд». Из мемуаров Макаревича: «Вcем учаcтникам было обещано, что в Тбилиcи их ждет комплект "Динакоpда" - по тем вpеменам недоcягаемая мечта любой команды».
43:09 - Вновь возникает тема денег. Разговор Витька с интеллигентным пролетарием фактически дублирует главную тему «Курьера» (когда допризывник беседует с профессором и его друзьями): «Вот чего вам, юному говну, надо?!».
Правильный ответ «Другую страну», но такое прозвучать в те времена с экрана не могло.
45:20 - Посиделки в доме приятелей отца главного героя, полярников (и сам отец его тоже оказывается полярник, а вовсе не сбежал из семьи, как мы тут все уже подумали).
Его мать нарасхват: все хотят перетерть с врачом массу тем, получить с нее лекарства. Это тот самый блат, причем сам режиссер похоже не совсем понимает, что он снимает. Точнее не видит в таком общении ничего странного.
Показывают видеописьмо с какой-то из советских арктических (или антарктических) станций. Вообще это наиболее нелепая и чуждая часть фильма.
49.43 - Передовой рабочий (Фатюшин), ломая сопротивление бюрократов в кадрах (в профкоме?), все же устраивает Витька на работу на завод. На неделю. Во всю стену плакат фестиваля молодежи и студентов в Москве (1985).
50:30 - Какое-то предприятие. Вряд ли «Серп и Молот», что-то станкоинструментальное. Но молодому перспективному рабочему кадру доверили лишь устроить клумбу на территории.
Ведь ничего серьезнее человеку не окончившему ПТУ поручать нельзя. Хотя Борис Борисович Гребенщиков вспоминал, что он носил мешки с перфокартами и будучи дипломированным выпускником Мехмата.
53:38 - В руках у главного героя остромодная электронная игра «Ну, погоди!». И это совершенно точно классическая «Волк ловит яйца», потому как остальные разновидности появились несколько позже.
53:58 - Мать предполагает, что на производство сына направила милиция. Закономерное для того времени допущение.
54:30 - На экране подшефное ПТУ и его счастливые воспитанники.
56:28 - Показывают прежнюю компанию на крыше, которая продолжает упоительно бездельничать, пить «Пепси-колу» и плясать уличные танцы. Главный герой как бы осознает пустоту и никчемность досуга, но при этом страдает.
1:00:50 - Зажиточная вроде бы молодежь аккуратно собирает бутылки с целью последующей сдачи. В вопросах вторсырья СССР конечно стоял на недосягаемой для современного мира высоте. Почти полное отсутствие пластика, прием в повторную переработку бумаги, железа, бутылок с любопытной системой стимулирования («макулатурные книжки»).
1:01:15 - С экрана звучит экзотическое и редкоупотребимое тогда слово «Халява».
1:02:52 - Снова по телевизору забастовки английских шахтеров. Советские пропагандисты умудрились включить внешнеполитическую фигню даже в фильм о молодежи. Круче этого в советском кино по-моему только эпизод с убийством Альенде и истерикой председателя владимирского горсовета (Инны Чуриковой) в фильме «Прошу слова».
1:03:33 - В третий и последний раз появляется гадкий бармен (Чернов) в стильной кофте. Через 5-6 лет в таких будут все ходить правда.
Далее и до конца фильма наш герой ходит по городу и страдает. Учеба в ПТУ абсолютно лишает привычного круга общения, от него отвернулась компания, семья и теперь его друзьями должны стать мозолистые во всех местах пролетарии.
Подведем итог. Режиссер думал, что он экранизирует повесточку «Молодежь - в ПТУ!». А на самом деле снял кинокартину о классовой ненависти. Во все времена хорошо быть ребенком состоявшихся (и состоятельных) родителей и плохо быть бедным из неполной семьи.
Поскольку советский подход отрицал деление общества на классы, то неизбежно возникали казусы, когда кто-то попадал не в свою среду. Сейчас у нас (и во всем мире) слои общества макисимально изолированы друг от друга и такое практически исключено.
Фильм однозначно рекомендуется как пособие о советском быте для современных художников, декораторов и прочих творцов.
Реальность отображена очень комплиментарно, приукрашенно, но зато в фильм вошли почти все модные штучки и элементы поведения того времени.