Немного о Санкт-Петербургском (Ленинградском) метрополитене я уже
писал в 2018 году и в комментариях мне там указали, что новые станции системы тоже достаточно интересны и стоят посещения. Не поленился и посмотрел собственными глазами.
Сначала о двух новых станциях на западе города. Казалось бы дальше «Приморской» линия №3 не должна была бы уйти никогда (ведь она расположена на берегу моря, точнее Финского залива), но поклонникам футбольного клуба «Зенит» надо было ездить на новый стадион, а сотрудникам «Газпрома» - в свой новый небоскреб в Лахте.
В результате у «Газпром Арены» была заложена «Новокрестовская», а у Лахтинского разлива «Беговая» (обе-две официально открыты 26 мая 2018 года).
Названия совершенно дурацкие и «Новокрестовскую» почти сразу же начали хотеть переименовать. И сделали это! Станция теперь называется «Зенит», но со 2 апреля 2020 года(!) станция из-за короновируса(!!) закрыта и никого туда не пускают(!!!).
Вот стонут питерцы о том, что метро строят медленно и мало, а самим уже готовая станция и не нужна как бы! Поезда проходят темный вестибюль без остановки.
«Беговая» зато открыта и действует. Название дано по достаточно малозначимой улице и тоже просто напрашивается на изменение. Любое другое название (хоть бы и проектная «ул. Савушкина» или «Парк 300-летия Петербурга» или даже «Газпром Небоскреб») подходила бы больше. Но пока «Беговая».
Носит высокое звание самой западной станции в Российской Федерации и от крайней западности имеет удивительную (не встречающуюся более нигде у нас) особенность: пластиковые стены, ограждающие пути от платформ. С пластиковыми же раздвижными дверями.
В Санкт-Петербурге есть 10 похожих станций с кондовыми, советскими металлическими механизмами, а вот пластиковые только тут (еще на «Зените/Новокрестовской», но та станция закрыта сейчас).
Архитектором сооружения является самый топовый представитель треста «Ленметрогипротранс» - человек с чудной фамилией Ромашкин-Тиманов. Он еще «Рыбацкое» (1984 год) проектировал и по праву стоит в одном ряду с титанами архитектуры питерских подземелий (Гецкин, Хильченко, Булдаков, Жук, Мачерет, Еечко).
На стенах какие-то переливающиеся, голографические картины, более украшений нет.
Внутри метросостава модели 81-722.3/723.3/724.3 или попросту говоря «Юбилейного». В Москве «Яузы» не прижились, а вот в Питере ее дальнейшее развитие стало базой для парка новых вагонов.
В городе принято подвижной состав красить в зависимости от линии (тут вот зеленые цвета), но правило это нарушается. На изумрудной М3 попадаются синие составы с М2!
Теперь переходим к совершенно другому участку, к новым станциям на юге М5 (пятой фиолетовой или Фрунзенско-Приморской линии).
Когда я в 2018 году выкладывал предыдущие заметки о петербургском метро, то в комментариях уважаемый
Перископ мне указал, что наиболее выигрышная по оформлению станция (из последних) - это «Обводный канал».
Именно ОбводнЫй, а не ОбводнОй, как я всегда думал.
Открылась 30 декабря 2010 года на действующем участке (от «Звенигородской» до «Волковской» поезда уже ходили). Выступила (по моему мнению) архитектурным предшественником подобной брутальной «Савеловской» в Москве.
Клепанные фермы символизируют, как я понимаю, «Американские мосты» через Обводной канал на главных путях Октябрьской железной дороги.
Народу тут бывает немного. Пятая линия вообще пока относительна свободна от пассажиров, со второй синей, например, не сравнить.
«Волковская» по архитектурным достоинствам очень и очень скромна. Однотонно лиловые панели (фотоаппарат цвета подвирает).
Относительным украшением служит лишь страшноватое панно «Деревня Волково».
По архитектурной идеологии станция скорее московская. Пилонная, совсем без затей.
В Москве есть станции «Киевская» и «Минская», «Рижская» и «Римская», «Варшавская», «Пражская» и даже «Братиславская» с «Алма-Атинской». А вот в честь Румынии ничего нет. «Бухарестская» (с 28 декабря 2012 года) есть только в Питере.
Как пишут в вики: «... недовольство планируемым названием выражал МИД России, указывая на то, что Румыния - это государство, которое нельзя назвать дружественным, и на поддержку Румынией НАТО».
Только плевать тут хотели на указания из Москвы.
Панно в торце.
Подвижной состав на линии - переделанные «номерные». Поехали!
«Международная». Открыта в 2012 году и смотрится не то что богато (обыкновенный эпик-туркострой), а как-то не по-питерски просторно. Высокий потолок, пространства...
Мозаика с каким-то уродцем (я потом вычитал, что это атлант(!) и по настоянию стеснительных купчинцев у него задрапировали пенис).
Но молодежь не забывает. Девушка на молодого человека сверху прям прыгала, даже как-то неудобно снимать было...
Ну а мы проследуем далее.
Последний на данный момент пусковой участок питерского метрополитена от «Международной» до «Шушар». Три самые новые станции открыты 3 октября 2019 года.
И «Проспект Славы» среди них самая обыкновенная, пилонная. С белыми колоннами и скупыми украшениями на тему ВОВ. В одном торце орден Отечественной войны...
А в другом, внезапно, часы!
И еще много-много изображений пентаклей.
Много!
«Дунайская». Главной находкой архитекторов я считаю синюю полосу-волну по потолку, которая как бы и олицетворяет саму реку Дунай.
Выход тут на правую сторону (платформы боковые).
По центру же располагаются витражи с дунайскими городами: от Ульма до Измаила. Более всего теплых чувств вызывает конечно же Белград.
Явная преемственность с новыми станциями московской Некрасовской линии (которые питерцы и проектировали).
Из-под земли поезд вырывается на поверхность, и за окном появляются окончательные «Шушары».
Похожий пейзаж можно созерцать и на другой конечной станции Санкт-Петербургского метрополитена, но там вокруг вообще полный Парнас.
Итак, боковые платформы. Станция фактически открытая, выходные двери ведут прямо в снежную пустыню.
Я не вру!
Поезд ненадолго прячется в тупик.
Машинист выходит и марширует по центральному VIP-ходу.
Эстетическо-архитектурные достоинства станции невелики, чистый функционал. И будьте внимательны, перейти на ту сторону нельзя, надо заново карту «Подорожник» отмечать и деньги тратить. Покинуть Шушары бесплатно нельзя.
На обратном пути юный любитель транспорта уговорил меня сесть в последний вагон, а там сюрприз! Двери открыты на обе стороны! Это чтоб машинист на свой VIP-ход между составов выходил (у «номерных» с другой стороны кабины двери нет что ли?).
Вот так у них там все устроено!