Астрахань. Аэропорт «Нариманово»
1. Ранним утром 14 июня 1988 г. я c мамой вышел из квартиры, сел в метро и поехал на Павелецкий вокзал. Это был совершенно необыкновенный день. Мне, впервые в жизни, надо было воспользоваться услугами «Аэрофлота», то есть подняться в воздух и взглянуть на землю с высоты.
Знаю, что многие мои сверстники начали летать намного раньше. Местные линии на Ан-2, Ан-24, Л-410 и Як-40 были очень развиты и, особенно в провинции, многие летали и в грудном возрасте. Я же, как коренной москвич, был этого лишен. Родственников настолько далеко у меня не было (только Подмосковье) и поэтому первый в жизни рейс я должен был совершить на отдых. А именно - грести веслами в лодочном походе по волжской дельте. То есть переместиться мне нужно было в Астрахань.
Покупка билетов в СССР кардинальным образом отличалась от того, что мы видим сегодня. Сейчас за 3 минуты, с помощью нескольких движений указательного пальца, можно забронировать билет хоть в Нью-Йорк, хоть в Пекин, хоть в Каракас. А тогда нужно было самому идти в кассы, предварительно очень скрупулезно изучив расписание.
С помощью семейного совета выяснилось, что туда надо непременно лететь на самолете, а оттуда выбираться на поезде. Так получалось выгоднее. Железнодорожные билеты были приобретены с помощью известного моим родителям лайфхака. Система электронных продаж уже действовала, но по Москве было совсем мало касс, подключеных к ней. Соответственно, надо было найти малоизвестную людям кассу (на вокзале или вне его) и купить билеты там. А почему малоизвестную? А чтоб не стоять три часа, поскольку спрос на билеты был фантастический. Среди вокзалов же очень котировался Рижский. Кассы там были - а поездов отправлялось всего четыре штуки (по два в Ригу и в Великие Луки).
В общем, годные кассы (очень малоизвестные и от этого свободные) были на железнодорожной платформе «Люблино». Почему они были там - я не знаю. Скорые поезда там сроду не останавливались, но рядом располагалось депо грузовых локомотивов и электричек.
С авиабилетами все было еще сложнее. По сути, их можно было купить в пяти-семи местах в Москве (там до сих пор расположенны кассы «Аэрофлота»). И мы с отцом направились на Петровку.
Там змеились хвосты очередей, а несколько человек сидели нахохлившись и раз в пять минут отчаянно выкликали фразы типа: «никто не сдает Ереван?» Но нам нужно было не это. Нам нужно было купить билет в Астрахань на конкретную дату. И у нас это получилось буквально за полтора часа! А до полета оставался еще месяц.
2. Вот такие были бланки.
Рейс был утренний (около 10 часов утра), поэтому сырым и холодным июньским утром мы вышли из дома, доехали до Павелецкого вокзала и сели в зеленую электричку, на маршрутной табличке которой было написано «Аэропорт». Тогда внятное железнодорожное сообщение с аэропортами существовало только с Домодедово. В Быково от электрички надо было еще около километра маршировать, а во Внуково железнодорожная ветка была, но возили по ней только авиакеросин.
Я тогда впервые ехал по Павелецкому направлению. И даже не предполагал, что через три года у меня появится дача и я выучу тут каждый поворот.
За один час двадцать минут зеленый червяк дотащился прямо до здания аэрокомплекса. Кстати, сейчас терминал «Аэроэкспресса» не сильно далеко ушел от советской конечной станции 1967 г. постройки. А все потому, что спроектированно уже тогда все было грамотно.
3. Итак, я впервые оказался в аэропорту.
фото взято у
aviator_ru Почему-то очень хорошо запомнил, как пил горячий густой компот, который женщина разливала половником (!) по граненым стаканом (до царства пластика еще было далеко). А потом сразу же встал в очередь на регистрацию, которая не отличалась от любой другой советской очереди - медленной и бестолковой. Из регистрации и досмотра совсем ничего уже не помню, а вот то, что долго-долго потом мы сидели в длинном накопителе (левой клешне аэровокзального комплекса), запомнилось очень хорошо. Там же можно было видеть всех скопившихся пассажиров нашего рейса, в число которых входили даже щенки. Молодой человек вез коробку с двумя маленькими черными барбосами.
Взлетно-посадочной полосы видно толком не было, но самолетов рядом стояло громадное количество. Причем попадались даже такие, о которых я (грамотный советский ребенок) практически ничего не знал. Удивили Ил-18, я думал в Москву они уже не летают.
4. Вот на фото за Ту-154 тот самый накопитель.
фото взято у
aviator_ru Обратите внимание, пассажиров, если самолет стоял недалеко, вполне могли погнать к нему пешком, ибо автобусов на всех не напасешься.
Наконец, за нами пришла женщина (совсем молодая, как я понимаю сейчас), открыла ключом дверь на улицу и позвала всех к автобусу, который и должен был нас отвезти именно к нашему воздушному судну.
Изрядно попетляв по перрону, автобус остановился у одного из многих Ту-134 (точнее Ту-134А3). Сейчас я даже могу вспомнить место, где он стоял и это было какое-то из этих пяти воздушных судов Астраханского авиаотряда - СССР-65055, 65080, 65102, 65825, 65828.
5. Вот в такой окраске, до тошноты знакомой всем советским гражданам.
Забегая вперед надо сказать, что 65825 и 65828 порезаны, 65055 и 65102 летают до сих пор (!), а 65080 был впоследствии, много лет спустя, подорван террористкой-смертницей,
Столпившись у трапа пассажиры хотели скорее попасть внутрь, но дежурная по посадке сразу положила поперек трапа тяжелую руку и сказала - «Пассажиры с детьми проходят вперед!» Поскольку я был дитем (хотя сам-то так давно не считал), то и поднялся на борт одним из первых. Самолет внутри не слишком меня поразил - кресла в унылый ситчик, тесно и, к тому же, наши места оказались в пятнадцатом ряду, практически возле хвоста и туалета. Но бортпроводница, контролирующая процесс рассадки, сказала занимать места на два ряда вперед. Тогда я не знал, что на последних местах обыкновенно летают офицеры безопасности, фельдегеря, а на международных рейсах - дипкурьеры. Наверно, кто-то из них был и на том рейсе.
Окно было залито снаружи дождевыми каплями и я очень переживал, что ничего в полете не увижу. А тем временем на борт поднялся экипаж... Это было сильное зрелище - в креслах сидели синеносые и гриппозные пассажиры в куртках, а на борт поднимались три загорелых дочерна дядьки в белых рубашках с коротким рукавом. Экипаж (и кабинный, и салонный) был астраханский и это было хорошо заметно.
Кормили на борту только конфетами (при взлете) и поили бесцветной газировкой, так что знаменитой синей аэрофлотовской курицы мне не досталось.
6. Всем известный атрибут полета.
Весь полет я провел практически высунувшись по пояс в окно. Очень все было интересно, благо на полдороге облачность кончилась и стало видно землю. Рыжие поля, домики, ближе к снижению - протоки Волги и, наконец, перелетев само основное русло, мы приземлились в аэропорту «Нариманово».
Тогда там было густо от Ан-2, был свой авиаотряд на Ту-134 (практически только на Москву летали, три рейса в день) и много самолетов поменьше - Ан-24 и Як-40. Особенно очаровали ласточки гнездящиеся под крышей здания аэровокзала. А на площади перед ним росли абрикосовые деревья... Я не хотел оттуда уезжать не съев хоть немного и их немытость меня тогда совершенно не останавливала :).
А теперь у нас будет часть про современность, воспоминания пока закончены.
7. Заход почти всегда со стороны Волги.
8. Вот эта речная заводь называется «Золотым Затоном».
Вообще «Нариманово» не такой уж и старый аэропорт. Открыт всего лишь в 1979 г., а до этого основным пассажирским был военный аэродром в Приволжском (1963-1979 г.).
Первое, что обращает на себя внимание на земле - это бугор у взлетно посадочной полосы. Несмотря на расположение Астрахани на равнине (и даже существенно ниже уровня мирового океана!) в окрестности много так называемых Бэровских бугров. (подробнее в Вики)
9. Сам аэропорт разположен на 20 метров ниже уровня моря (Здесь это звучит глуповато, потому что Каспийское море рядом :). Но имеется ввиду общеокеанский уровень воды, замер которого у нас в стране происходит в Кронштадте.
Здание все то же, хотя и многократно реконструировано. Раньше на площади росли абрикосы а сейчас их что-то все повырубили.
10. Было такое -
11. Стало такое -
Небольшая разница. Не помню точно здание 1988 г. со стороны города, но ничего выдающегося там точно не было.
12. КДП и вертолеты «Лукойла».
13. Еще вертолеты, причем один из них весьма необычный.
14. Ка-32 ВМФ РФ Каспийской, я так понимаю, флотилии.
15. Чартер на Ту-134. Авиакомпания «Сириус-Аэро», если е ошибаюсь.
16. Терминал.
17. Казах и его «конь» :)
18. Или вот Авианова на А320 (фото сделано всего лишь два года назад, а это уже далекая история).
19. И «Сибирь»...
20. Регистрация на рейс осуществляется даже не с помощью электронных указателей, а с помощью табличек. Рейс зарегистрирован - табличку снимают.
21. Внутри все выглядит так.
К сведениям улетающих, есть очень хороший сувенирный магазин на втором этаже. И там же рыбу легальную, так сказать, продают. Вообще при досмотре за провозом рыбы очень следят.
22. Терминал ночью.
23. Напротив терминала сидит директорство.
24. Вид на перрон.
Вот такой личный пост.
Другие посты об Астрахани
Часть I. Кремль. Часть II. Коса. От Владимирского собора до проспекта губернатора Гужвина. Часть III. Коса. От проспекта губернатора Гужвина до Никольской. Часть IV. Коса. Никольская улица. Часть V. Коса. От Никольской улицы до Кутума. Часть VI. Торговые подворья в Белом городе. Часть VII. Вокруг Кремля. Часть VIII. Кутум от Стрелки до Сапожниковского моста. Вне серии. Телефонная книга 1930 г.