Часть IX. Саяно-Шушенская ГЭС

Aug 11, 2011 12:20

Часть IX. Саяно-Шушенская ГЭС.

Посещение самой крупной ГЭС в стране вполне реально своими силами, единственное что - для этого, выезжая из Абакана, нужно потратить день. Но у меня он и был запланирован.

1. Настоящая рукотворная красота, сравнимая с Колизеем.




Сначала нужно доехать до Саяногорска. Это элементарно - от автовокзала А. идет столько автобусов, что иногда интервал между ними составляет лишь 15 минут. Поездка к тому же есть прекрасная экскурсия по степной Хакасии, видны лишь бесконечные желтые поля.

2. При подъезде к Саяногорску на горизонте встает вот это (фото из окна маршрутки) -



Это Саяногорский алюминиевый комбинат, один из флагманов индустрии в стране (третий по объему выпускаемого алюминия). Собственно, Саяногорск очень зависит от социальных программ «Русала» (хозяина комбината).

Поскольку запущен комбинат совсем недавно (1985 г.), то уже при строительстве постарались минимизировать последствия выбросов. Т.е. его построили в 6 километрах, за холмом и учитывая розу ветров. Как говорят, к нему даже ходит своеобразный рабочий поезд с работниками. Я же покатался на служебном трамвае, о чем далее :)

Жалею, что мало времени провел в самом Саяногорске. Но он никакая не достопримечательность, а просто десяток районов многоэтажной застройки, уютные, насколько могут быть уютны районы многоквартирных домов с посаженными во дворе деревьями.

3. Улицы называются примерно так.



Любопытно, что поселки при двух ГЭС - маленькой Майнской (пос. Майна) и большой Саяно-Шушенской (пос. Черемушки) - тоже считаются отдаленными районами Саяногорска. А Черемушки в 34 километрах, например. Ходит туда автобус №4 и его можно выловить рядом с автовокзалом, как раз поднявшись на улицу 30-летия КГЭССтроя.

Сейчас всю дорогу от Саяногорска до Черемушек серьезно ремонтируют, кладут новые мосты и, поэтому, езда на автобусе растягивается почти на час. По дороге вдоль Енисея (очень красивой) проезжаем поселок Майна с небольшой Майнской ГЭС, которая построена специально для регулирования стока гигантской СШГЭС.

4. Ну вот и Черемушки. Они почти все прячутся в зелени.



5. Даже Вознесенский храм есть, как видите. А над храмом что? Высоковольтная линия от СШГЭС, что же еще.



6. Весь поселок вытянут узкой полосой вдоль реки и буквально карабкается на горы. Вот мост на тот берег Енисея (т.е. получается уже в Красноярский край).



Остался последний и самый забавный транспортный этап. От поселка Черемушки до ГЭС ходит специальный рабочий трамвай (!). Ну бывает рабочий поезд, бывает рабочий автобус... Но трамвай? Только Новополоцк вспоминается.

Когда-то, еще при строительстве ГЭС, тут проходила железная дорога, которая после окончания строительства осталась уже в качестве трамвайного пути на 4-х километровом финальном участке (говорят, что об этом попросили сами рабочие).

Маршрут, естественно, один - от Второй террасы до ГЭС - и ходит он по расписанию (раз в час). В пиковые часы ходят один за другим два вагона.

7. Спустимся к остановке.



8. Путь вообще-то подзарос.



9. Ну вот, идет наконец.



На линии работали в этот день вагоны №5 и №6. Кабины у них с двух сторон ибо кругов не предусмотрено.

10. Задняя кабина.



11. Расписание движения.



Обратите внимание, кем подписан документ. Трамвай является частью служб самой ГЭС и поэтому бесплатен. Хоть весь день катайся.

12. Чисто.



13. За одну остановку до ГЭС есть смотровая площадка. Здесь и выйдем.



14. Трамвай пошел дальше, к самой проходной. Оцените размер трамвая и размер сооружений электростанции.



15. Вот он, парадный вид Саяно-Шушенской гидроэлектростанции им. Непорожнего, крупнейшего предприятия в нашей стране по выработке электроэнергии.



Фото со строительства СШГЭС (очень дельная ссылка, как и весь журнал).
http://gelio-nsk.livejournal.com/60140.html

Песня «Города на память» с кадрами стройки.
http://www.youtube.com/watch?v=A_LFOu-Pbwk

Осмотрим с помощью зума всякие мелочи и частности.

16. Это машинный зал. Под этим легкомысленным навесом стоят десять гидроагрегатов, то есть таких гигантских колес, вращаемых водой. Вот эти бетонные выступы - это водоподводы к ним.



Во время аварии 17 августа 2009 года машзал был наиболее разрушен. Многотонные турбины потоками воды просто вырвало с мест.

17. Заимствованное фото разрушений.



http://forums.drom.ru/attachment.php?attachmentid=607220&stc=1&d=1250536013

18.



http://i2.guns.ru/forums/icons/forum_pictures/002437/2437888.jpg

19. Вот в этом, скромном на фоне самой плотины помещении, сосредоточено управление и директорат. Видна и часовня в память о 75 жертвах. Часовню построить конечно легче, чем заботиться о неповторении подобных аварий.



Она не была единственной - на этапе строительства, в паводки 1979 и 1988 года, тоже происходили крупные техногенные аварии. Но жертв тогда не было.

20. Водосброс. Его открывают во время паводка и вода хлещет громадными струями со стометровой высоты. Жалко, не застал это зрелище.



21. Вот эта труба внизу - это специальная точка топографической привязки при строительстве. Поскольку плотина строилась по неординарной конструкционной схеме (полукругом) то нужен был реальный ориентир (центр воображаемого радиуса) от которого и отталкивались строители.



22. Кран. Потрясающие виды наверно из его кабины.



23. По этим мачтам поступают в единую энергосистему основные мощности станции.



24. Практически отвесная скальная стена поднимается в десятке метров от реки.



25. Дикая вершина с парящими орлами :)



26. На смотровой площадке есть даже сувенирный киоск, поскольку место посещаемое.



27. Памятник строителям (2008 г.)



28. Согласно информации местных ценителей данной скульптуры, вот в этом комке надо обнаружить 13 рыб иначе счастья не видать :).



29. В художественных достоинствах я разбираюсь мало, но это реализм.



30. На противоположном берегу строят нечто циклопическое, а именно предусмотренный еще советским проектом аварийный водосброс. Уже 20 лет, как нет СССР, а водосброс все достраивается.



31. Там неординарный проект, вода сначала протекает по тоннелю под скалой, а уже потом стекает вот по этому ковшу.



32. Техника на фоне этого выглядит игрушками.



33. Противоположный берег. Почти никого...



34. Да и на этом тоже...



35. Бросим последний взгляд на рукотворные чудеса.



36. На берег Енисея.



37. Трамвай уже выехал.



38. Пора.



В следующем достаточно коротком рассказе, я покажу вам наиболее яркие образцы уличных плиток-украшений и прочих городских мелочей.

Предыдущие части:
Сибирь 2011. Часть I. Перелет Москва-Красноярск.
Сибирь 2011. Часть II. Красноярск. Караульная гора.
Сибирь 2011. Часть III. Красноярск Исторический.
Сибирь 2011. Часть IV. Красноярск Современный.
Сибирь 2011. Часть V. Красноярские Столбы.
Сибирь 2011. Часть VI. Абакан.
Сибирь 2011. Часть VII. Минусинск.
Сибирь 2011. Часть VIII. Шушенское.

Сибирь 2011

Previous post Next post
Up