Остров Сахалин. Часть IX. Александровск-Сахалинский. Окрестности.
Второй пост об Александровске-Сахалинском, рассказывающий об окрестностях города.
Скалы «Три брата». Интересно, на Камчатке название заимствовали? Или тут оно появилось раньше?
Действительно, три брата.
Возвращаться назад, что-бы попасть на сам мыс, не хотелось и, поэтому, я полез в гору. И откровенно вам скажу - не делайте так. Потому что и залезть непросто, а спуститься вниз совсем невозможно. Но зато я понял в чем кайф альпинизма. Он в безвыходности. Ты можешь идти только вперед или погибнуть. И то, что ты каждый раз не погибаешь, а вновь и вновь испытываешь себя, дает удивительно яркие впечатления.
Лезть надо было сюда, главное добраться до деревьев. Там можно цепляться.
Папоротник на склоне.
Хорошо, что там хоть что-то растет и можно было цепляться за корни.
Вот он - мыс Жонкиер (Jonqiere), гигантская каменная глыба, сложенная как будто из гигантских, но ровных кирпичей. Назван Лаперузом в честь своего друга и покровителя в морском министерстве Франции - адмирала маркиза Клемента Таффанела де ля Жонкиера.
«Солнце стояло уже высоко. То, что было вчера мрачно и темно и так пугало воображение, теперь утопало в блеске раннего утра; толстый, неуклюжий Жонкьер с маяком, "Три брата" и высокие крутые берега, которые видны на десятки верст по обе стороны, прозрачный туман на горах и дым от пожара давали при блеске солнца и моря картину недурную».
Антон Чехов "Остров Сахалин".
С погодой мне тоже повезло.
Скалы.
На рейде сиротливо стоит одно судно и даже его название можно прочитать - Sea Grand.
Контейнеры возит или что-то насыпное...
Маяк на мысе Жонкиер - самая посещаемая туристами достопримечательность. Он тут с 1886 года стоит и видел всех в этих местах.
И Антона Чехова, и Власа Дорошевича и, например, Ивана Ювачева (Миролюбова) - отца Даниила Хармса и народовольца, отбывшего тут восьмилетнюю каторгу.
«Чаще всего мы ходили к маяку, который стоит высоко над долиной, на мысе Жонкиер. Днем маяк, если посмотреть на него снизу, - скромный белый домик с мачтой и с фонарем, ночью же он ярко светит в потемках, и кажется тогда, что каторга глядит на мир своим красным глазом. Дорога к домику поднимается круто, оборачиваясь спиралью вокруг горы, мимо старых лиственниц и елей. Чем выше поднимаешься, тем свободнее дышится; море раскидывается перед глазами, приходят мало-помалу мысли, ничего общего не имеющие ни с тюрьмой, ни с каторгой, ни с ссыльною колонией, и тут только сознаешь, как скучно и трудно живется внизу.»
Антон Чехов «Остров Сахалин»
Раньше (а он известен с 1886 года) маяк стоял на самой вершине. Как раз на том месте, откуда я снимаю.
Но через некоторое время стало понятно, что в результате низовых морских туманов судам он был просто не виден, поскольку оказывался выше облачного слоя. Поэтому в 1897 его построили заново (уже каменный) на более низкорасположенной площадке, где он стоит и сейчас. 6 июля 1897 года маяк был принят комиссией и поступил в эксплуатацию.
Уже 113 лет он светит судам в Татарском проливе. Только вот сейчас он постепенно разваливается и ему необходим срочный ремонт.
Особая и очень примечательная история связана с колоколом маяка. До 1931 г. здесь стоял старый царский казенный колокол для подачи сигналов, но 14 июля 1931 г. от неизвестных причин он лопнул. В городе раздобыли новый, который неожиданно оказался историческим раритетом.
«Государь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Руси дал сей колокол животворные Троицы и Святые Богородицы Благовещенью в пустыню Синозерскую при строителе Черном попе Моисее лета 7159 года марта 8 дня» (т.е. в 1651 г.) - такова надпись на колоколе. Синеозерская пустынь находится в районе Устюжны Вологодской Области, а вот как он попал на Сахалин никто не знает.
Странная серебристая трава на склоне.
Картинка вообще похожа на нарисованную заставку - неестественны и скалы, и трава, и небо. Но это не фотошоп!
Океан.
Видно, что у берега вода рыжая, взбаламученная
Где-то там - Дуэ.
Вид прямо на открытку...
Прогуляемся по берегу. Прибой совсем не так силен, как можно было бы ожидать. Все дело в том, что скалы-рифы успокаивают особо сильные волны.
Берег весь в мелкой гальке.
Чего только не выбрасывает - и поплавок от рыбачьей сети...
... и морских звезд.
Гулять можно и прямо под маяком.
Вообще, по линии прибоя тут можно зайти очень далеко, до следующего большого мыса. А дальше...
«Дальше, в версте, начинаются каменноугольные ломки, потом с версту еще едешь голым, безлюдным берегом и, наконец, другая расщелина, в которой и находится Дуэ, бывшая столица сахалинской каторги».
Антон Чехов «Остров Сахалин»
Ну а мне уже пора назад, в Тымовск, на поезд.
Какие же выводы можно сделать из посещения Александровска? Как ни странно, порой его расцвета было именно время каторги. Столичный статус, губернатор, штат чиновников делал город светским центром - но весь этот блеск, конечно, уравновешивали ссыльные каторжане. Тем не менее город рос и процветал. А вот потом он потерял сначала статус, потом блеск и сейчас, в общем, находится на пути превращения в поселок. И достаточно депрессивен при этом. Производств здесь почти нет, угля добывают все меньше и народ отсюда, скажем честно, бежит.
Расписание автостанции районного центра. Скромное.
Ожидая своего автобуса подивился на оснащение местного ПАТП. Рейс в Хоэ (и еще куда-то дальше в прибрежные поселки) выполнял автомобиль марки КАМАЗ-вахтовка. Рейсовый.
Я не вру, там и маршрут под стеклом есть. Пассажиры не очень удивлялись, я так понял что данная ситуация не часта, но время от времени случается. Какой-то там мост у них размыло и автопредприятие решило не рисковать автобусом. Я же говорю - у местных автотранспортников есть средства любой проходимости ибо таковы местные дороги.
Еще час мучений и тряски по гравию и я опять на станции Тымовск.
Где-то там гора Лопатина - наивысшая точка острова (1609 м.).
Съев три пянсе за сорок минут, я дождался своего суперэкспресса №1 Ноглики - Южно-Сахалинск.
Утром поезд идет по берегу океана. Какой низкий берег здесь все же. неужели не бывает волн до насыпи?
Следующий короткий рассказ будет про оставшиеся за кадром особенности Южного.
Предыдущие части:
Остров Сахалин. Часть I. Перелет Москва - Южно-Сахалинск. Остров Сахалин. Часть II. Южно-Сахалинск. История. Остров Сахалин. Часть III. Южно-Сахалинск. "Горный воздух" Остров Сахалин. Часть IV. Южно-Сахалинск парадный и туристический. Остров Сахалин. Часть V. Сахалин Железнодорожный. Остров Сахалин. Часть VI. Грязевые вулканы и заброшенная железная дорога. Остров Сахалин. Часть VII. Корсаков. Остров Сахалин. Часть VIII. Александровск-Сахалинский Исторический.