Мы говорили про то, что каждый раз читаешь «В конце Ноября» по другому. Там вдруг обнаруживаются странные настроения и не читаемые раньше пласты. Берешь через год книгу - и возникает ощущение, что раньше ты читал что-то другое. И каждый читает своё.
И в принципе Филифьонка мне виделась до игры так: существо в неком кризисе приходящее в Муми-Дол за сменой обстановки и что то там получившее - смену обстановки, новую ценность в жизни, открытие творческих способностей (декорация помещения, теневой театр, музыка). А когда я полтора дня пожила внутри, и пыталась ответить сама себе на вопросы «Почему Филифьонка не уходит?», «Какие у неё чувства вызывают остальные персонажи?», «Почему она решает сделать именно этот сюжет?», «Что же именно в ней меняется и откуда берется эта легкость Филифьонки делающей уборку перед уходом?» и др. И у меня возникла следующая картинка:
Для неё Снусмумрик - часть знакомого Муми-дола. Все остальные - просто странные личности. Хемули-Мюмлы. А Снусмумрик - он свой. И как бы за него можно зацепится, он может реально знать где муми-тролли и когда вернутся. Поэтому именно к нему она приносит свой страх ползучек. Она возлагает на него некие надежды на разъяснение ситуации что происходит и что делать.
Мюмла для Филифьонки - это не просто странное существо - это опасность. Филифьонке нечем противостоять Мюмлинскому нарушению границ. Мюмле наплевать на поджатые губы и ледяной взгляд. Эта ситуация - полные вилы - потому что с Мюмлой только становится хамской Гавсой и облаивать ее в ответ. Филифьонка пытается быть комильфо, держать лицо - но толку-то. С Мюмлой очень страшно. Мюмлю можно победить только делая вид что всё ок. Тогда вроде ты контролируешь ситуацию. Все эти «вместе с Мюмлой убираться, и вместе с Мюмлой уезжать - это вовсе не про то, что Филифьонка вдруг её полюбила. Это попытка сохранить иллюзию контроля над ситуаций.
Филифьонке очень важно держать лицо (особенно перед чужими). Нельзя говорить о том, что действительно тебя волнует. Поэтому Филифьонке чтобы высказать раздражение нужен более менее объективный повод. Дверь не закрыли. Листву ворошат, а там ползучки. Сказать прямым текстом «вы меня раздражаете, потому что вы не муми-тролли» она не может. Очень трудно найти к чему придраться. Раздражения вагон - а найти конкретные действия чтобы обругать - очень трудно. Отсюда иногда её странные претензии - это лишь ширма реальных чувств.
Я всё пыталась понять, почему она остается в Муми-доле. Ну то есть понятно - что домой возвращаться страшно. Но почему не уйти куда-нибудь еще? Что её там держит? Не другие персонажи. Некие принципы что-ли… «Я решила гостить в муми-доле. Я не перекати-поле чтобы срываться с места. Мне нужно сначала разобраться, куда уехали Муми-тролли, - потом принимать решение». И вот этот вопрос: «что случилось, куда можно было так сорваться, оставив дом в таком состоянии?» - это очень беспокоит. Это страх, что с ними что-то случилось. Что они сорвались с крыши, не домыв окно. Это невозможно просто взять и оставить. Это про страх смерти - с чем она и пришла.
И поэтому для Филифьонки переломным является момент, когда она вдруг переносит фокус на возвращение муми-семьи. Начинает думать о том, что они вернуться. Решает изобразить это в театре. Не для других - для себя самой. Ей важно, что они вернуться. Когда она начинает в это верить - она может уйти.
И наверное самое важное что меня осенило - это про то, что на празднике и после, когда Филифьонка начинает играть музыку - когда она долго-долго сидит и играет - в ней просыпается вовсе не нечто новое. В ней просыпается давно забытое прошлое. Которое она из жизни давно вычистила. Романтические истории, не случившиеся мечты. Это очень больно и засыпая, Филифьонка вдруг понимает, что вся её уборка - это отличная защита от этой боли. Это то, что она выбрала сама, то что она любит и умеет, то что дает её жизни смысл и возможность не задумываться о прошлом. И страх смерти - он тоже про это - про то, что если ты похоронил свои мечты и выстроил стену между собой и другими существами и живешь половинчатой жизнью - то мысль о том ,что ты умрешь не пожив по настоящему - она… очень пугает. Вдруг кажется, что надо бежать, успевать, меняться, мечтать - но если нет возможности и ресурса - то принять это очень сложно. И вдруг Филифьонка это принимает. То что она готова отказаться от прошлого ради спокойствия. Она хочет заниматься уборкой и прятаться от страшных вопросов.
То есть вся вот эта утренняя легкая воздушная Филифьонка которая чистит дом и собирается домой - это Филифьонка ,которая приняла решение жить вечно так, как она сама выстроила. В правильном ритме домашних забот. Выкинув всё, то что делает больно. От этого ей так хорошо и легко - она знает, как жить и что делать. Она не берет гармошку у Снусмумрика - только из вежливости говорит, что «купит себе-спасибо». Не купит. Ну или до следующей весточки от Смерти.