"В мире души всё находится вне времени"
"Передача от родителей к детям - это факт, и ее нельзя игнорировать. Вместо того, чтобы сражаться или пытаться избежать того, что идет от родителей, ребенок (будучи взрослым) полностью принимает это.
Когда это осознанное принятие, содержимое передачи уже не являетсяразрушительной угрозой и может быть переварено. Это не простой путь, но вступая на него, наследие прошлого можно исследовать, выразить и интегрировать.
Это путь к целостности."
Даан Ван Кампенхаут "Слёзы предков"
"Очень часто о болезненном прошлом стараются не вспоминать. Можно услышать мнение: «Зачем это ворошить, давайте это забудем и будем жить дальше». Все бы хорошо, но болезненное прошлое, которое «забыли» и вытеснили из воспоминаний - это слишком дорого. Такая тактика уместна, когда:
1. Ситуацию пока невозможно изменить, будем стараться физически выжить сейчас. Войны, ссылки, революции - это глобальные события для целого поколения. Предательство, потеря близких, переезд или другое серьезное жизненное изменение для отдельного человека когда он оказался во власти сил, которые сильнее его).
2. Когда травматичная ситуация закончилась недавно и теперь важно перейти от выживания к жизни на бытовом уровне, просто вспомнить как живут люди: кровать с чистой постелью, стол со скатертью, посуда и прочие бытовые удобства, которые были до сих пор не важны или недоступны.
И вот когда быт налажен становится важно вернуться к Жизни души. Начать чувствовать и взаимодействовать с миром, отзываясь на его изменения.
Чувствовать разные чувства, и «плохие», и «хорошие», потому что, если я запрещаю себе проживать «плохие» чувства, то я их замораживаю, а замороженная душа не чувствует, к сожалению, уже и «хорошие» чувства.
А для оживления души есть старая формула: «Зло узнано, зло названо, зло не имеет силы».
В наших болезненных воспоминаниях кроется огромная сила, на сдерживание этих воспоминаний, на то, чтобы делать вид, что ничего такого не было, тратится не меньше сил. И так в глубине души образуется пустота: чувств нет - они заморожены, сил тоже нет, Жизни нет. Делаем вид, что живем, бежим по кругу, занятые кучей разных «важных» дел, а останови современного человека, отбери у него гаджеты и оставь один на один с собой и… Поднимется боль и пустота.
Почему я говорю о современных людях, потому что:
1. Мы потомки тех, кто пережил ХХ век, полный очень страшных событий
2. Мы первые поколения людей, которые НЕ владеют гигиеной души. Тела мы моем и чистим от грязи, и никто не говорит: «Не чисти зубы, зачем вспоминать о том, что ты съел за день, весь этот налет, это так неприятно, отвлекись от него, зажуй это чем-то».
Люди всегда сталкивались с чудовищными событиями. Но в традиционной культуре, которая насквозь психологична, были многочисленные способы и приемы выходить из этих ситуаций и продолжать жить: грустные песни, траур, поминальные обряды и много чего еще большого или ежедневного мелкого.
О чем мы забыли и не соблюдаем, считая это темными пережитками прошлого.
Только вот из-за появления интернета наша психика НЕ изменилась, она такая же как сотни лет назад и работает по тем же законам.
Евреи, говорящие о холокосте, заметьте, холокост относится к другим национальным и социальным группам, но у нас на слуху только евреи. Что говорит о том, что они справятся с последствиями холокоста, а вот остальные…
Армяне, говорящие о геноциде, что они делают? Они соблюдают правило: «Зло узнано, зло названо, зло не имеет силы».
Ведь и евреи, и армяне не сразу начали говорить о своем горе во всеуслышание, а когда на это появились силы и осознание, что это было ужасно, неправильно и так не должно быть впредь. Но еще это проговаривание вслух своей боли, дает возможность.
Жить сейчас. Мне приходилось работать в израильской компании, сейчас я живу в городе, где много армян, и при всем ужасе, пережитом их предками, это - весьма жизнерадостные люди.
Но то же самое важно для Жизни отдельного человека. Проговаривать, произносить вслух то, что было для того, чтобы осознать, что сейчас этого уже нет и чтобы это не повторилось.
Когда род живет - поживает и добра наживает, для нашей родовой памяти не так значимо, как моменты, когда род подвергался опасности уничтожения и сумел выжить. И если не начать осознавать этот опыт через проговаривание, проживание его уже в безопасном пространстве, то мы в самых житейских мелочах будем делать, чувствовать, вести себя так, словно до сих пор там, и выживаем.
В Киеве, на тренинге «Исцеление души» я столкнулась с ужасными проявлениями голодомора. Пишу, и мурашки по коже и слезы на глазах. Да, я раньше слышала о нем, читала, но там с участницами тренинга я его ощутила, как его последствия проявляются сейчас в жизни потомков тех, кто выжил при голодоморе. Он там был и проявлялся в незначительных мелочах, словах, жестах, склонностях, привычках…
21 век, женщины, выросшие в сытости и достатке и… голодомор как постоянный ужасный покров, сопровождающий их.
Потому, когда ко мне приходят люди и говорят, что я слишком много пишу про пережитое, что моя жизнь не удалась, и я не имею права кого-то учить тому, что знаю, потому что сама несчастна, я в этом вижу:
1. Что у этого человека есть своя непрожитая боль, которая проявилась, дала о себе знать так, что человек вместо того, чтобы пройти мимо и заняться своими делами, выделил себе время и место, чтобы уделить мне внимание и написать об этом.
2. Современные люди нуждаются в примере, когда можно не замалчивать и проживать свою боль, чтобы менять свою жизнь к лучшему. Такие отзывы я тоже часто получаю, что я неидеальная и живая и при этом двигаюсь по своему пути, а значит это получится у других таких же неидеальных.
3. И я буду делиться своими открытиями и проживаниями и впредь, что я обычно делаю, когда уже большая внутренняя работа проделана, все осознано и написанное мною лишь ставит точку в моем исследовании себя, чтобы я могла двигаться дальше. Тем более, что сейчас такое происходит все реже и реже. Много боли уже вычищено и переживания уже превратились в обычные воспоминания: да было, могу об этом спокойно говорить, если спросят, но самой туда смотреть уже не интересно, оттуда все уже взято.
Зло узнано, зло названо, зло не имеет силы."
Источник -
Анна Вокина