О божественном

Mar 23, 2011 17:35

При входе в музей Сипана меня несколько заинтриговали кресты и крестоносцы. Внутри музея никакого продолжения "крестовой" темы не было.
Зато посередь зала в стеклянном кубе находится вот такой объект:



Т.е. на "амфоре" нарисована свастика. Причем классическая.
Под этим объектом стоит скромная табличка:


Перевод: Сосуд повседневный, переходного стиля между моче и Ламбаеке. Обнаружен рядом с основанием главной или административной пирамиды. Представляет божественность. Рисунок выполнен углем.

Никаких других пояснений нет и спросить было не у кого, так как кроме двух "культурно глухонемых" охранников в музее в тот момент никого не было.
Тем не менее по экспозиции совершенно ясно, что "амфора" выкопана из сипанских захоронений и одного времени с покойными. Т.е. доиспанского, дохристианского времени. Опять же фраза "представляет божественность" говорит, по моему мнению, что ученые имеют несколько аналогичных артефактов и вписаны ими (ученными) в некий культурно-религиозный контекст Южной Америки "того" времени.
Хотя, как мне кажется, одной такой находки иногда бывает достаточно, чтобы переосмыслить место, роль и взаимосвязь европейцев и американцев. А также время жизни Сеньоров Сипана.

З.Ы. Интересные рассуждения на тему свастики можно почитать в посте Происхождение свастики блогера chispa1707 .

UPD: по подсказке френда vrcaribbean (он же автор перевода текста на табличке) нашел в испанской википедии статью про данный объект. Текст испанской, русской и английской статей про свастику отличается. Про свастику и Перу есть только в испанской версии.

En Perú
La cultura mochica o moche (entre los siglos II a. C. y VII d. C.), que se desarrolló en gran parte del norte de Perú, es conocida como «vencedor del desierto».[cita requerida] Estos antiguos peruanos fueron hábiles constructores de pirámides y conductos hidráulicos, además de conocedores de la metalurgia y grandes ceramistas. En el museo de sitio Huaca Rajada de Sipán, ubicado en el distrito de Zaña, en el departamento costero de Lambayeque, 900 kilómetros al norte de Lima, se exhiben una serie de cerámicas, entre los que destaca una vasija con la figura de una esvástica o cruz gamada (una cruz con los brazos doblados). Fue encontrada por los arqueólogos cerca de la base de la pirámide mayor. La esvástica está dibujada con pintura de carbón en la cerámica. Para la cultura andina representó un «elemento geométrico del movimiento permanente de los ciclos de la vida», según Walter Alva, descubridor del Señor de Sipán (un antiguo monarca peruano). «La esvástica que identificó al nazismo de Adolf Hitler en Alemania fue mal usada en Europa, pero para la cultura andina es un símbolo del dios del viento y el agua. No tiene ninguna connotación política», añadió Alva. Para Luis Chero -director del museo Huaca Rajada-, la esvástica estuvo relacionada con el vuelo de las aves. «Es un paralelismo cultural, pero eso no significa que haya habido algún contacto [con culturas de otras partes del mundo]».

UPD2: vrcaribbean сделал для нас перевод текста из испанской википедии:

В Перу
Культура моче (между 2 веком до н.э. и 7 н.э.), которая развилась на большей части севера Перу, известна как "победительница пустыни". Эти древние перуанцы были талантливыми строителями пирамид и гидравлических систем, кроме того, они хорошо знали металлургию и керамику. В музее местечка Уака Рахада де Сипан, расположенном в округе Санья прибрежного департамента Ламбайеке, в 900 км к северу от Лимы, выставлен ряд керамических изделий, среди который выделяется ваза с фигурой свастики или жженого креста (крест со свернутыми рукавами). Она была найдена археологами рядом с основанием главной пирамиды. Свастика нарисована на керамике углем. Для андской культуры она представляет собой "геометрический элемент постоянного движения жизненных циклов", согласно Вальтеру Альве, первооткрывателю Господина из Сипана (бывший перуанский монарх). "Свастика, которая идентифицировала нацизм Гитлера в Германии, была неправильно использована в Европе, но для андской культуры это символ бога ветра и воды. У нее нет никакой политической коннотации", добавил Альва. Для Луиса Черо, директора музея Уака Рахада, свастика была связана с полетом птиц. "Это культурный параллелизм, но это не значит, что были контакты с другими культурами мира".

И сразу же вопрос - откуда такая уверенность у Луиса Черо, что не "было контактов с другими культурами мира"?

БДКП15, Перу

Previous post Next post
Up