Прежде чем чем начинать заниматься каким-либо делом, нужно исследовать рынок, на котором вы хотите феерить.
Границы, ключевые игроки, цепочки, на чём устроены связи между этими цепочками. Конечно, можно довериться интуиции: "попой чувствую, что попрёт! Я буду первым, кто будет продавать в Сызрани ионизированную воду из Венгрии!!!". Некоторые ограничиваются первичным исследованием рынка: можно с дельным видом обойти все закоулки какого-нибудь села в Вологодской губернии, убедиться, что там нет ни одного магазинчика с водкой, и на главной площади, между райсоветом и отделением милиции (в этом селе ещё не успели переименовать в полицию - далеко ведь), открыть свой. И точно ведь - дело пойдёт!
Мой подход где-то посередине: я полагаюсь на интуицию, но не повредит и теория, и практика, в виде исследования рынка "в поле".
Теория пивного и ресторанного бизнеса мне знакома не первый год. Практика в России имеется. Интуиция подсказывала, что наш концепт зайдёт во многих странах Европы. Оставалось последнее: практика на месте.
Ни для кого не секрет, что Чехия - пивная страна, а Прага - пивная столица мира, куда со всего света съезжаются любители не только архитектурных красот, но и ценители пива. В Праге тысячи пивных заведений, которые ежегодно посещаются миллионами людей. Не затеряется ли наше? Или может, наоборот, будет непонятным для аудитории? Для этой цели надо проинспектировать схожие концепции, а это, надо отметить, реально - их не сказать чтобы гигантское количество.
Основное отличие концептов: мы нацелены на то, чтобы предоставить нашим гостям большой ассортимент пива со всего мира (около 300 сортов - бутылочного и разливного), показывая разнообразие и великолепие этого чудесного напитка. И конкретно чешского пива - в том числе.
Большинство чешских пивных консервативны: они придерживаются классического правила "трёх пип". Пипа - по-чешски пивной кран. Соответственно, в классической чешской пивной испокон веков было три крана. Как правило, это два светлых сорта и один тёмный. Последние лет десять самые продвинутые начали ставить четвёртую пипу, чтобы дать возможность страждущим попробовать новые чешские сорта, это крутые экстремалы. Например, сорта. которые варят малые пивоварни. Или какой-нибудь импортный сорт.
Последние годы рынок стал меняться, всё больше появляется заведений с новыми форматами: крафтовые бары, бельгийские пивные кафе, пивотеки, чего только нет. Чехия (да и весь мир) - развивается.
Кстати, мало кто задумывается, почему же Чехия настолько притягательна для пивных адептов со всего света?
Ответ на поверхности: чешское пиво очень качественное и при этом очень дешёвое.
Качество - это исторический фактор. В Чехии идеальный климат и идеальная почва для выращивания хмеля, здесь же и высококачественный солод. Как говорится, сам Бог велел. Чехия - родина пилснера, одного из самых популярных сортов пива во всем мире. У подавляющего большинства людей при слове "пиво" возникает ассоциация именно с ним - с пилснером, бокалом светлого, лёгкого, полупрозрачного пива с ароматной пенной шапкой.
Что касается дешевизны, то опять-таки всё просто. Изначально у пива очень невысокая себестоимость: если уж совсем утрировать высокодуховный процесс пивного брожения, то надо в воду кинуть солод, хмель, дрожжи, и чуток подождать. Хмель и солод в выращиваются Чехии свои, как было отмечено выше, высококлассные. С водой проблем тоже нет. В итоге себестоимость его копеечная.
Плюс общий сравнительно невысокий уровень цен.
По итогу во большинстве стран Европы бокал пива стоит от 4-5 евро, в Чехии же оно стоит 1,5 - 2 евро.
Результат: гигантский спрос. Все едут в Чехию, чтобы там как в последний раз.
Почему же в большинстве стран ЕС, да в общем-то, и в России тоже, оно стоит уже по 4-5 евро? Во-первых, государственные алкогольные и таможенные акцизы. Государство давно чухнуло, что на таком дико популярном, и при этом дико дешёвом продукте, можно отлично зарабатывать. Ну а во-вторых, конечно, это результат "вертикальной" и "горизонтальных" спекуляций.
Это настолько глобальные термины, что я считаю просто необходимым расшифровать их, да и не просто так, а с погружением в свою собственную, личную историю.
Где нужно искать корни всему? Правильно, в детстве. Погрузимся в него, поностальгируем по девяностым, по Ярославлю, очистимся духовно и так сказать, подкуёмся экономически.
Перед нами фотография 30 мая 1997 года - вид Заволжского рынка на проспекте Машиностроителей, город Ярославль.
Это мои места - я с этого раёна, это мой родненький сладенький микрашик. Так и расцеловал бы, ням-ням, да не буду - надо держать себя в руках.
Раритетность снимка уже в том, что это бытовой жанр, а бытовуху в то время снимали редко - берегли пленку.
Для меня лично снимок вообще уникален - как раз в это время на этом рынке я, как принято сейчас говорить, реализовывал один из своих бизнес-проектов.
Вообще, как я подсчитал, в этих декорациях, представленных в кадре, я в детстве реализовал аж четыре оных бизнес-проекта.
Связь с настоящим очевидна - если бы не они, я бы не был таким, каким являюсь, ведь соль, смысл всегда один, меняются только масштабы.
В начале 1990-х я жил и учился в школе в Мурманске, в Ярославль же приезжал на все школьные каникулы, в то числе и на всё лето.
Целыми сутками напролёт мы с моим другом Димоном шарились по Заволжскому району, думая, чтобы замутить.
Вокруг расцветала коммерция. Появлялась масса соблазнов, и в первую очередь для детей, чьё недавнее прошлое еще состояло из талонов и очередей. Капитализм - он такой мистер, умеет обольщать.
Бабок не было. Оба мы были, как бы сказать поприличней, из небогатых семей, и все эти сникерсы и джинсы были для нас запретными плодами. НО КАК ХОТЕЛОСЬ ТО! АААААА!
Деньги надо было генерировать.
Детский труд в то время был популярен - ребята мыли машины, продавали газеты, стояли за прилавками, мы же теперь в капитализме, значит так надо, в Америке вон все миллионеры в детстве машины драили на светофорах, передача же была телеку.
Мытье машин мы с Димоном прошли еще в году 91-ом - 92-ом, вымыли парочку, устали, в общем, нам не понравилось.
Наступила очередь продавать газеты. В 1993 году (мне было 11 лет) мы набрали множество выпусков газеты, называлась, как сейчас помню, "Апостол". В содержимое газеты мы не вдавались, но судя по интригующему названию, она должна была распространяться бесплатно.
У "Апостола" был гигантский козырь - программа телепередач. Этот товар уже стоил денег. Мы решили ходить по квартирам и начать их продавать.
Вообще, концепт бизнес-проекта, где товар изначально тебе достается бесплатно - это неплохой концепт. Звучит смешно, но большинство людей совершенно не представляет, что у абсолютно любого продукта (вещь, мысль, идея) есть своя цена и свой покупатель. Публика пренебрежительно относится к, на их взгляд, ерунде, которая по их мнению является полной дрянью, которой место на помойке.
Оценить стоимость, найти предполагаемого покупателя - если эти знания и способности есть, то проект заработает.
Заработал он и у нас с Димоном, когда мы нашли на помойке две стопки газеты "Апостол", которую туда выкинули, потому что она никому не была нужна.
Как не нужна? Телевизор то все смотрят! Ради телепрограммы покупают и выписывают за деньги газету. Почему же не купить у нас?
Фразу, с которой мы ходили по квартирам, я помню прекрасно и сейчас:
- "Здравствуйте, вам не нужна газета с программой на следующую неделю, всего сто рублей!"
В стране была гиперинфляция, и почти сто рублей стоила буханка черного хлеба.
Невелики деньги.
Однако, как говорится в известном анекдоте, десять старушек - уже рубль.
Мы обошли все дома, что вы видите на фотографии, и продав сто газет, заработали десять тысяч рублей чистыми!
Закончился бизнес-проект довольно банально. В пятиэтажке с поликлиникой (на фото слева по проспекту), в очередной квартире на меня прыгнула какая-то псина средних размеров, и укусила за бок. Вместо покорения новых высот, и выхода на еще десять тысяч, пришлось выходить из подъезда и спускаться в поликлинику на первый этаж того же дома.
С тех пор продавать что-либо по квартирам мне расхотелось, но рабочая идея проекта под кодовым названием "Продажа газет" не давала покоя.
В городе появилась очень популярная желтоватая газета - "Караван-Рос". На фоне агонизирующей советской прессы, это издание выглядело, как Майкл Джексон, выступающий в кинотеатре "Аврора" (на фото - красное здание справа). Издание было крайне популярно в середине 90-х, и волну успеха надо было оседлать.
Рано утром мы с Димоном прибыли на склад редакции в центре города. Там была дикая толпень из таких же, как и мы, ребятишек. В очереди шел авторитетный делёж города Ярославля на сферы влияния.
Самые лакомые куски - барахолка на площади Труда и Центральный Рынок. Угличский ("Теплый") рынок как-то остался в стороне, и мы быстренько прошлись по продавцам за прилавками, предлагая самые последние жареные факты из жизни Ярославской Губернии.
Остатки тиража были проданы у входа в магазин №26 (ныне "Добрый"), на проспекте Авиаторов (большая девятиэтажка в верхнем левом углу кадра).
Но газеты - это всё-таки мелочь.
Надо было выходить на мировой уровень.
Бесплатную газету "Апостол" мы с моим подельником Димоном продавали, помнится, по зиме, а вот лето 1993-го принесло свои солидные дивиденды из другого живительного источника.
В нашем дворе находился единственный на всю Заволгу магазин "Детский" (пр-т. Машиностроителей,10).
"Большая Заволга" включала в себя ряд микрорайонов, микрорайончиков и дворов: Кавшкола, Попугайчики, Сковородка, Франция, Квадраты, Зеленка, да какой дичи там не было. Население этого здорового района уже тогда составляло 60-70 тысяч человек.
Как мы все знаем, советская власть всегда думала о простом рабочем-труженике (подавляющее большинство населения района в то время), заботилась о светлом социалистическом будущем советских детей. В связи с этим советская торговля была прекрасно организована. Поэтому на 70 тысяч человек приходился один детский магазин. И именно он - в нашем дворе!
Конечно, к 1993-ому году уже было открыто немалое количество ларьков и прилавков с детскими и школьными товарами, но большая часть народонаселения ходила в "Детский" по пятнадцатилетней привычке.
Последние десять дней августа с разных концов Заволжского района в магазин шли толпы школьников и их родителей - покупать канцелярию, тетради и прочие причиндалы к 1 сентября. Эти толпы объединялись в ручейки, которые слившись у дверей "Детского" в мощный бурлящий поток, заходили внутрь и превращались в большую очередь.
Смотрим мы с моим закадыкой Димоном на все это великолепие, и переживаем. Люди пропадают зря!
Потом мы где-то случайно прочитали про мелкооптовую базу канцелярских товаров с бодрящим названием "Энергия". Она располагалась в Тверицах. Сходили через Сосновый Бор на разведку. Ассортимент базы "Энергия" выгодно отличался от ассортимента магазина "Детский", руководство которого, судя по всему, который год не одупляло, что происходит в родном Заволжском районе в частности, и в государстве в целом.
По 20 рублей за штуку мы купили коробку китайских ластиков, в виде красных и синих цветочков.
Вернулись к "Детскому", поставили коробочку на бетонный приступок у входа, и начали свой очередной бизнес-проект. Ориентируясь на цену магазина (40 рублей за ластик), мы выставили 50. Но в магазине продавали советские ластики (похожие на спресованный брусок серого мышиного кала), а у нас - красные и синие цветочки!
В общем, начали у нас мести эти стирательные резинки, как пирожки на вокзале, когда к тому подкатил поезд "Архангельск-Анапа".
На следующий день мы сходили и купили две коробки ластиков (в каждой штук по 40). Через день - пять. Затем на выручку набрали еще карандашей и тетрадок. На ступеньках "Детского" образовался целый канцелярский лоток. Все последние дни лета мы ходили пешком через Сосновый Бор и обратно в Тверицы, потому что этот район всегда считался задницей мира, куда даже автобусы ходили по расписанию (которое, естественно, никто не знал).
Как это водится, у успешного проекта всегда появляется куча последователей, которые собирают с молока лишь пенку. Это нормально. Скоро рядом с нашим появились развалы других ребят, а ступеньки "Детского" напоминать какой-то канцелярский шалман. Дородная заведующая магазина пыталась с нами бороться, выходя из дверей, страшно пуча глаза и крича: - А ну что такое!? А ну кыш отсюда, с-с-сучата!
Метод борьбы был неэффективен, так как все содержимое быстро скидывалось в пакет, потом ссучата сидели в кустах, дожидаясь, когда заведующая уйдет, и снова возвращались.
Конец делу положило 1 сентября. Спрос катастрофически упал, а я уехал в Мурманск учиться в очередной, седьмой класс. На прибыль удалось купить аж джинсы!
Резюмируя бизнес-проект под кодовым названием "ластики", я понимаю, что это был пример классической "вертикальной спекуляции", как я её называю.
На "вертикальной спекуляции" держится почти весь товарооборот страны. Где-то есть производитель, где-то - конечный потребитель. Между ними есть куча звеньев, который доставляет товар, беря за свою работу процент. Кто-то из них даже обладает должными компетенциями и ест свой хлеб не зря.
Если мы видим дивные заморские слова, вроде "дилер", дистрибьютер", "уполномоченный представитель в РФ", "бриллиантовый вице-дилер", "уникальный уполномоченный дистрибьютер по Пошехонскому району" - перед нами классический образчик участника регаты под названием "вертикальная спекуляция".
Например, в случае с ластиками, мы заняли звено под названием "розничный продавец". Брали товар мы у предыдущего звена - мелкого опта. Мелкий опт брал у крупного опта. Крупный опт брал либо у импортера ластиков, либо напрямую в Китае у производителя. Китайское ластикостроение уделало советское ластикостроение по всем статьям, отсюда успех и триумф всей вертикальной цепочки. Все логично.
Получается, что между потребителем и производителем минимум 3 звена, а зачастую 4-5. Организовывая абсолютно любое дело в сфере "вертикальная спекуляция", следует первым же делом тщательно изучить рынок и понять, сколько в нем звеньев. Затем оптимизировать процесс, выкинув посредников по максимуму, и дать на выходе потребителю вменяемую цену. Например, брать товар непосредственно на производстве.
Собственно, так в те же времена делали "челноки", катаясь за товаром заграницу - и тем самым оставляли одно звено - себя.
Оптимально же - вообще производить самому, но концепт "производство" - это совсем уже другая история.
Хотя нет, оптимально - это и производить самому, и потреблять самому.
Например, картофан, что в общем-то, с успехом в те годы и делало 95% населения Заволжского района. Сами сажали, сами ели.
Идеальный концепт!
А сейчас на примере Заволжского рынка мы рассмотрим другой формат - "горизонтальная спекуляция", и также сообща придем к тому, что и вертикальная, и горизонтальные спекуляции - это бездушные, унылые форматы, и придем к формату более совершенному - "творческой фарце".
В 1990-е годы Заволжский рынок на проспекте Машиностроителей был экономическим, культурным, и духовным центром всего Заволжского района.
Здесь кипели нешуточные страсти.
Тут сколачивали состояния, теряли состояния, проигрывались в ларьке "Лотто-Миллион", влюблялись, росли нравственно и обретали мещанское счастье.
Если бы существовали энергетические карты той или иной географической местности, то Заволжский район представлял бы собой серенько-чёрную пелену, из центра которой бьёт вверх, прямо в небеса, мощный ярко-оранжевый столб. Из Заволжского рынка.
Мне всё это было знакомо не понаслышке, потому что я ребёнком проводил там немало времени.
Когда мне и моему подельнику Димону было лет по десять-одиннадцать, мы провернули на рынке первую сделку.
Внешний контур рынка представлял собой несколько десятков ларьков "кубик-рубик", которые образовывали боевое каре. В одном из них работал продавцом мой двоюродный дядя Лёша.
Дядя Лёша выглядел в наших глазах очень крутым брутальным мэном, хотя было ему тогда лет девятнадцать.
Дядя Лёша раскачивался на школьном стуле в открытой двери "кубика-рубика", в компании с какой-то пергидрольной блондинкой, курил, попивал американский "Миллер", и слушал "Сектор Газа".
- Зарабатывать надо, молодёжь - покровительственно обучал жизни бывалый дядя Лёша. - Выложите что-нибудь у меня в ларьке, я продам.
Поскольку продавать нам с Димоном было нечего, кроме коллекции вкладышей из жвачки "Турбо", надо было думать, что можно было купить, чтобы потом продать.
В таких случаях на выручку приходят наблюдательность и зачатки анализа. Оные зачатки, видимо, и у меня, и у Димона имелись в изобилии.
Так, именно оная наблюдательность привела нас парой месяцев ранее на запасные пути железнодорожной станции "Филино", второго духовного и культурного центра Заволжского района.
Здесь стояли пустые вагоны-цистерны, в которых перевозили патоку. Вероятно, она предназначалась для Ярославской Кондитерской Фабрики, тогда переживавшей время расцвета.
В силу неизвестных причин патоку не удавалось сливать из цистерн всю. На дне оставалось не менее полуметра этого божественного сладкого нектара.
Обитатели Заволжского района, как касатки, ныряли в цистерну, и огромными палками (ложки и поварёшки ломались) заталкивали патоку в предусмотрительно захваченные бидоны.
Мы с Димоном также ныряли за патокой, и трескали её вечерами напролёт, пока по Заволжскому району не покатились страшные слухи: один мальчик упал в цистерне в патоку, прилип, и не отлип. А вагон потом укатил на Украину.
Возвращаясь к нашей первой сделке рынке, оная же наблюдательность позволила нам с Димоном заметить, что цены на мини-рынке на соседней остановке ("ул. Совхозная"), незначительно отличаются от цен на Заволжском рынке. Дешевле.
Скорее всего, это было связано с более низкой арендной ставкой. Или меньшей проходимостью.
В общем, приобрели мы на последние кровные на Совхозной "Фрут энд Нат", "Ментос", и серьезную артиллерию - банку лимонада "Миринда". Выставили всё это в ларьке на Заволжском рынке, с благословения дяди Лёши.
Всё это ушло за один день! Мы даже плясали перед прилавком от радости.
Навар был невелик - процентов пять, но этого хватило на законную вечернюю шоколадку.
Дело не в размере, а в сладком ощущении собственности: вот только что ничего не было, и из ничего появляется шоколадка.
Плод "горизонтальной спекуляции".
Горизонтальная спекуляция появляется там, где на каких-либо рынках образовывается ценовая разница благодаря внешней конъюнктуре.
Например, во Фрунзенском районе банка патоки будет стоить уже каких-то денег, а в Заволжском - нет, потому что в Заволжском районе находится месторождение патоки. Выгодно патоку переместить в пространстве и продать.
Горизонтальная спекуляция - это перемещение самых разнообразных товаров по географической карте.
Главное отличие от вертикальной спекуляции - в случае с последней ты занимаешься определенной группой товаров, а в случае с горизонтальной - абсолютно любой.
На нашем с Димоном примере мы видим, что переместить товар бывает выгодно даже между соседними автобусными остановками.
Если спроецировать на Чехию, то чешское пиво - это тот самый источник патоки. Оно недорогое и качественное, в Чехии бьёт его источник. Его выгодно горизонтально перемещать по географической карте - например, импортировать в другие страны и там продавать дороже, ведь там такого источника нет. Например, в Россию.
Но это очень скучно. Де факто, ты торгуешь строчками номенклатуры из 1С. Никакой души. Я от оптовой торговли, в общем то, и подустал по этой причине - никакого духовно-религиозного развития, и обратился к ресторанному бизнесу, как к идеальному формату, дающему возможности для творческого бизнеса.
Ресторанный бизнес - один из классических примеров звена "вертикальной" спекуляции, причём это звено, завершающее цепочку. Пивоварня - начальное звено. Оно производит товар. Далее может быть несколько звеньев - дистрибьюторы, единственные и уполномоченные бриллиантовые вице-дилеры (см. выше), оптовые торговцы, в общем, все те звенья, которые "помогают" доставить товар с пивоварни к розничному продавцу - то есть пивному заведению.
Оптимально, конечно, заведению было бы брать пиво у пивоварни самостоятельно, но тут много нюансов - расстояние, лень, непонимание звеньев цепочки - много всего.
Ещё оптимальнее, конечно, самому варить пиво и самому продавать, с точки зрения доходов это действительно очень выгодно, но это же и большая ловушка, потому что пивоварение и ресторанный бизнес - это занятия, находящиеся на разных полюсах. Пивоварение - это в первую очередь технологический склад ума. Ресторан - это творчество. Я немного встречал людей, которые были бы технологами и при этом одновременно творческими коммерсантами. Они есть, но их очень мало.
Собственно, именно этим ресторанный бизнес меня и подкупил - творческой составляющей. Да, это последняя ступень вертикальной спекуляции, но это безумно интересная и творческо-эмоциональная ступень. Это даже не китайские ластики.
Ты продаёшь людям не чугунные чушки, не газобетон, не видеодвойки, и даже не прости Господи, спиннеры.
Ты продаёшь людям ПИВО! Это не просто напиток - это нечто большее.
То самое пиво, которые ты всегда любил, про которое столько всего знаешь, и которое тебя прёт. Это не просто номенклатура из накладной и счёт-фактуры.
В пиве есть место для творческого размаха, для общения, для дружбы, для самореализации. Ну а когда это находит отклик в сердцах людей - что может быть лучше?