За что вот люблю все эти городские мелочи - всегда есть над чем подумать.
Еду сегодняшним солнечным мартовским деньком по Красному Перекопу, по улице Носкова. Смотрю - Красноперекопская поликлиника стоит. Думаю, дай загляну, что не заглянуть, как там они без меня все эти годы.
В левом крыле, на втором этаже, есть интереснейшие детальки - несколько половых керамических плиток, вмонтированные в пол, с надписью "Бергенгеймъ Харьковъ", и аббревиатура: ТЗББ.
С этим всё ясно: аббревиатура расшифровывается как Товарищество Завода Барона Бергенгейма, само клеймо - рекламное, оно содержалось на изнанке КАЖДОЙ плитки, выпущенной этим известнейшим на всю Российскую Империю керамическим заводом.
В общем-то, две вопроса:
1. Здание Амбулатории - 1926 года постройки, когда завода барона (как и самих баронов) уже лет 6-7 как не было.
2. Почему изнанкой наружу вмонтировано лишь несколько плиток?
Я лично решаю эту загадку так:
В 1920-е годы в Ярославле строили очень мало, в связи с отсутствием материалов и средств. То, что было построено, строили из того, что удавалось "достать". В данном случае, видимо, удалось достать партию бергенгеймовской плитки из старых царских запасов - какой-нибудь национализированной строительной фирмы или складов.
Это как сейчас, например, для нужд государства национализировать "Вспольинское поле" со всем его строительным барахлишком)
Подтверждением этой мысли служит великое разнообразие (я насчитал 15 видов) плитки, использованной в здании. Самая парадная (и видимо, её оказалось больше всех) украшает входной холл перед регистратурой. Я назвал её "крокодильей".
Но оставшиеся площади уложены бессистемно. Где-то, где количества хватало, мастера старались выложить подобие композиции. А где-то, в отдаленных закутках - "я его слепила из того, что было".
Почему же несколько плиток уложены дном вверх, показав нам клеймо?
Это старая тема. Я предполагаю, что мастер устал от монотонной работы, и решил внести в неё разнообразие. Дай, думает, положу плитку бароном кверху, прикольно!
Я сталкивался с этим не раз: сварщики рисуют дату сварки и своё имя, строители подписывают кирпичи (или чередуют цвета кирпичей, чтобы клалось интересней).
В любом случае, как бы это ни было, нам эта вольность мастера сыграла на руку: и сразу же датируем плитку как дореволюционную (хотя профессионалам это очевидно и без клейм), и в учреждении появляется "фишка".
Ярославль многогранен)
PS
Когда фотографируешь детальки (особенно на полу или на земле) в присутствии людей (например, очереди в поликлинике), у всех такое недоуменное выражение лица, как будто я либо гадюку увидел, либо кошелёк нашёл. Когда я ухожу, все толпятся и смотрят - что это там? Кто это вообще был? Что, мать его за ногу, происходит!? Разрыв шаблона.
Люди столетиями ходят по баронамъ, Харьковымъ, Империямъ, и не замечают этого)