В 1990-е годы Заволжский рынок на проспекте Машиностроителей был экономическим, культурным, и духовным центром всего Заволжского района.
Здесь кипели нешуточные страсти.
Тут сколачивали состояния, теряли состояния, проигрывались в ларьке "Лотто-Миллион", влюблялись, росли нравственно и обретали мещанское счастье.
Если бы существовали энергетические карты той или иной географической местности, то Заволжский район представлял бы собой серенько-чёрную пелену, из центра которой бьёт вверх, прямо в небеса, мощный ярко-оранжевый столб. Из Заволжского рынка.
Мне всё это было знакомо не понаслышке, потому что я ребёнком проводил там немало времени.
Когда мне и моему подельнику Димону было лет по десять-одиннадцать, мы провернули на рынке первую сделку.
Внешний контур рынка представлял собой несколько десятков ларьков "кубик-рубик", которые образовывали боевое каре. В одном из них работал продавцом мой двоюродный дядя Лёша.
Дядя Лёша выглядел в наших глазах очень крутым брутальным мэном, хотя было ему тогда лет девятнадцать.
Дядя Лёша раскачивался на школьном стуле в открытой двери "кубика-рубика", в компании с какой-то пергидрольной блондинкой, курил, попивал американский "Миллер", и слушал "Сектор Газа".
- Зарабатывать надо, молодёжь - покровительственно обучал жизни бывалый дядя Лёша. - Выложите что-нибудь у меня в ларьке, я продам.
Поскольку продавать нам с Димоном было нечего, кроме коллекции вкладышей из жвачки "Турбо", надо было думать, что можно было купить, чтобы потом продать.
В таких случаях на выручку приходят наблюдательность и зачатки анализа. Оные зачатки, видимо, и у меня, и у Димона имелись в изобилии.
Так, именно оная наблюдательность привела нас парой месяцев ранее на запасные пути железнодорожной станции "Филино", второго духовного и культурного центра Заволжского района.
Здесь стояли пустые вагоны-цистерны, в которых перевозили патоку. Вероятно, она предназначалась для Ярославской Кондитерской Фабрики, тогда переживавшей время расцвета.
В силу неизвестных причин патоку не удавалось сливать из цистерн всю. На дне оставалось не менее полуметра этого божественного сладкого нектара.
Обитатели Заволжского района, как касатки, ныряли в цистерну, и огромными палками (ложки и поварёшки ломались) заталкивали патоку в предусмотрительно захваченные бидоны.
Мы с Димоном также ныряли за патокой, и трескали её вечерами напролёт, пока по Заволжскому району не покатились страшные слухи: один мальчик упал в цистерне в патоку, прилип, и не отлип. А вагон потом укатил на Украину.
Возвращаясь к нашей первой сделке рынке, оная же наблюдательность позволила нам с Димоном заметить, что цены на мини-рынке на соседней остановке ("ул. Совхозная"), незначительно отличаются от цен на Заволжском рынке. Дешевле.
Скорее всего, это было связано с более низкой арендной ставкой. Или меньшей проходимостью.
В общем, приобрели мы на последние кровные на Совхозной "Фрут энд Нат", "Ментос", и серьезную артиллерию - банку лимонада "Миринда". Выставили всё это в ларьке на Заволжском рынке, с благословения дяди Лёши.
Всё это ушло за один день! Мы даже плясали перед прилавком от радости.
Навар был невелик - процентов пять, но этого хватило на законную вечернюю шоколадку.
Дело не в размере, а в сладком ощущении собственности: вот только что ничего не было, и из ничего появляется шоколадка.
Плод "горизонтальной спекуляции".
Горизонтальная спекуляция появляется там, где на каких-либо рынках образовывается ценовая разница благодаря внешней конъюнктуре.
Например, во Фрунзенском районе банка патоки будет стоить уже каких-то денег, а в Заволжском - нет, потому что в Заволжском районе находится месторождение патоки. Выгодно патоку переместить в пространстве и продать.
Горизонтальная спекуляция - это перемещение самых разнообразных товаров по географической карте.
Главное отличие от вертикальной спекуляции - в случае с последней ты занимаешься определенной группой товаров, а в случае с горизонтальной - абсолютно любой.
На нашем с Димоном примере мы видим, что переместить товар бывает выгодно даже между соседними автобусными остановками.
В следующей, заключительной серии этой Заволжской саги, рассмотрим вершину эволюции всех спекуляций: "творческую спекуляцию".
Кип ин тач)