Несколько странное словосочетание, но она имела место быть, и более того, не уступала по качеству зарубежным аналогам.
Лишний раз я в этом убедился, распотрошив подшивки журнала "Огонек" рубежа 1940-х и 1950-х.
Лучшие экземпляры я вырезал, наклею на паспарту, и опять украшу какие-нибудь стены.
Предварительно, конечно, не мог не отсканировать все эти шедевры.
Прошу:
1. Мороженое от Главхладопрома:
Стаканчики еще не приобрели знакомую всем форму, эскимо еще где-то встречается, кроме Москвы и Ленинграда.
2. Головные уборы от Главшвейсбыта:
Шик для горожан мужского пола.
3. Аэрофлот:
Становление пассажирского авиасообщения в СССР. Летать пока себе могут позволить лишь единицы.
Любопытно, что телефоны в Москве и Ленинграде пока еще пятизначные, в Сочи - четырехзначные, а в Ялте так и вовсе трехзначные.
4. Ткани и прочее от Ростекстильшвейторга:
Судя по названию и городам, в которых находились специализированные магазины, работало лишь на территории РСФСР. В Ярославле, кстати, судя по рекламе, тоже был такой магазин. В Щербакове (Рыбинске) - тоже.
5. Государственные 3%-ые займы:
Этими облигациями население впоследствии полюбило обклеивать туалеты.
6. Не совсем реклама. Вечерние нарядные платья:
Думаю, подавляющая часть населения страны, только что преодолевшая послевоенный голод, смотрела на подобные страницы как на вести из параллельной инопланетной реальности.
7. Росгалантерейторг:
Хорошо дает представление о мелких вещицах той эпохи.
8. Главтекстильсбыт представляет декоративные и мебельные ткани:
Сейчас к дизайнам той эпохи обращаются все ультракреативные и передовые наномодельеры.
9. Главпарфюмер представляет мыло:
Шрифты потрясающие! Что на рекламе, что и на самом мыле. Таким хочется мыться и мыться.
10. Реклама сберкасс:
... заодно дает нам представление об идеалах в архитектуре той эпохи.
11. И снова сберкассы:
Казалось, причем бы тут корабль и море, но просто сверху при сканировании не влезла надпись "Деньги для поездки на курорт можно накопить на сберегательной книжке". Всесоюзные здравницы доступны пока еще далеко не всем, но это лишь начало большого пути - уже через 15-20 лет отдохнуть на море может позволить себе почти каждый желающий.
12. Снова 3% облигации Госзайма:
В массе своей эти добровольно-принудительные облигации население воспринимало как один из налогов.
13. Крабы от Главрыбсбыта:
Один из редких продуктов, слабодоступный в наши дни большинству населения, и доступный множеству советских граждан. Отчетливо помню, когда в конце 1980-х с витрин магазинов пропало всё, их украшали гигантскими пирамидами из таких вот банок с крабами. Наверное, потому что эта часть моего детства прошла в Мурманске.
14. Главконсерв представляет джем:
Великолепная техника рисунка, все настолько реалистично и выглядит свежо, что так и хочется немедленно скушать вместе с банкой.
15. Ну и наконец, под занавес Главчай представляет знойную грузинскую девушку и грузинский чай:
Надо отметить, что именно в 1940-х чаеводство в СССР достигает промышленных масштабов (до 1930-х вообще в целом все производство чая на территории бывшей Российской Империи носило полузачаточный характер, и весь чай был привозным из Китая). Однако, уже к 1970-м некогда качественный грузинский чай полностью деградировал и дискредитировал себя, и пили его уже только при полном отсутствии альтернатив (например, индийского чая).
Собственно, вот и всё.
Приятно лишний раз убедиться, что даже в условиях полной изоляции мы в ряде вопросов (например, в вопросе рекламы) были на мировом уровне.
Реклама приятна глазу, качественна, ну и теперь займет достойное место у меня в коллекции всякой всячины)