В Ярославле неизвестный фанатик отреставрировал и установил урну 1940-х годов

Aug 07, 2013 14:19

Дорогие соотечественники.

Мы вместе уже знакомились с такими важными деталями на ярославских улицах, как домовые знаки, страховые таблички, цветы, и мемориальные доски.

На этот раз я поведу занудный, захватывающий монолог о такой важнейшей детали городского пространства, как урна.

Урну часто недооценивают. Ей не уделяют ей должного внимания, про нее забывают, не придают значения внешнему виду, да что там говорить - в урну даже плюют!

Однако, без всякого преувеличения, урна - это лицо города.

Помимо практической миссии, урна в мало-мальски приличном городе преследует и эстетические цели. Красивая урна является очень важной городской деталью, при одном условии - она должна быть растиражирована. В этом урнин успех.

Урн в городе тысячи, ими пользуется каждый, человек мельком их замечает каждую минуту (если их конечно установлено в должном количестве), и если урна симпатичная, она делает симпатичным городское пространство тоже.

Урна может быть интересной формы, она может выглядеть оригинально, на ней незападло разместить даже герб страны или города. Ну вот, Иерусалим хоть что ли:



Я же говорю - лицо города.

Как выглядит современное лицо Ярославля, думаю, многие горожане знают:



Гостей города об этом спрашивать бесполезно. Спроси у них - как выглядит урна в Ярославле, вы запомнили? Конечно, нет. Хотя вот урна в Иерусалиме запомнилась не только мне, но и многим другим путешественникам. Равно как и во многих других городах, где урны интересные и имеют лицо.



Не имеет смысла и говорить, какая нынче в Ярославле урна. Конечно, полное унылое говно, прикрепленное к поверхности двумя или четырьмя хлипкими болтиками. Частенько у городских крылечек можно заметить две сиротливых ножки - это всё, что осталось от современного лица города, ибо сделана урна из дешевого хлипенького железа.

Выше представлен продвинутый вариант - с крышкой и пепельницей. Не реже встречается еще более дешевый вариант, хотя куда уж дешевле:



Подобный тип урн заполонил Ярославль по самой что ни на есть банальной причине - организации обязывают ставить у входа в здание урну (и это совершенно правильно), и, прикрываясь бумажкой с той самой стандартизацией городского уличного пространства, называют заветных шесть цифр телефона, где данный тип урны можно приобрести.

Кажется, для каждого района "рекомендован" свой определенный цвет данной конструкции, для Кировского, центрального района, он малиновый.

Однако, некоторые смельчаки бросают вызов канонам:



Последствия подобной попытки стандартизации у нас на глазах. У города неприятное мусорное лицо. Вернее, никакое.

Давайте поностальгируем, пофантазируем, и, наконец, перейдем к главной теме этого сомнительного эссе.

Урна 1970-х - 1980-х годов тоже не блистала оригинальностью:



Урны более ранних периодов днем с огнем не сыщешь. Я знаю несколько точек, но обнародовать их смысла нет, так как большая часть урн этой благородной породы выполнены из чугуна и нашли свой бесславный конец с пунктах вторчермета.

Еще в конце 1980-х город блистал изобилием урн всех типов и фасонов, всех размеров и цветов. Я, хоть человек молодой и неопытный, но отчетливо помню чугунные урны по всей набережной и по бульварам. Все они исчезли в 1990-е, дав дорогу дешевым, невостребованным ворами, вариантам.

На фоне жестяного ширпотреба королями смотрятся чудом выжившие в горниле 90-х чугунные красавицы и современные штучные поделки литейных мастерских.

Ну вот например, "французский" вариант у мэрии:



Или вот:



Но это всего лишь исключения, которые радуют нас своим видом лишь благодаря историческому случаю, или благодаря энтузиазму отдельных фанатиков, которые не набрали заветных шесть цифр, а несколько потратились и уделили вопросу должное внимание.

В общем, горестно смотреть на ярославскую урновую картину. Особенно, если смотришь на нее каждый день по нескольку раз у здания своей службы на небезызвестной улице Революционной. Урна досталась нам по наследству, и является классическим представителем ярославской урновой школы:



Вот идешь с утра на работу, бросаешь, как обычно, туда бычок от "Примы", и сердце кровью обливается. При виде этой урны на душе осень. Душа плачет.

Рядом, кстати, в кадке стоит очередной эксперимент образца лета 2013 года - уличное ползучее растение в кадке. Ползет на решетку окна. Эксперимент преследует две цели:

1) На сколько вырастет за летний сезон вьюн (пока 2,5 м)
2) Стырят ли исконно домовитые ярославцы кадку (пока стоит)

Но вернемся к неприятной урне.

С ней надо было что-то делать. Надо другую урну, чтобы на душе был праздник.

Конечно, можно было бы заказать новую чугунную - сейчас есть неплохие варианты. Но надо же чтить традиции, надо припасть к истокам, надо ежедневно, ежеминутно, когда выкидываешь банки из под "Яги", чувствовать прикосновение к Истории, надо ощущать себя частью этой истории, надо ощущать себя частью урны!

Я долго зрел, и вот, готово.

Я отреставрировал сталинскую чугунную урну.

Урна была найдена летом 2010 года в болотце в пойме Которосли. Я помню этот шикарный тип - это парковый вариант, такие стояли в ярославских скверах, парках и садах - сначала в саду Дома Офицеров, саду Автозавода, саду Шинного завода, а затем, после кончины садов, перекочевали на Даманский остров и на Первомайский бульвар. В 1990-х погибли все, потому что каждая такая урна весит более 40 килограмм, а такой вес выгоден.

Я пока таскал её туда-сюда, наверняка стал более спортивным, тяжелая она конечно просто зверски, как моя жизнь.

Конечно, случайную находку в чапыжах подобного экземпляра, превосходного образчика эпохи конца 1940-х - начала 1950-х годов, не иначе как чудом не назовешь.

Жаль, у меня нет под рукой фото, в каком виде она была изначально. Наверное, на ней было около десяти слоев краски и вся в грязи. Вернее, фото есть, да среди тонн всякой фотохрени искать долго.

Лучше представлю промежуточный вариант моей урны:



Жег я её в костре в деревне дня два, пока вся не обкалилась. Наконец, как мы видим на фото, показался исходник - серебрянка.

Потом возник вопрос - что же делать с урной дальше? Вопрос в силу того, что я очень быстрый, затянулся на три года.

Конечно, все уговаривали поставить её на даче, как любой порядочный человек, или даже дома. Клумбу там сделать, или по назначению использовать, в качестве мусорного ведра.

Но я решил: урны должны принадлежать народу!

Вопрос был в том, как её реставрировать. Просто покрасить в черный - неинтересно и неисторично, изначально она предполагалась цветной. Покрасить свежей серебрянкой было бы более логично и гораздо более исторично, ведь именно в серебре были выполнены все урны той эпохи.

Но есть одно но - задумка дизайнеров была иной (растительный рельеф должен быть выполнен в цвете), а серебрянкой красили из-за дешевизны - вроде и красиво, и богато, и дорого выглядит, а в то же время краска сама по себе дешевая. Неспроста значительная часть мелких городских форм (памятники, заборы, ограды, лавки, урны) в сталинскую эпоху покрывали именно серебрянкой. Опять же практично - легко мыть.

В итоге я пошел на некий компромисс - урну было решено покрасить в черный цвет, а рельеф - серебром.

Па-пам!



Вот она, ярославская красавица рубежа 1940-х и 1950-х.

В такую урну хочется выкидывать, выкидывать, вернуться и снова выкидывать.

С лицом у города было все в порядке, дело за малым - надо городу напомнить, как это самое лицо выглядело.

Надо выпустить сталинский урношедевр в дикую природу, установить на улице для общего пользования.

- Да как же так! - воскликнет любой мало-мальски вменяемый гражданин России. Украдут! Сдадут! Упрут на дачу! Искалечат!

Ну и так далее по тексту, зачем что-то делать, если все поломает проклятое быдло, нет смысла стараться, труды впустую, страна обречена, сраная Рашка, а вот в Европе, ля. Ля. Ля.

Можно сделать всё, если захотеть и чуть-чуть подумать, ну и еще воспринимать большую часть соотечественников как более-менее адекватных людей.

Да, есть некая специфика - ну конечно, некоему небольшому проценту населения очень хочется украсть 40 килограмм чугуна и сдать его.

Для защиты от этого процента урну нужно надежно укрепить. Калечить болтами не хотелось. В итоге подумали и поступили следующим образом. Вот как выглядит урна изнутри:



Нижняя часть урны у основания совершенно непрактична, ведь изначально конструкция рассчитана на вынимающийся вкладыш - в советское время это было банальное ведро. Пластиковым пакетом мы никогда подобное не испоганим.

Непрактичную часть внизу урны и решили использовать - её заармировали, затем сняли тротуарную плитку, и нижнюю часть арматуры, выпущенную в поверхность, также залили бетоном:



Как видно, не успели залить, а мусорку уже стали использовать по назначению. До этого кадра выгребли уже полную урну, что говорит о нехватке этого нехитрого уличного приспособления и в городе в целом.

После того, как урна армированным бетоном породнилась с поверхностью земли, её оттуда можно унести только вместе со зданием. Как влитая:



О да! Шедевры сталинского дизайнерского искусства снова радуют глаз!



Современное же лицо города на другой стороне крыльца решили пока не демонтировать - в городе нехватка урн, грех это. Ждем следующих шедевров былых времен, чтобы произвести нашей убогонькой современнице адекватную замену.



Теперь мусор будет выкидываться приятнее раз в десять. Отмечены уже первые фотографирующиеся в обнимку с урной.

Шедевры дизайнеров семидесятилетней давности будут жить дальше на городских улицах, враг не пройдет.

Всем спасибо

Любите свой город,

он того заслуживает,

ну и конечно же,

пока)

Кстати, а за все время чтения этого текста, вы вспомнили, какая урна стоит у вас? Не вспомнили? Все правильно, значит урна хреновая. А вот фото интересных экземпляров просьба выкладывать сюда!

На этот раз точно пока)

Ярославские детали, Обыкновенный вещизм

Previous post Next post
Up