Конец старого ярославского планетария.

Aug 15, 2011 14:08

Целых два дня, 8 и 9 июля 2011 года в Ярославле происходили драматические события, от которых кровь стынет в жилах - на улице Трефолева с бывшего здания планетария отковыривали барельеф "ПЛАНЕТАРИЙ"

В принципе, никто не сомневался, что после переезда астрономов в новое здание на улицу Чайковского старый планетарий возвратится исконным владельцам - Казанскому монастырю.

Это здание Покровской церкви 1820-х годов постройки, вполне вероятно, оно и выжило в лихолетья советской власти только благодаря тому, что на сводах купола было идеально показывать звездное небо, и в 1948 году здесь разместился планетарий.

В 2010 году был выстроен новый планетарий, лихолетье прошло, и здание вернули в лоно церкви. Вполне естественно, что новые старые владельцы захотели немедленно всячески подчеркнуть наступление вселенской исторической справедливости:



Однако, подобная перетяжка смотрится совершенно неброско по сравнению с огромными буквами ПЛАНЕТАРИЙ по верху фасада. Надписи вступили в диссонанс, и остаться в ближайшее же время должен был только один.

И вот, 8 июля 2011 на пульт дежурного поступил тревожный звонок от городских активистов - некие мужики с лесов сдирают буквы. Уже погибли ПЛ, а скоро и АНЕТАРИЙ своей участи не избежит.

На место немедленно выехал наряд в лице одного человека, то есть меня. Это заняло около двадцати минут, и к моменту моего приезда оставался уже НЕТАРИЙ.



Колоритный бородатый мужик топором обрабатывал букву Н. Я начал фотофиксировать процесс на дорогостоящую высокоточную технику, но к сожалению, предоставить я его не могу, потому что я мудак и фотки просрал.

Пришлось ограничиться фотками плохого качества:



Безразличные грёзы, прощаясь одна за другой, улетают навечно, покинув ещё одного:



Пытаясь приостановить происходящую на моих глазах вакханалию, я вступил в контакт с бородатыми представителями безжалостного исторического Молоха

Надо было спасать хотя бы толику материального наследия города. В конце концов, я даже был в планетарии в 11 классе на уроке астрономии, у меня с ним многое связано.

Заинтересовав представителей Молоха материально, я стал ждать внизу хотя бы одну спасенную от уничтожения буковку.

Как выяснилось, барельеф сделан, судя по всему, из гипса, держащегося на тонкой арматурной конструкции в виде той или иной буквы. Гипс уже старый, ему уже 64 года, поэтому целиком буквы отодрать очень сложно - под топором они разваливались на куски.

На моих глазах раскололась на четыре части и упала к моим ногам буква Е.

Буква Т разломалась натрое.

Далее процесс приостановился на день, потому что рука с топором уже не доставала до буквы А, надо было двигать леса, и сложное действие было перенесено на следующий день.

К воскресенью, 10-ому числу, дело было сделано:



Буквы не только отодраны, но и следы закрашены, чтобы ничто не напоминало о проклятом светском учреждении.

Остатки буковок бережно убраны в мешочки, а потом будут бережно выкинуты



Но, оставив свои координаты, я рассчитывал, что хотя бы одну букву застимулированные старатели мне отдерут в целости. Так оно и вышло. На следующий день я обнаружил в своем телефоне 10 пропущенных вызовов, и понял, что ангажирование увенчалось успехом, буква снята.

Но какая? На фасаде оставалось символичное слово АРИЙ. Простенькая Р? "И" слишком сложная - развалится. И с козявкой сверху, то есть Й, выглядела покрепче.

Ни то, ни другое, не третье.

Мне досталась вторая в слове буква А.

Она изначально несколько отошла от фасада, даже я видел, и подцепить её топором было довольно просто.

11 июля с утреца я заехал на объект, где мне в авто бережно погрузили 64-летнюю ярославскую детальку:



Пока данный артефакт, напоминающий о целой вехе в жизни города, занял скромное место в коллекции подобной дряни - в углу по соседству с рельсом князя Белосельского, пистолетом, "негативным" автомобильным номером, архивным планом владения господина Соболева по Ильинской улице, и португальскими страховыми табличками, снятыми в Лиссабоне:



Параметры артефакта: длина 70 см, вес - около 12-13 килограмм.

Завершая эту бурную драму, следует заметить, что у меня присутствует легкое подозрение, что изображение планеты Сатурн над входом в православную обитель тоже может не устроить новых владельцев, так что и по поводу Сатурна удочки тоже закинуты, ждем звонка



Внутри здания экс-планетария коллекция сумасшедчины продолжила пополняться и эволюционировать.

Естественно, бравым бойцам топора и шпателя, отковыривающим надпись "ПЛАНЕТАРИЙ" с фасада, были оставлены контакты на возможное отковыривание Сатурна над входом, ну и вообще, на всякий случай.

Всякий случай не замедлил себя ждать на следующий же день.

- Ян, приезжай, у нас тут кое-что есть для тебя, провещала мне телефонная трубка, ну я и поехал.

Напомним, здание планетария изначально являлось церковью Покрова, зрелый классицизм, 1820-е, в 1947-1948 годах перепрофилировано под планетарий, если я не ошибаюсь, всего лишь шестой по счету в Советском Союзе. В 2010 году в связи с постройкой нового здания планетария, возвращено церкви.

Весь 2011 год из здания изгоняется планетарный дух, а после здесь будут возобновлены службы.

Вот это здание, смуглый уроженец восточных земель скоро приступит к уничтожению символичного слова АРИЙ:



Заходим вовнутрь, здесь тотальный разгром:



Последние годы Планетарий делил помещение с неким Провинциальным Колледжем, в связи с этим материальное наследие осталось богатое - и по образовательной части, и по космической. Организация отступала в спешке, как говорится, Конрад разрешил женщинам покинуть осажденную им крепость лишь с тем, что они могут унести на себе. Осталось много всякой ненужной хрени, которую выкидывают:



Видимо, невозможным представилось также вывезти и эти прекрасные сталинские статуи в новый планетарий, как говорится, китайский сайдинг и советский гипс не совместимы:



Конечно, это главные исторические персонажи советского космического мира, Джордано Бруно, пострадавший за идеи, изображен в момент расплаты:



И Галилео Галилей за любимым делом:



Если я не ошибаюсь, статуи имеют еще более раннее происхождение, в планетарий попали из ярославского антирелигиозного музея как творения, имеющие отношение к космосу.

Захватить статуи нахрапом не удалось.

Они будут переданы в некий "музей".

Будем надеяться.

В другом зале идет демонтаж созвездий. Они сделаны из нечто, похожего на холст:



При мне очередь дошла до Близнецов:



Обратим внимание на замечательную сталинскую лепнину, идущую поверху и обрамляющую дверные проемы:



Окошко касс смотрится сиротливо:



А вот и главное помещение - здесь был деревянный купол, на котором поколения школьников изучали звездное небо, под его сенью пили пиво, так как астрономию изучают в одиннадцатом классе, а в одиннадцатом классе жить можно. Сейчас этот купол уже демонтирован:



За куполом открылись остатки фресок, некогда покрывавшие своды храма:



Во фресках можно до сих пор угадать лики святых:



Сломанный купол вперемешку с хламом на полу демонстрационного зала:



Рядом с хламом на полу аккуратно выставлена цель моего визита.

Дело в том, что стены входного холла планетария отделаны роскошной сталинской гипсовой плиткой:





Входной портал в планетарий:



Когда рабочие сломали купол планетария, за ним, на импровизированном чердаке, обнаружилось некоторое количество НОВОЙ плитки. Очевидно, в 1947 году, в ходе отделочных работ, оказался избыток плитки, излишки закинули на чердак, "на потом". "Потом" наступило только в 2011 году.

Новехонькая плитка образца 1940-х годов:



Плитку аккуратно спустили с чердака на пол зала:



Естественно, я не замедлил придти к компромиссу и приобрести некоторое количество. В мире современных строительных отделочных материалов, где правит бал китайское безликое говно, сталинская плитка 1947 года, которой был отделан ярославский планетарий, вещь с душой, кажется настоящим сокровищем. Особенно, в таком весомом количестве.

Помимо плитки, на свет божий с чердака явилась коллекция фото-коробов "Освоение советского космоса". Фоток не сделал, представляет собой деревянную раму примерно 70 на 70 см, на раме слюдяная фотография между двумя стеклами. Короб вешается на стену и подсвечивается изнутри лампами - получается выставочный световой короб 70-х годов.

Не знаю, зачем мне пыльные короба 70-х, смахнув пыль с которых можно угадать Терешкову, Гагарина, конструкторское бюро Королева и корабль "Союз", но пусть будут.

В ходе нескольких заездов меня постоянно снабжали бонусами, питая живительной субстанцией мою треш-коллекцию.

Куски лепнины (белая - тоже новая, с чердака, покрашенная - разломанная из холла):



Непонятного предназначения лопатка, выкопанная рабочими при проведении земельных работ рядом со зданием планетария:



Похоже на лопатку для торта, но украшена больно богато и характерным орнаментом. Не исключено, что это церковная утварь (вероятно, лопатка для подачи просфор при причастии?).

Ну и под занавес мне вручили две коробки с книгами, также обнаруженными в пыльном углу чердака:



Советские учебники следует оставить детям, хорошая вещь. На этот атлас для 10 класса я помнится молился, еще будучи второклассником, борьба за передел мира в начале XX века, вещь, вызубрил наизусть, как там... "Стратегические континентальные железные дороги (Багдадская и Каир-Кейптаун"), и "Массовый расстрел коммунаров на кладбище Пер-Лашез"



Куча интересных диафильмов. Новосибирск, Казань, флора Северной Америки, географические открытия, тема!



А вот и сам проектор появляется на свет божий из недр пыльной коробки, уже редкость:



Будет чем заняться томными зимними вечерами в кругу семьи - темно, мерцает изображение на простыне, семья смотрит советскую Казань - что может быть лучше, мечта!

Ну и главный приз ждал на самом дне коробки - книги по краеведению, которых у меня в собрании не было:



На этой мажорной ноте мы и заканчиваем наш общий визит по зданию уже бывшего планетария в исторический момент его падения. Прошлого не вернуть, надо хранить то, что имеем.

Спасибо что были с нами,

любите свой город,

и конечно же,

пока)
Previous post Next post
Up