Велошатание №2. Дядьково. Продолжение.

Aug 10, 2011 01:01

... наконец-то продолжаем

Итак, вместо устья реки Дунайки я наткнулся на длинный забор, установленный капитанами.

За заборам виднелось несколько мачт, белели свежепривезенные катера, а на выходе стоял отработанный материал:



Следуя вдоль забора к Волге, можно убедиться в том, что в Волгу он и обрывается. Кстати, а вот и она, Волга-Волга, mother-Volga, Volga russkaya reka:



Капитаны не очень заинтересованы в том, чтобы кто-то нарушал их покой, импровизированный забор продолжается и в воде:





Правда, по воде и его можно объехать на веле, но посмотреть на устье Дунайки все-таки не было целью №1.

Вот своеобразная "стрелка", которую формирует небольшой полуостров на месте впадения Дунайки в Волгу. По идее, капитанам было бы здесь оптимально поставить крепость с пушками, охраняющую вход в гавань.

Но на стрелке в виде охраны стоит будка с содержимым, которое при виде меня, висящего на колючей проволоке, начало утробно лаять, аж будка начала подпрыгивать. За будкой, внизу - устье:



Помимо собаки, капитанский покой охраняют дополнительные силы:



Здесь же стоит старый, но несколько подлатанный, дебаркадер:



По идее, можно было попытаться посмотреть на устье с другой стороны реки, там стоит цех судостроительного, но решил отложить на время, направившись в противоположную сторону, на железнодорожную станцию Пристань.

На спутнике видно, что же происходит в устье. Там, в уютной гавани, затихарился пиратский флот капитана Генри Моргана, прячущийся от карательной эскадры Его Величества:



По картам Яндекса и Гугла, сделанные в разные годы, можно проследить эволюции Клуба Капитанов и его гавани. Так, здесь уже появился забор, гавань расширена, но на стрелку и к устью пока подобраться можно. На данный момент отгорожена и она:



Со спутника подобная гавань в устье, по большому счету, ручья, кажется несколько неестественной. И верно, есть объяснение. Дело в том, что на рубеже XIX-XX веков, после того, как ярославские порты и пристани перестали вмещать всех желающих, здесь были проведены серьезные земельные работы.

В устье реки Дунайки была обустроена гавань для зимовки судов. Устье было расширено и углублено. Перед нами (вернее, под нами) - именно эта гавань, только обретшая вторую жизнь в виде стоянки катеров и яхт.

Подобные искусственные гавани вековой давности, обустроенные в ручьях и реках - притоках Волги - обычное дело. Многочисленный речной флот должен был где-то зимовать, и местом таких зимовок выступали устья притоков, которые, по мере роста судоходства и увеличения габаритов судов, углубл@ли и расширяли.

В Ярославле флот зимовал в устье Которосли, затем значительная его часть уехала на Дунайку, но самые грандиозные сооружения во всем Верхневолжье были устроены в Рыбинске - в устье речки Черемухи, там и до сих пор сохранилось неплохое инженерно-техническое наследие.

Ну и вообще, здесь, в устье Дунайки, еще век назад бурлила жизнь, десятки судов, товары грузятся с ж.д. на суда и обратно, тысячи людей, склады, пакгаузы, нефтеналивные ямы, лес, зерно, одно слово - кипит работа.

Нынче тут малолюдно:



Давайте вернемся к старой карте. Здесь показано, насколько плотно был поделен ныне пустынный берег:



Я сейчас стою ориентировочно на месте причалов "Общества "Мазутъ", красная точка. Вокруг меня чьих причалов только нет, и пароходства "Кашинъ", пароходства Курбатова, пароходов Братьев Каменских, Любимова, причал неких "коммерческих агентств", причал легендарного пароходного общества "Самолетъ", причал общества "Надежда".

Кстати, общество "Надежда". Их причал находился ориентировочно здесь:



Оно особо интересно мне, потому что напрямую имеет отношение к моему увлечению - дореволюционному страхованию. Изначально "Надежда" - солидная страховая компания, основанная аж в 1847 году и имевшая отличную репутацию. В этом велошатании не будет ни одной найденной страховой таблички, ни одного следа от неё, так что давайте воспользуемся возможностью, табличка "Надежды":



В 1896-1900 году страховое общество решило вложить денежки в еще одно дело (так поступали ряд страховых компаний - свободные капиталы вкладывали в недвижимость, ценные бумаги, бизнес), и приобрели пароходную компанию, назвали, конечно, так же, "Надежда".

Это и привело к банкротству всей компании - дело оказалось нерентабельным, убыточным, вели его криво (наверное, с непривычки, полезли не в свой огород), и страховая компания "Надежда" в начале XX века обанкротилась, разбираясь с исками вплоть до 1918 года, когда она наконец и почила.

По некоему совпадению, на следующий день после моей прогулки в районе бывшего причала этой компании, ко мне прибывает прикупленный мною в Москве артефакт, от которого можно писать кипятком:



Это пароходное расписание компании "Надежда" образца 1901 года, оно либо плавало на пароходах, либо висело на пристани (вполне вероятно, что на нашей, ярославской!)

Кладезь информации, просто чума, расписание на весь фарватер Волги, который делился на два направления - от Рыбинска до Нижнего и от Нижнего до Астрахани.

Так, можно увидеть, что например, пароход "Аризона", вышедший из Рыбинска в 3 часа дня, в 6.30 вечера уже был в Романово-Борисоглебске (Тутаеве), в 8.30 - на причале в Норском, полдвенадцатого ночи - на пристани "Ярославль", а в час ночи - на "нужной" нам пристани, "Ярославль-Ветка"! Кострома - в 8 утра, и так далее.

Длительность переходов связана с тем, что в крупных городах пароходы стояли подолгу, зачастую по несколько часов. Существовали и экспресс-пароходы, которые почти нигде не останавливались, а вот на таких вот судах, как у общества "Надежда", можно было неспеша прокатиться по Волге, гуляя по паре часов в крупных городах.

С комфортом, вон на расписании реклама:

"На речных пароходах имеются: аптечки, ванны, новые журналы, постельное белье, газеты, рояли и библиотеки"

О Как! После ванны с новым журналом из библиотеки - и за рояль!

Любопытны и названия судов, среди них, помимо традиционных, большое количество названий американских штатов, и просто иностранщины. Последнее объясняется просто - на рубеже XIX и XX веков была мода на импортные названия. В любом захолустье, в самом последнем Пошехонье, был кабак с названием "Парижъ" или "Лондонъ", да далеко ходить не надо - одна из лучших гостиниц Ярославля называлась "Бристоль" - а ведь это название обычного английского города, просто звучало красиво и романтично!

Американские штаты тоже объясняются - общество "Надежда" накупило пароходов так называемого американского типа. Вот и сновали между Рыбинском и Нижним "Аризона" и "Флорида" (ожидаются новинки - "Алабама" и "Аляска"!), а между Нижним и Астраханью - вообще "Нiагара", "Миссури", "Ориноко" и "Христофоръ Колумбъ"

Ныне от всего этого великолепия осталась лишь одна пристань, но на ней, удивительно, идут погрузо-разгрузочные работы:



Да и вообще, на Волге тут пооживленнее, нежели в центре города. Наверное, значительная часть судов, идущая с низов Волги и разгружающаяся в городе, следует сюда и до Речпорта, а дальше мимо центра наверх по течению идет только транзит, а его уже немного.

Раньше, когда я был ребенком, в 80-е, Волга была не в пример оживленнее - проезжая по заволжскому мосту, я всегда видел в его окрестностях минимум два судна, следующих навстречу друг другу, и все гадал, столкнутся они или разминутся, или что будет, если подгадать момент, и прыгнуть с моста на палубу. Всегда любил воду и корабли.

Вот и сейчас, достал свой объектив и давай фоткать фарватер:



Идет в верховья:



Трафик:



Это же прям какой-то Роттердам!



От пристани отвалилась старенькая "Москва", и тарахтя, поползла наверх по Волге:



Подумал, дождаться что ли следующей и прокатиться до центра, ведь все цели достигнуты, но подумал, что рановато, проедусь ка я по течению Дунайки и попробую проползти по туннелю под проспектом Фрунзе.

Высотные дома на Среднем поселке - рукой подать. Как и до палатки на самом берегу:



А вот по тому берегу на скорости проходит катер, наверняка из этих, капитанов:



Так я и думал. Синие капитаны катают девочек:



За мной на пригорке сидит мужик с армейским биноклем, и тоже пристально изучает содержимое. А я проезжаю чуть дальше вдоль берега, на железнодорожную станцию Пристань. Вот она:



Забираюсь на насыпь, тут стоит тепловоз, никого нет:



Старая, заброшенная ветка от ветки идет на саму пристань, раньше здесь грузили бетон:



Заканчивается путь символично:



Рядом с пристанью на берегу - подобие места отдыха соотечественников, в таких местах надо предельно осторожно ехать - в местах отдыха - самая большая вероятность проткнуть колесо осколком от бутылки.

Царь горы:



Счастливые прокопченые детишки:



Здесь же, рядом со станцией Пристань, на отшибе, в леске, находится государственная ветлечебница:



Ни одного человека, на заднем плане в сумраке ухает раненая выпь. Заскрипели старые ворота. Здесь очень хорошо снимать "Кладбище домашних животных - 6"



А вот и сама ветлечебница, ворота открыты, ни души кругом. Ветлечебница хороша уже тем, что это единственное кирпичное здание в округе, хоть как-то претендующее на звание исторического:



Скорее всего, это 1920-е годы (максимум), вероятно, и раньше. Однако, поздняя пристройка к более старому объему строения тоже оригинальна, в первую очередь обрамлением окон:



Ну и всё... отруливаем от Волги-матушки... "главной улицы России"

прощальный взгляд на обширную Торговую площадь... некогда торговую:



... и по Тормозному пересекаем узенькую Дунайку:



На месте этих домов, судя по картам, некогда и находилась основная часть сельца Дядьково:



Дядьково было вполне себе старой самодостаточной деревней с многовековой историей, и именно поэтому популярная легенда что название появилось из-за "дядьки" - бригадира портовых грузчиков, никакого отношения к реальности не имеет.

Ручей Дунай, он же речка Дунайка, раньше назывался Дядьковским (Дятьковским) ручьем. Течет он в овраге с довольно крутыми берегами, а сверху, на ровной поверхности, и стояло сельцо.

Здесь когда-то находилась основная часть села и улица "Набережная Дядьковского ручья", упраздненная в 1957 году:



У ручья довольно давно существует и народное название, ныне ставшее официальным - Дунай.

По одной из вариаций, так его стали называть после Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, в которой мы по официальной версии впряглись за угнетаемые православные народы Балкан - сербов, болгар и иже с ними, и в которой мы одержали победу.

Выигранная война была довольно популярна в народе, помогли своим, выиграли у турка, радость же, это нашло отображение и в наименованиях самых разных объектов. В моде была "балканская" тема - объекты называли в честь мест русских побед на Балканах, географических объектов в тех местах, и тому подобное. Так и стал ручей называться Дунаем - в честь реки, на которой наши войска одержали ряд побед.

Кстати, самый яркий ярославский пример, дань моде той послевоенной поры - "Балканская звезда"

Сейчас сельца Дядьково практически нет в живых, на этом берегу не осталось ни одного деревенского дома. Выжила только одна улица на противоположном берегу (Ильинская), на этом же все дома были снесены при строительстве жилых кварталов для рабочих судоремонтного завода. Новостройки унаследовали название сельца, а на месте старого села, на берегу ручья-речки, сейчас находится подобие выгулочной зоны:



Здесь неплохо сохранились советские игровые площадки. Железные, антивандальные, пуленепробиваемые, бронебойные, негорящие, неубиваемые.

Эти "глобусы" я отчетливо помню, они всегда были переполнены висящей и качающейся детворой. Суровы были эти уличные "тренажеры", но за неимением другого, детская общественная жизнь во многом проходила здесь. На таких площадках прошло детство подавляющего большинства советских детей.

Своей смертью они почти не гибнут, потому что такое простоит тысячу лет, а умирают смертью неестественной - их спиливают и сдают на лом. Поэтому остается их все меньше и меньше, но в Дядьково еще прилично.

Висящая лестница:



При взгляде на неё в голове мелькают западноевропейские средневековые гравюры из серии "Инквизиция". В ряд: "Испанский сапожок", "Железная дева", "Дядьковская лестница".

Колья, наверняка, сделаны из осины.

Спускаемся вниз по тропинке, к мостику, некогда связывающему две части сельца:



Нынешний мостик довольно молод годами. На таких мостиках, зачастую, проходит общественная жизнь местного актива - актив всегда тянет к воде. Думаю, наверняка на перилах есть фольклор и наскальная живопись. Так и есть.

Как непатриотично, фи. Дунайка - говно:



Однако, при ближайшем рассмотрении, выясняется, что говно не только Дунайка, но и некий Костя:



Поднимаемся назад, двигаемся дальше вверх по течению ручья, по рекреационной зоне дядьковцев. Я, как человек, к дядьковцам и Дядьково имеющий крайне слабое отношение, с удивлением обнаруживаю следы того, что зона некогда выглядела очень даже ничего себе регулярным парком. С клумбами, скамейками, урнами, спортивными площадками, и вышеупомянутой железной детской развлекаловкой. Только вот деревьев немного.

Сейчас все выглядит как большое поле с асфальтовыми дорожками, однако, среди зарослей угадываются четкие прямоугольники клумб с бордюрами, сейчас похеренных:



И верно, если на поле с пыточными советскими аппаратами посмотреть опять-таки с приснопамятного спутника, вырисовывается прямо-таки регулярный парк, просто Дядьковский Версаль:



Как мы видим, Версаль зажат между Дунайкой и улицей Ярославской, о названии которой тоже стоит сказать пару слов. Казалось бы, такое представительное, общегородское название, Ярославская улица, а находится хрен знает где, на окраине города. Однако, этот факт тоже объясним, равно как Дунайка, Тормозное, Шпальная, Суворовский, ну и вообще, у любой веревочки можно найти не только кончик, но и начало.

Практически в каждом мало-мальски населенном пункте в радиусе этак ста верст от Ярославля существует, или существовала улица с названием "Ярославская". В подавляющем большинстве случаев это бывшая (а часто и нынешняя) дорога на наш город.

Была такая дорога-улица и в сельце Дядьково. Топоним остался после включения Дядьково в городскую черту, так и стало поселковое название улицы общегородским.

Мы продолжаем прогулку по полю с железным детским ретро-развлеконом. Агрегат, знакомый каждому советскому мальчику - барабан:



Сколько споров было здесь заключено, "кто дольше не свалится", сколько часов проведено, сколько зубов потеряно, сколько потом снились мальчикам эти бегающие досочки в барабане, которые как назло еще были выкрашены в разные цвета, для достижения галлюциногенного эффекта.

Не удивлюсь, что барабаны пытались поджечь (видно на фото) именно те самые мальчики, нынче взрослые мужчины, которым бегающие досочки снятся десятилетиями и не хотят отпускать.

О, а вот и новый аппарат советской детской инквизиции - гильотина:



Смех смехом, но на таких нехитрых железных игровых тренажерах вырастали брутальные, настоящие мужчины. Дети, воспитанные на этих суровых металлических перекладинах, глобусах, качелях, ракетах и каруселях, в любой момент могли за сутки достичь Бонна, через двое быть у Парижа, а далее с ножами в зубах кинуться в Атлантический океан, пересечь его, и в предельно короткие сроки закрепить плацдарм под Вашингтоном.

Однако, вернемся в Дядьково, улица Ярославская, равно как и игровые площадки, почти закончились, вот уже и виднеется проспект Фрунзе.

Почти у самого Фрунзе через Дунайку перекинут еще один пешеходный мостик, судя по информации, восстановленный недавно:



А вот и проспект Фрунзе. Самая длинная улица в городе. Несколько лет назад, когда не было всяких яндексов и прочих гуглов, мы с другом занимались очень важным и полезным общественным делом - искали самую длинную улицу в городе. Ездили на машине и замеряли километраж.

Удивительно, но в городе оказалось две улицы (от знака "Ярославль" до окончания) с одинаковой длиной - это Ленинградский проспект и проспект Фрунзе - каждый в черте города тянется на 8 километров 100 метров. Но конечное преимущество за Фрунзе - потому что он продолжается и за знаком "Ярославль", заканчиваясь только у окружной дороги, а Ленинградский за знаком превращается в трассу Р-151 на Рыбинск. Целиком проспект Фрунзе в длину имеет 9,4 километра.

Вот какую важную, нужную для города информацию мы добыли с другом, потратив несколько часов.

Нынче проспект Фрунзе широк и прям, как стрела.



Прямость отчасти объяснима - в том месте, где я на него выскочил, была взлетно-посадочная военного аэродрома, ныне ликвидированного. Проспект был проложен прямо по ней. Отсюда, собственно, и название "Сокол", ну да обо всех этих летных прелестях и прелестях среднего класса мы расскажем когда-нибудь позже.

Никто не задумывается, мчась по такому без пяти минут автобану, что мощный, ревущий, бурлящий поток речки Дунайки течет под проспектом, спрятанный в трубы. Большинство местных об этом знает. Еще меньшее количество знает о том, что по этим трубам можно пройти прямо под проспектом. И лишь избранные дурачки проделывали это воочию.

Вперед!



Склоны очень круты, более 45 градусов, но нет препятствий патриотам, даже с велом.

Пара минут пыхтения, велосипед, чуть не упавший на голову, и я внизу, у подножия проспекта Фрунзе, места, где из трубы выплескивается Дунайка, дядьковская Ниагара-Фоллс так сказать, надо брать бабло за просмотр:



Труб всего пять, но настоящий поток течет лишь по двум левым. В две же правых легко, почти в полный рост может пройти человек с велосипедом, светить можно телефоном и вспышкой фото, а воды почти нет, тоненький ручеек можно оставить между ногами:



В голове крутится реляция Суворова Павлу I о взятии Чертова Моста в Швейцарии, кое что из нее в тему:

Войска Вашего Императорского Величества прошли через тёмную горную пещеру, заняли мост, удивительной игрой природы из двух гор сооружённый и проименованный Тейфельсбрюкке. Оный разрушен неприятелем. Но сие не останавливает победителей, доски связываются шарфами офицеров, по сим доскам бегут они, спускаются с вершины в бездны и, достигая врага, поражают его всюду… Утопая в скользкой грязи, должно было подыматься против водопада, низвергавшегося с рёвом и низрывавшего с яростью страшные камни и снежные и земляные глыбы, на которых много людей с лошадьми летели в преисподние пучины…

Из реляции в моей ситуации больше всего актуальны фразы "утопая в скользкой грязи" и "много людей с лошадьми летели в преисподние пучины"



Зато воочию понимаешь смысл выражения "свет в конце тоннеля"

Я под самым проспектом Фрунзе, сверху несутся машины:



А вот и выход на другой стороне проспекта:



Здесь же недалеко Дунайка, которой так много я посвятил в этом рассказе, перегораживается бетонной плотиной, образуется обширный пруд:



Очередной пешеходный мостик над плотиной:



Если я не ошибаюсь, народное название пруда, места так сказать отдыха дядьковцев - Босяга. Этимология слова мне неизвестна.

И верно, у пруда сооружены некие лавочки-качели, на них дружными рядами сидят дядьковцы и задумчиво смотрят в тинистую гладь:



На этой мажорной ноте "Дядьковское" велошатание закончено.

Яночка, пора домой, надо ку-у-ушать, уже восемь часов, все ребята уже давно доо-о-ома.

По проспекту Фрунзе мчимся минут 20 на скорости - и центр города.

Почти все цели достигнуты, попутно зацеплено еще несколько объектов, включая тоннель под проспектом Фрунзе, по которому я однажды уже лазал, когда был молодой и глупый.

Не достигнутна лишь одна цель - устье реки Дунайки так и не увидел Яночкин глаз. Но мы доберемся и до него, Клуб капитанов еще откроет нам свои врата.

Ну и вместо эпилога.

Этим же вечером в уже упомянутом ресторане "Персона" на открытом воздухе я заслуженно вкусил бокал нефильтрованного. Вопрос к официантке:

- А что у вас вот везде на логотипах, меню, символике, везде под названием ресторана написано "Клуб капитанов"? Что это значит?

- Да мы все уже обсуждали, но никто не знает. Ничего не значит. Думаем, это написано просто так. Для солидности.
Previous post Next post
Up