Деталь 4.
Где: г. Санкт-Петербург, наб. Кутузова
Что: колесоотбойные тумбы
Фото:
Комментарии:
Колесоотбойная тумба - неотъемлемая часть городского пейзажа XIX - начала XX века. Как следует из этимологии слова, предназначение такой тумбы - отбивать колеса. Транспорт был гужевым, в связи с чем назревали две проблемы:
1. Лошади и экипажи давили пешеходов.
2. Слабоуправляемые экипажи и повозки шаркали недвижимость.
Для решения первой проблемы тротуары согласно постановлению правительства начала XIX века стали отгораживать рядами тумб, сделанных из камня или чугуна. Такие тумбы мало где сохранились (хотя у меня в коллекции есть пара таких рядов), их полностью вытеснили асфальт и бордюры.
А на этом фото классический пример решения второй проблемы. Повозку или экипаж при повороте в арку с улицы заносит - оп, и дорогостоящий отделочный материал шаркается и скалывается. А если стоит такая тумба, то и угол захода кучер выбирает другой, и колесо если что от драгоценного угла отобьется. Для столицы это было более чем актуально - особняки и дворцы то в центре отделаны мрамором, гранитом. Поэтому именно в Питере таких тумб сохранилось приличное количество, да и арок там множество.
Деталь 5.
Где: г. Санкт-Петербург, наб. Кутузова
Что: колесоотбойные тумбы
Фото:
Комментарии:
Колесоотбойные тумбы делались, как правило, из камня, на самом рубеже XIX-XX века - из чугуна, если хотели, чтобы было совсем изящно.
Здесь, на мой взгляд, самое интересное решение - в качестве таких тумб в землю закопаны стволы пушек.