МХАТ имени Горького,
"Васса Железнова"...
.... наверное впервые за долгое время, попала на спектакль, где история, разворачивающаяся на сцене, обрушивается на тебя сразу. Есть ощущение, что ты заглянул в чужое окно, за которым идёт чья-то жизнь, только очень уж неприглядная эта жизнь. Жизнь, где пьянство, разврат, избиение беременной жены и смерть малолетних детей является обычным делом. Всё показано настолько обыденным, что становится страшно за героев, которые живут в этом кошмаре и уже даже не замечают этого. Они лишь стараются держать лицо и скрыть от общества истинную картину. Главное - внешние приличия.
Положительных героев нет. Разве что младшая дочь Людочка, да и та скорее блаженная, спрятавшаяся от окружающего ужаса в свой придуманный мир. Вроде бы она готова всех любить, но лишь только до той поры, пока в придуманный ею мир не начинают вторгаться. Она спряталась, ибо не выдержала действительности. Она единственная, кто в конце будет оплакивать мать. И от этой сцены у меня долго стоял ком в горле.
Вторая дочь Наталья, обозлившаяся на всё, тихо спивающаяся и уже ничего хорошего от этой жизни не ждущая. Иногда в ней мелькает что-то живое, человеческое. Вот она уговаривает Рашель выкрасть собственного сына, дабы вытащить его из этого всего, или пытается оберегать сестру, но все это ненадолго, мимолетно. Есть момент, когда она словно оживает, когда мать хочет отправить её за границу. Ей будто бы начинает казаться, что ещё возможно что-то изменить, но мать умирает раньше и эти планы вряд ли сбудутся, так как сил самостоятельно что-то менять в своей жизни у неё нет.
Даже приехавшая из-за границы бунтарка и революционерка Рашель, не является положительным образом. Да борется, но за что и против кого? И почему главной жертвой этой борьбы становится её собственный сын. Бороться против класса вообще, не вдаваясь в частности, толком не зная, тех людей против которых борешься, бросая при этом собственного сына....очень странно на мой взгляд.
Казалось бы и главная героиня, выскочившая замуж по большой любви в шестнадцать лет за весёлого, бравого капитана и оказавшаяся в кошмаре созданным разгульным пьяницей мужем, тоже должна была бы повредиться в уме, спиться, обозлиться или сломаться. Ибо мир, где тебя избивает и унижает муж, устраивая из дома практически бордель. Мир, в котором ты хоронишь одного за другим шестерых детей, вот-вот потеряешь седьмого, а две оставшиеся дочери настолько покалечены пережитым, что вряд ли от этого оправятся. Мир, где тебя не способен защитить твой собственный брат, да и не только не старающийся защитить, но ещё и пытающийся тебе всячески напакостить, подколоть, задеть. Такой мир невозможно вынести. Однако же, вынесла, и теперь тащит на себе все и всех. Вассу Борисовну нельзя назвать злой или жестокой. Она всего лишь выживает как может. Выживает, уговаривая мужа принять смертельный порошок, когда уже никакими взятками не удаётся не допустить над ним суда. Выживает, когда закрывает глаза на странную смерть горничной Лизы. Выживает, давая взятки. Даже, планируя донос на невестку, она лишь пытается выжить. Её поступки сложно оправдать, но другого способа выжить она не знает. Будничность тона, каким она рассказывает кусочки своей жизни, пугает больше её поступков. Она уверяет, что старается ради детей, но я не уверена, что это так. Ибо будучи сильной от природы, видит, что детей уже не вытащить, слишком уж они покалечены пережитым. Остается ещё надежда на внука, но и его она планирует воспитывать не сама, а нанимая учителей. Вырастет ли счастливым этот по сути брошенный мальчик. Чья мать и бабушка заняты каждая своим делом.
Татьяна Васильевна Доронина в этой роли очень убедительна. Её тембр, тон, взгляд, поворот головы... все работает на образ. Тяжёлый спектакль, благодаря ей, проходит на удивление быстро. Оторвать от нее взгляд невозможно. Удивительно, но на сцене она выглядит не сильно старше возраста своей героини, настолько сильна её энергетика. У меня нет слов, чтобы рассказать о своих впечатлениях о ней, но я очень благодарна за то, что удалось это увидеть и пережить.
Есть только одно но, иногда она говорит очень тихо, а акустика в зале такая, что любой шорох в зрительном зале, становится очень заметным и громким. И в этот момент, очень стараешься податься вперёд, чтобы не пропустить ни слова, вот только боюсь, что не всем это удается. Публика в зале, по большей части возрастная и им не слышно. Передо мной сидела пожилая пара, где жена периодически нашептывала мужу о чем речь.Но это всё же про особенности зала.
Большое спасибо сообществу
moscultura проекту
Москультура и
tushinetc за это предновогоднее чудо.