Сразу начну с того, что я имею очень поверхностное знание того, что такое балет. И по-большей части, это общепринятые стереотипы: балет-это масштабно, красиво, без слов, артисты на пуантах, не всегда понятно, много воздушных прыжков со странными названиями и тому подобное...Ибо для того, чтобы любить и понимать, надо хотя бы ходить и смотреть, а с этим как-то не складывалось. Была несколько раз достаточно давно с дочкой в театре Натальи Сац и на Кремлевской ёлке, и всё, что об этих визитах я помню, это её вопрос "А кто из них Чиполлино?". Поэтому, увидев приглашение сообщества
moskva_lublu в театр
"Балет Москва" , мне стало очень интересно. Во-первых, я про него читала пост человека, который в этом разбирается, а во-вторых я очень люблю
центр Мейерхольда .
На официальном сайте театра про спектакль было коротко: ОТБРОСЬТЕ ПРИВЫЧНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ И ПРОСТО НАСЛАЖДАЙТЕСЬ БАЛЕТНЫМ ИСКУССТВОМ. И сейчас после просмотра, мне кажется, что это очень правильная аннотация. Мои стереотипы в этом театре не работали. В центре Мейерхольда нет больших залов, там даже помост отсутствует, вместо него есть пространство сцены, отделенное от первого ряда узким проходом, а значит масштабное и далекое становится камерным. А ещё в этот спектакль пришёл звук, не музыка на которое положено действие, а именно звук, как средство передачи эмоций. Это очень странно. А во втором действии на сцене появляются и музыканты, они не отделены оркестровой ямой, они часть действия. И это ещё один разрыв шаблона. Также как и отсутствие пуантов, балетных пачек и многого другого, чего ждёшь от балета. Вместо этого есть очень искреннее действие, которое не отпускает, заставляет по-другому посмотреть на привычное. И очень жалко, что оно так быстротечно.
Отделение первое "Медея"- в последнее время, мои младшие дети довольно часто слушают аудиосказку про Аргонавтов и их поход за Золотым руном. Красивая история про героя Ясона, которому помогает красавица Медея. История для детей, поэтому заканчивается она на том моменте, когда все вернулись домой с победой и будут жить долго и счастливо. Взрослые, знают, что хорошего конца у этой истории не случилось. Жили долго, но вот совсем не счастливо. В спектакле представлено современное развитие истории про него и её. Она уже не молода, но ещё очень грациозна. У неё старомодный диван, абажур, практичный пучок, офисный наряд и тот самый затягивающий быт. Поэтому и воспринимается она уже не как возлюбленная героя, а как его заботливая мама. Людмила Доксомова очень органична в этой роли. Её боли веришь. От неё сложно оторвать взгляд. И очень тяжело от понимания того, что уже ничего не наладится. Особенно в момент, когда она не то отпускает, не то выгоняет героя, предварительно одев его в своё пальто.
Он же ещё молод и его как будто бы не касается быт. Он скорее гость в этом её старомодном мире. Но что-то мешает ему уйти совсем, то ли былые чувства от которых осталась лишь тень, то ли благодарность за то, что она ему отдала лучшие годы. Вот и мечется он между ней и новой возлюбленной. Он как бы уже не здесь, но ещё и не там. И от этого ещё страшнее, это как тот хвост, который отрубают по частям.
Новая же возлюбленная настолько хороша и выделяется из окружающего мира героев, что воспринимается не злодейкой-разлучницей, а наивной девочкой, непонятно как попавшей в это пространство. Она могла бы быть дочерью героев. У неё могло бы быть своё "долго и счастливо" и своя сказка. Вместо этого она втянута в чужую историю и у неё тоже не выходит это "счастливо". Это её крик разорвет впервые балетное безмолвие. А её смерть воспринимается не столько смертью человека, сколько гибелью этого не состоявшегося счастливого конца.
Второе отделение "Эквус". Здесь тоже обратная сторона красивой сказки. Что стоит за красотой и видимой лёгкостью балета - тяжелый каждодневный труд. Пахать, как лошадь - и возможно получится красивая сказка. Работать на пределе возможностей и тогда зритель вряд ли задумается о том, чего всё это стоит. Маленький зал и отсутствие помоста позволяет ощутить непосильный труд балетного артиста и максимально близко увидеть процесс создания красоты. Пот и натянутые жилы, но несмотря на это нереальная красота нечеловеческих возможностей. Спасибо за то, что так максимально открыто и честно. Это не мешает волшебству сказки - это заставляет задуматься, что нужно сделать для того, чтобы она случилась.
Очень хочется отметить музакальное сопровождение спектакля. Затягивающие и погружающие в первое действие «Второй снег на стадионе» и «Весна в январе» Павла Карманова и являющийся неотрывной частью второго «Equus» Алексея Айги
фото взяты с официального сайта театра. За приглашение огромное спасибо сообществу
moskva_lublu и лично
pamsik .
Посмотреть фрагменты спектаклей и выбрать можно
здесь на видео канале Youtube театра