"Новогодний побег игрушек"- спектакль
театра Российской Армии. Сам театр для меня новый - внутри очень красиво и как-то торжественно. Много ёлок и все разные. Анимация для детей, не совсем та, что представлялась мне по анонсу и на которую мы так спешили с утра. Федька потом долго недоумевал, зачем я притащила его на сорок минут раньше сказки. "Ты же говорила: "опаздываем", а ещё даже звонка нет", Ну да, тащила-то в снежковый тир и боб живьём показать. Ну да ладно. Тем более, что пират внутри был прекрасный, да и царь с принцессой тоже. Возможно, это связано с отсутствием снега на улице, вот и пришлось кататься на воображаемых лыжах и коньках, вместо снежной мишени. А может мы её просто не нашли, так как были всего в двух лучах из пяти.
Для Федьки это ещё и первый большой театр. Театр, где есть такие новые для него понятия как партер, амфитеатр, балкон...не так глобально как вчера в ЦСКА, но сильно больше привычных "А-Я" и "Вернадского 13". И это именно театр. Програмки- очень мило сделаны, внутри кросворд на тему сказки. Было очень забавно наблюдать, как дети заполняли его после спектакля на спинах друг друга по пути к метро. Никакого поп-корна и мороженого в фойе, которые потом потекут в зал. И это тоже, на мой взгляд очень важно. Тяжело, особенно ребенку, внимательно смотреть на сцену, когда сосед хрустит пакетиком с едой.
В основу истории взят сюжет Джанни Родари, вот только создатели перенесли действие в Ярославль и хоть время и не указано, но судя по дизайну магазина "Добрая фея", оно вполне может происходить в наше время. От этого, лично для меня и так непростая история про возможное голодное детство, стала ещё страшнее. Одно дело, когда это про то, что было давно и в далёкой стране, и совсем другое, когда всё происходящее твой современник и происходит здесь и сейчас.
И так, Ярославль, приблизительно наше время, магазин игрушек "Добрая фея". Образ Клеопатры Львовны, тоже несколько отличается от того, что в книге. В спектакле это пытающаяся разбогатеть энергичная дама средних лет, устранившая конкурента в лице Деда Мороза, который дарил подарки просто так, и пытающаяся продавать втридорого игрушки. Вот только продавать их особенно некому. Слишком много бедных людей в Ярославле, так что нельзя сказать, что её бизнес успешен. У Родари же, фея при ближайшем знакомстве оказывается не такой уж и вредной. Она так же бедна, как и прочие жители, вынуждена игрушки покупать и поэтому не может их дарить, ибо тогда их не на что будет купить в следующем году. Кроме того, в конце она ещё и делает доброе дело, пристраивая мальчика на работу в свой магазин, что намного лучше, чем шататься по холодным улицам и продавать газеты.
Скажу честно, мне до последнего верилось, что Клеопатра Львовна тоже исправиться. Слишком уж она обаятельна в исполнении Романа Богданова. Вообще за тандемом феи и служанки наблюдать было очень интересно. Поют, шутят, на мётлах летают.
В магазин "Добрая фея" перед Новым годом приходит мальчик Серёжа, напомнить фее о том, что ему очень хочется поезд "Голубая стрела". Вот тут-то она и открывает мальчику всю правду о том, кто платит за игрушки и почему он их не получил в прошлом году и соответственно не получит в этом. В этот момент я внутренне содрогнулась: сейчас мой шестилетний наивный мальчик узнает всю правду о подарках на Новый год и о том откуда они берутся под ёлкой. Но нет. Мальчик не догадался. Может потому что в спектакле всё-таки есть Дед Мороз, который именно дарит подарки, а не приторговывает ими, а может потому, что эта правда, ему пока не нужна.
Серёжа уходит, фея в растрепанных чувствах закрывает магазин, а тем временем игрушки решают устроить побег и уйти жить к Серёже на поиски которого и отправляются.
Путь долог, тяжел, полон опастностей и встреч с другими бедными детьми. Их оказывается очень много в Ярославле. Тут и мальчик, ночующий в подвале, и девочка у которой даже личного подвала нет и она замерзает на лестнице, и даже дети полицейского, которые бы тоже не получили бы игрушек, не освободи Серёжа Деда Мороза.
Сцены встреч и прощаний очень трогательны. В какие-то минуты, во мне просыпался образ самой страшной сказки моего детства "Девочка со спичками" и в горле появлялся комок. Опять-таки во многом из-за того, что все происходит здесь и сейчас, а не когда-то в далёкой стране. Голодные и замерзающие дети остаются до сих пор, подарки бывают не у всех, и вообще счастливый конец возможен не всегда.
Не знаю понятно, ли это было детям, но вот говорить с ними об этом в той или иной форме точно нужно. Особенно страшно, когда на улице замерзает девочка, да и вообще с счастливыми детьми в сказке не густо. С одной стороны зло наказано, но вот сказать, что добро победило, у меня язык не поворачивается. В судьбах Серёжи и остальных мало что поменялось.
Очень понравилось как использовали анимационный экран. Часть действия переходила туда, это были не просто картинки фоном, а именно продолжение действий героев. Это придавало дополнительный объём постановке.
В спектакле задействованы дети, воспитанники детской студии
ЦАТРА. Вот только я не поняла, почему мальчика Серёжу не играл один из этих детей. Просто было очень странно, когда воры выбирая шупленького худенького ребёнка, выбрали человека близкого себе по комплекции. То есть на мой взгляд, логичнее, когда или все детские роли играют взрослые, или все детские дети.
огромная благодарность за приглашение сообществу
moskva_lublu и лично
pamsik