Таро и психотерапия. Как помочь кверенту услышать таролога.

May 26, 2011 18:49


Часто тарологи, которые занимаются консультированием, задаются вопросом: "Почему один и тот же кверент приходит ко мне с одними и теми же вопросами (или очень похожими) уже в который раз?"
Действительно, где же та черта, за которой у клиента начинается изменение - когда он начинает не только воспринимать текст консультанта, но и брать из него что-то, что ведет к сдвигам в ситуации (если есть такой запрос)? Надо сказать, что это вопрос, волнующий не только тарологов, но и психотерапевтов. Поэтому обратимся к опыту коллег, которые работают в сфере психологического консультирования и уже имеют свои соображения на эту тему.
1) На консультации к тарологам приходят разные клиенты - некоторые из них просто не способны услышать ту информацию, за которой пришли. Здесь очень хорошо ложится концепция про типы клиентов. Некоторые из них как приходят "жалобщиками", так и уходят - им важнее просто поделиться наболевшим, а не менять что-либо в себе и ситуации. Реально продуктивные встречи могут быть только с "клиентами" - теми, кто осознает, что им что-то нужно изменить для трансформации ситуации. Как распознать, кто к вам пришел? Это трудный вопрос, иногда это сложно и квалифицированному психотерапевту - здесь стоит ориентироваться на то, знает ли человек, что конкретно ему надо от таролога - или он здесь "просто погадать и поболтать". В первом случае это, скорее всего, "клиент", а во втором - "жалобщик".
2) Как правило, люди, обращающиеся за консультацией, находятся в тревожной ситуации. А когда человек в тревоге, он, как правило, не очень хорошо осознает некоторые вещи. Поэтому очень важно прежде всего снять острую тревогу. В практике психотерапевтической работы есть термин "нормализация"" - когда клиент получает от терапевта обратную связь о том, что ситуация клиента не такая ужасная, как он себе представляет и не такая уникальная, чтобы к ней невозможно было подступиться.
Конечно, терапевт говорит это основываясь на текстах клиентов и своем опыте работы, а таролог не будет заниматься диагностическим интервью в ущерб времени раскладов. Но важно понимать - если человек "выпадает" из процесса диалога из-за своей тревоги, он, скорее всего, просто вас не услышит. Вы будете трудиться в поте лица, а в результате клиент уйдет не очень удовлетворенным - т.к. не услышит ключевых моментов. Поэтому, как мне кажется, нужно обязательно начать консультацию с ознакомительных вопросов - показать заинтересованность в клиенте, его ситуации. Сказать несколько фраз о том, что с подобными вопросами нередко обращаются другие и что в ситуации клиента вполне логично волноваться или испытывать затруднения, т.к. ситуация непростая. Все это работает на присоединение к клиенту - без этого ключевого момента продуктивный диалог невозможен.
3) Чтобы клиент воспринял расклад как основу для возможных изменений в будущем, информация, которая дается тарологом, не должна выглядеть пугающе отличающейся от текста самого клиента. Нет, безусловно, бывает, что человек в своих представлениях очень оторван от реальности - и таролог это видит в раскладе. Можно озвучить все, как есть. Но здесь нужно быть готовым к тому, что для клиента это скорее будет стрессом, который заставит его потерять ориентацию в дальнейших движениях в связи с ситуацией. Бывало, что я тоже делала такую ошибку - и получала назад клиента с тем же вопросом через несколько недель. А все потому, что слишком отличающуюся по описанию проблему от того ее образа, который есть внутренне, воспринимать и принимать очень сложно, а порой и невозможно.
"Шоковая терапия" здесь работает только на травматизацию или ретравматизацию клиента, когда он еще больше убеждается в своей "никчемности" и "бесперспективности ситуации".
Первое правило психотерапевта - следуй за клиентом. Это же правомерно и для таролога. Имеется в виду, что нужно слышать то, о чем говорит клиент, отражать его состояние словесно (здесь помогает часто просто повторять ключевые фразы, которые говорит клиент в ходе беседы. Например: клиент говорит: "Я чувствую себя будто потерявшейся". Таролог:" Вы чувствуете, что будто потерялись в потоке происходящего". - это создает у клиента ощущение, что его слышат и понимают).
Видимо интуитивно понимая, что забегать слишком далеко во времени, событиях и действиях чревато маленьким КПД от расклада и анализа ситуации, многие тарологи не смотрят ситуации на длительный срок. Два-три месяца - это именно те рамки, которые позволяют видеть те самые минимальные изменения, которые клиент примет с большим энтузиазмом, чем при раскладах на год, когда результат и путь к нему кажется непросчитываемым. А так проще понять что же требуется в самое ближайшее время, чтобы ситуация поменялась.

Итак, резюмирую основные моменты. Клиент может "не слышать" таролога и продолжать статично пребывать в одной и той же проблеме, надоедая консультанту повторяющимися вопросами в следующих случаях:
1) когда клиент не настроен на изменения и занимает позицию "жалобщика", ему просто надо поделиться проблемой
2) когда таролог не уделяет внимания состоянию клиента, пришедшего на консультацию - острая тревога кверента ведет к включению эмоций и выключению разума - отсюда невозможность понять и услышать о чем говорит консультант
3) когда в анализе расклада и обратной связи таролога говорится о чем-то, что критично отличается от "внутренней картинки" кверента. Всегда нужно перекидывать мостики от актуальной ситуации, которую видит клиент к тому образу ситуации, которую рисуют карты. То, что видит клиент и как он понимает происходящее не менее важно чем то, что есть на самом деле.

Таро, психотерапия

Previous post Next post
Up