(no subject)

Mar 03, 2013 21:25

Я собиралась написать про то, как люди ищут спасительную таблетку и какие деньги согласны за предложение оной платить, но сегодня первый день весны, в Одессе солнце, накануне мы с подругой-коллегой обсуждали нелегкие особенности нашей профессии и с утра меня «улыбнул» знакомый. Утренняя предыстория состоит в том, что знакомый позвонил мне и сообщил, что думает не купить ли ему набор для каллиграфии, а затем быстро скомкал разговор. Вчера он спрашивал про фильм «Сатисфакция», позавчера про киевское консалтинговое агенство… и все это на самом деле значит, что он хотел бы моего внимания, но по целому ряду внутренних тараканистых причин сообщить мне это прямо не может. А что еще хуже, сам себе в этом признаться не может. Поэтому будет мне звонить и задавать дурацкие вопросы, вместо того, чтоб кофе со мной выпить. А после была сессия, где клиентка почти час не смотрела на меня. Где-то на половине сессии я обратила ее внимание на это, в результате чего мы вышли на ее аннигиляционную агрессию по отношению ко мне. И я задумалась про отыгрывание и то, насколько оно иногда похоже на проявление чувств, и что где-то в этом всем есть очень важная разница.
Впервые отыгрывание описал З. Фрейд в своей работе «Фрагмент анализа истерии» (1905). Позже это понятие разрабатывалось и «разветлялось». Р. Гринсон отличал отыгрывание от переживания вновь и симптоматического действия. При переживании вновь наблюдается простое повторение - дубликация прошлого события. Здесь нет искажения, поэтому переживание вновь легко приводит к воспоминанию. Обычно оно происходит в состояниях изменения Эго, под влиянием интенсивных эмоций или наркотиков и т д. Симптоматические действия не являются хорошо организованными и согласованными; они ощущаются как странные, чуждые Эго; они представляют собой провал функционирования Эго. События прошлого здесь сильно искажены, и возможно восстановление только какого - то фрагмента события при симптоматическом действии. В самых общих чертах, отыгрывание - психическая деятельность, основанная на замещении мысли действием, когда вместо воспоминаний пациент прибегает к навязчивому повторению, воспроизведению в настоящем бессознательных импульсов прошлого. Оно проявляется в русле переноса и неизбежно в терапевтической ситуации. Но процесс переноса развивается ведь не только в кабинете терапевта, но и в повседневной жизни. Отыгрывание носит защитный характер. Часто оно возникает на подступах к травматичным воспоминаниям, «запрещенным» чувствам, не давая импульсам бессознательного обрести форму и быть интегрированными. Отыгрывание вовне всегда является сопротивлением, хотя оно может служить временно и некоторым полезным функциям. Это защита против воспоминания, это защита против обдумывания, это противодействие интеграции обдумывания, воспоминания и поведения, и, следовательно, противодействие структуральным изменениям Эго. Вместе с тем, некоторые формы отыгрывания могут служить и конструктивным целям. Например, временное отыгрывание вовне, которое может иметь место при разрушении ригидных защит. Иногда отыгрывание может быть формой пробного воспоминания, и тогда это окольный путь к воспоминанию. В конечном счете, отыгрывание является формой невербальной коммуникации; несмотря на функции сопротивления, это также движение в сторону достижения объекта. «Развернув» свое молчание моя клиентка смогла прожить хотя бы кусочек своей агрессии к материнской фигуре и не быть за это лишенной поддержки. Таким образом, она получила новый опыт, к-рый значительно расширяет ее возможности во взаимодействии с другими.
Так вот, я хотела отметить, насколько важно замечать и отлавливать отреагерования и отыгрывания, они не могут быть тождественны проявлению чувств. И демонстративные люди с яркими душевными порывами на поверку могут оказаться не тонко устроенными личностями с глубокими переживаниями, а просто несчастными с нарушенной функцией символизации, не способными на длительные глубокие отношения. И молчаливый человек, прерывающий разговор, или совершающий незначительные странненькие действия , может оказаться не стеснительным, а просто не способным проявлять чувства в контакте. Будьте внимательным к своим странным действиям;)

Материал для уточнения:
Ральф Р. Гринсон ПРАКТИКА И ТЕХНИКА ПСИХОАНАЛИЗА
Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу
Previous post Next post
Up