Интервью с Литтлфилдом

Apr 07, 2009 10:24


Alzheimer(alzheimer) wrote:
(http://alzheimer.livejournal.com/458201.html)



Получил по почте последний "Медведь" с моим интервью с Жаком Литтлфилдом, коллекционером бронетехники, умершим в январе этого года у себя на ранчо в Северной Калифорнии. Под катом текст интервью, невычитанный, другого не нашёл, но этот журнал всё стерпит.



ЖЕЛЕЗНАЯ ЛОГИКА

Жак Литлфилд
живёт высоко в горах и его мало кто знает в лицо. Тем не менее для многих жителей окрестностей Сан-Франциско он почти легенда. На территории его гигантского ранчо проложена миниатюрная железная дорога, по которой ходят модели паровозов, а также находится коллекция из нескольких сотен танков, ракетоносцев и бронированных машин, собранных со всего мира. На этом же ранчо есть также полигон, где мирно соседствуют советские, немецкие и американское танки времён войны, восстановленные до полной готовности. Добавьте к этому, что на День Независимости мистер Литтлфилд любит устраивать для узкого круга приближенных шоу, приводя в движение особо редкий экземпляр своей коллекции, чтобы вкатать в землю, например, отслуживший свой век джип, и вы получите образ "человека-легенды".
Чтобы отделить правду от вымысла, мы решили встретиться с калифорнийским затворником и узнать из первых рук, почём нынче броня и как из таких непростых в обращении и обслуживании предметов можно собрать коллекцию.

Ранчо Жака Литлфилда действительно находится высоко среди холмов за ажурными воротами, к которым ведёт довольно узкая и петляющая дорога, такая, что у иной машины вполне может вскипеть радиатор. Впрочем, несмотря на удалённость места, слух о затворничестве его хозяина оказался сильно преувеличен, за год коллекцию удаётся посмотреть нескольким тысячам человек, несмотря на то, что её территория закрыта для всеобщего доступа и попасть внутрь ворот можно только по приглашению. Газета New York Times, рассказывая о коллекции Литтлфилда, называет её обладателя «танковым нердом», а журнал Forbes, не понаслышке знакомый с причудами миллиардеров, уклончиво называет его хобби «экстравагантным». Кто же он на самом деле?

Жак Литтлфилд никогда не служил в армии. Закончив экономический факультет и бизнес-школу Стэнфордского университета, он некоторое время работал инженером в компании Хьюлетт Паккард (Hewlett Packard). В 1982 году он приобрёл за $20.000 один из первых своих танков, американский M5A1 Stuart, однако это приобретение, согласно опять же легенде, лишь подытожило его многолетнее увлечение моделизмом. Теперь настало время собирать настоящие вещи. Судьба действительно наградила его инженерным талантом -- сегодня обладатель «экстравагантного» хобби, по его же словам, обладает умением собрать и полностью разобрать любой достаточно сложный бронированный агрегат.

На территории ранчо - несколько больших мастерских, где сейчас полным ходом идёт реставрация знаменитого немецкого танка времён Второй Мировой Войны «Пантера», а также четыре больших здания, где и расположена для обозрения сама коллекция. Остальные здания скрыты деревьями, среди которых теряются железнодорожные вагоны, куски железной дороги, ждущая своей очереди бронетехника, круглое озеро и, дом самого хозяина. Для встречи с корреспондентом журнала Тренд Жак Литтлфилд приехал на обычной машине для игры в гольф.

ЖАК ЛИТТЛФИЛД

Военной техникой я начал интересоваться потому что она мне всегда казалась намного более сложной, чем обычная техника. Сравните Форд Мустанг и танк. У танка есть всё, что есть у обычного автомобиля, но при этом есть много чего ещё.
Кроме этого, танк всегда сообщает тебе что-то об истории, какую-то драму, даже если этот танк не участвовал ни в каких боях. И наконец, в коллекционировании танков был некий вызов. Вы ведь знаете не так много людей, коллекционирующих танки, не правда ли?

В отличие от большинства коллекционеров, у меня нет явных предпочтений к историческому периоду. Например, я не собираю только танки времён Второй Мировой Войны, как это делает практически любой коллекционер военной техники. Ведь Вторая Мировая Война - это немецкие, русские, американские и британские танки, а как быть с послевоенными, которые возможно, никогда не участвовали в битвах, но очень интересны с точки зрения техники? Например, у меня есть британский Conquer произведёнынй в 1950-х годах, самый большой танк в мире, их было выпущено всего 150 экземпляров. Как его было возможно упустить? Есть несколько американских танков 1970-х годов, которые были крайне неуспешными, потому что были крайне сложными, но именно поэтому они очень интересны с технической точки зрения. Или например, шведский Landsverk, который был выпущен в годы Второй Мировой войны, никогда не участвовал в боях , но интересен только тем, что он шведский.
Если я вижу, какую-то редкую модель, то мне очень хочется получить, но порой бывает трудно пройти просто мимо известного «бренда».

Спросить, сколько стоит танк, всё равно что спросить, сколько стоит автомобиль. «Автомобиль» может стоить сколько угодно. С танками намного сложнее. У дорогого танка может дорого стоить его реставрация и может дорого стоить доставить его из одной стороны в другую.
Но можно купить и полностью готовый к езде танк за $10.000. Пожалуй, наиболее высокая цена, потраченнная на танки составляла от $400.000 до $500.000, однако они не были отреставрированы и крайне трудно назвать их цену в полностью отреставрированном состоянии. Наверняка бы она превысила бы миллион.
Танки , по сравнению, с самолётами, это недорогое хобби. Мессершмиттт времён Второй Мировой Войны стоит сейчас несколько миллионов долларов. Любой танк будет стоить дешевле.
Надо признать, сейчас цены очень сильно выросли, происходит нечто вроде «пузыря», как в экономике. Я помню время, когда Sherman можно было купить всего за $20.000, а сейчас такой же стоит уже несколько сотен.

Коллекционеры очень часто работают с Голлиувдом, но я стараюсь этого избегать. Самым значительным фильмом, в котором мне приходилось участвовать, был «Спасение Рядового Райана» Стивена Спилберга. У его группы были очень жёсткие требования к звуковому дизайну, они хотели, чтобы те танки, которые были показаны в фильме, звучали так, как на самом деле звучат настоящие танки времён войны.
Когда они появились у меня на ранчо, у них был очень точный набор требований, например, прокатить американский Sherman в течение 30 секунд по сухой дороге, и затем совершить поворот направо, потом ещё поворот и так далее. В какой-то момент им понадобилось записать звук немецкого Тигра. Увы, у меня нет Тигра, однако я им подобрал танк, который бы звучал так, как по представлениям Голливуда, должен звучать Тигр.

Мне не очень нравится работать с киноиндустрией по ряду причин. Например, порой они выдвигают совершенно глупые требования, скажем, «нам нужен розовый танк». Или красный.
Кроме этого, им ведь неинтересно просто снимать, как танк едет, им нужно, чтобы он давил автомобили, ломал стены, проезжал сквозь пламя. А мы во время реставрации не можем даже оставить танк на улице, боясь, что его случайно намочит дождь.
Ну и наконец, историческая правда для них стоит на самом последнем месте. Даже в «Спасении Рядового Райана» большая часть машин была подобрана не очень аккуратно. То есть, надо отдать им должное, они очень близки к историческим оригиналам, но я всё же во всём хочу быть перфекционистом.

Цель реставрации военной машины - сделать её такой, как будто она только что сошла с конвейера, либо была только что перестроена армией под свои нужды. Именно для этого мы ещё и тщательно подбираем все аксессуары и аммуницию.
Мы отреставрировали полностью около двадцати танков, что означает -- разобрали их до последнего винтика и собрали заново, но многие нам достались в неплохом состоянии, хотя в них отсутствовали какие-то детали, которые достать не так просто.
Если в танке есть радио, то оно должно работать. Если к танку прилагается лопата, а к его оснащению спальный мешок для солдата и ящики для еды, то мы обязательно найдём и лопату и спальный мешок и ящики для еды. Фальшивым является только оружие. Ни из одного ствола нельзя сделать ни одного выстрела, таков закон США.

Самым ценным экземпляром коллекции, аналогом полотна Рембрандта в коллекции живописи, является несомненно немецкий танк Пантера (Panther), и вся нацистская военная техника. Немцы были плохими парнями, любой танк или автомобиль того времени очень редкий, поэтому этим гордится любой коллекционер.
Мне трудно представить, сколько может стоить отреставрированная полностью Пантера, поскольку никто не покупал этот танк отреставрированным. Ну допустим, $200.000 до реставрации, милллион после, и это только нижняя цена.

Первым в списке того, чего у меня нет, и чтобы я очень хотел получить, был бы «Тигр-1». Это очень дорогой танк, например, я знаю примерно пять коллекционеров, которые моментально подпишут чек на миллион bдолларов, чтобы его получить. Разумеется, если у этого танка проверенная история, и он не украден.

У меня много русской техники, но нет ни одной успешной сделки с русскими. Ни T-34, ни «Иосиф Сталин», ни ракетоносец СКАД не были доставлены сюда из России. Как правило, вся эта техника пришла либо из Чехословакии, либо из Германии после её объединения. В России есть законы, препятствующие вывозу техники времён Великой Отечественной Войны, если это только не обмен с музеями. Постоянно приходят предложения из России что-то купить, но обычно они заканчиваются ничем. Если нет способа легально доставить танк, то это пустая трата времени.
Например, пишут, что мы хотим продать Тигр или Иосиф Сталин. На это я как правило отвечаю, хорошо. Только привезите его сперва в Бельгию или Англию, дальше это будут уже мои заботы. И, как правило, это конец разговора.

Открыть ранчо для публики было бы очень непрактично. И так коллекцию видят примерно 4 тысячи человек в год, и мы отличаемся от музея тем, что можем себе позволить то, чего не может позволить себе музей. Кроме того, мне нравится, что в любой момент времени я могу прийти в мастерские и посмотреть, как идёт работа над реставрацией. Мне важно знать, как устроена каждая деталь, и я должен быть первым, кто заведёт у танка двигатель.

Одна из самых интересных вещей: это как танк, его дизайн и устройство отражают культуру страны, и соответствуют стереотипам. Например, немецкий танк - это, как правило, нечто очень сложное. Русские танки очень простые, зато они хорошо работают. Американские - что-то между. А французские - очень и очень странные.

У русских были удивительные находки. Например, в танке T-72 есть вентилятор охлаждения, расположенный рядом с головой танкиста. При этом он находится в «клетке», так что танкист не может случайно пораниться. Почему до такой очевидной вещи никто не додумался, кроме русских? Разве не были бы счастливы американские мамаши, зная лица их сыновей в жарком Ираке охлаждает такой вентилятор?

А с другой стороны, посмотрите, как устроен радиатор немецкой Пантеры. К нему идёт 96 разных шлангов 6 разных диаметров.У американского Шермана всего 4 и все одного диаметра. Ничего удивительного нет в том, что немцы проиграли войну!

Если сравнить мою коллекцию с тем, что находится в государственных музеях, то надо признать: у них много реплик. Кроме того, когда мы реставрируем танк, то мы доводим его до совершенства, и это тоже отличает нас от других. Поскольку моя цель была собрать что-то уникальное, то в итоге, я думаю, сейчас перед вами самая большая частная коллекция в мире.

Больше всего мне нравится такая фраза: у меня намного больше всего, что мне нравится, чем у любого другого человека.

Previous post Next post
Up