Готовят ли наши ВУЗы специалистов по информационной безопасности?  

Feb 11, 2007 05:20




cybercop wrote:
(http://cybercop.livejournal.com/23690.html)
Готовят ли наши ВУЗы специалистов по информационной безопасности?
Или почему выпускников много, а специалистов мало?

Защищать Родину на троечку недопустимо!

Для начала стоит определиться, что мы понимаем под термином «специалист»? Как мне кажется, это объединение трех составляющих: знания, опыт, умения. Что же мы имеем у выпускника ВУЗа? Для этого давайте рассмотрим, чему же учат наших будущих специалистов.
Программа обучения
Современный ВУЗ, который готовит специалистов по информационной безопасности, должен следовать соответствующим государственным стандартам, принятым соответствующим министерством. Специальностей в области защиты информации несколько. Остановимся подробнее на двух из них. Направление подготовки бакалавра - 1601 - «Информационная безопасность».

Требования к образовательному минимуму начинаются с дисциплин гуманитарной и социально-экономической подготовки, в которую включены:
1. История Украины;
2. Деловой украинский язык;
3. Философия;
4. Основы экономической теории;
5. Социология;
6. Политология;
7. Основы права;
8. Основы педагогики и психологии;
9. Иностранный язык;
10. Иностранный язык (спецкурс);
11. Физическое воспитание;
12. Украинская и зарубежная культура;
13. Религиоведение.
На все это отводится почти 900 часов аудиторных занятий.
Затем идет цикл фундаментальных и профессионально-ориентированных дисциплин, который включает в себя такие:
1. Высшая математика;
2. Физика;
3. Компьютерная графика и моделирование;
4. Компьютерные информационные технологии;
5. Основы информационной безопасности государства;
6. Сигналы и процессы телекоммуникационных сетей;
7. Основы электроники и микропроцессорной техники;
8. Безопасность жизнедеятельности;
9. Информационно-телекоммуникационные системы и сети;
10. Метрология и измерения;
11. Математические основы программирования и языки программирования;
12. Основы построения ЭВМ;
13. Операционные системы;
14. Основы технической разведки;
15. Экономика отрасли;
16. Основы экологии и экологического права;
17. Экономическая безопасность предприятия;
18. Теория информации и кодирования;
19. Основы защищенных информационных технологий;
20. Информационная культура.
Данный цикл включает в себя более 2300 аудиторных часов, из которых около 800 часов занимают такие предметы, как высшая математика, физика, безопасность жизнедеятельности (что изучается здесь - останется для меня непонятным), основы охраны труда, экономика отрасли, информационная культура (тоже, неизвестный предмет, под которым можно понять что угодно).
Что же остается? 1500 часов из которых 1200 лекции. Итого на практику и лабораторные занятия остается всего 300 часов. Несложно подсчитать, что это составляет 13% от всего цикла. Итог? Практикой по специальности наши студенты обеспечены с трудом в данном цикле.
Цикл профессионально ориентированных дисциплин согласно перечня программы составляет около 600 часов, из которых чуть более 200 - лекции, остальное - лабораторные работы и практика.
В данный цикл включены такие дисциплины:
1. Менеджмент информационной безопасности;
2. Инженерно-техническая защита информации;
3. Прикладная криптология;
4. Безопасность информационно-телекоммуникационных систем и сетей.
Да, конечно, существуют еще дисциплины, которые выбирает ВУЗ и дисциплины выбора студентов, но и там особо радоваться нечему. Что мы имеем в итоге? 700 часов практики из 3800 часов, что составляет около 16%. Причем будущие бакалавры не изучают ничего из таких предметов, как «Администрирование антивирусной защиты», «Безопасность приложений, Web-сервисов, IP-телефонии, систем хранения данных», «Безопасность операционных систем» и т.д. То есть тех предметов, которые будут требоваться от специалиста на практике.
Может что-то из этого перечня изучают в магистерской специализации? Однако, не тут-то было.
Берем для примера подготовку магистра по специальности 8.160105 «Защита информации в компьютерных системах и сетях».
Здесь нас опять встречает цикл гуманитарных предметов, в котором студенты изучают:
1. Философские проблемы научного познания;
2. Педагогика высшей школы;
3. Деловой иностранный язык;
4. Основы научных исследований.
На все это отводится 90 часов, из которых 30 - лекции.
Цикл естественно-научной подготовки:
1. Математические методы моделирования и оптимизации процессов;
2. Охрана труда в отрасли;
3. Гражданская оборона.
Цикл профессиональной и практической подготовки:
1. Эксплуатация защищенных компьютерных систем и сетей
2. Проектирование защищенных компьютерных систем и сетей
3. Мониторинг систем информационной безопасности
Возникает вопрос. А где же все-таки то, что им нужно на практике? Например, «Защита от вредоносного ПО», «Защита сетей под управлением Linux/Novell/Windows», «Сканеры безопасности», «Файерволы», в конце-концов «Написание нормативных документов в области защиты информации», «Аудит информационной безопасности», «Стандарты в области информационной безопасности» и т.д.???
Этих предметов нет. И выходит, что выпускник ВУЗа, с одной стороны, вроде учился 5 или 6 лет, а с другой - он как специалист ничего из себя не представляет! В советские времена молодой специалист доучивался по ходу на предприятии, но сейчас у него нет такой возможности. В связи с этим наблюдается парадоксальнейшая ситуация - выпускники есть, а специалистов - нет!
А если еще и учесть состояние преподавательских кадров, то становится совсем грустно.
О кадрах
Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и/или опыт работы в соответствующей сфере. Однако давайте трезво посмотрим на это. Выполняется ли это условие? Формально - да. Фактически - преподаватели специальных дисциплин не имеют профильного образования, как правило, образование смежное - радиоэлектроника и т.п. Если же происходит чудо и у преподавателя есть профильное образование, то оно, как правило, получено в советское время, в далеких 70-х годах прошлого века, когда вся безопасность сводилась к предотвращению утечки по акустическим каналам связи, ПЭМИН (противодействие электромагнитным излучениям и наводкам) и криптографии. Понятно почему. В то время вся прогрессивная наука в этой отрасли сосредотачивалась на противодействии вражеским разведкам. Поэтому эти составляющие и сейчас в первую очередь, на мой взгляд, интересны государственным и силовым ведомствам. При этом большинство преподавателей люди в возрасте от 55 лет. Преподаватели сами не успевают за новыми технологиями. Что же касается опыта работы, то здесь совсем печально.
На мой взгляд, преподаватель не должен быть оторван от бизнеса или любого другого проявления практической работы в той сфере, о которой он рассказывает студентам. Только в таком случае предмет может быть ИНТЕРЕСНЫМ и ПОЛЕЗНЫМ. Данное предположение не относится, наверное, лишь к общеобразовательным дисциплинам вроде математики и физики, учебные программы которых не так уж радикально меняются.
О практических навыках
Откуда взяться навыкам практики, если, во-первых, на это отводится чрезвычайно мало времени, а во-вторых, компьютерное обеспечение ВУЗов в большинстве своем оставляет желать лучшего? В итоге получается, что знания студента к окончанию ВУЗа безнадежно устаревают. Остается лишь надеяться, что часть студентов подрабатывает администраторами и получает, таким образом, те практические навыки, которых им не дает ВУЗ.
Присоединение Украины к Болонскому процессу предполагает, что бОльшая часть материала отдается студентам на самостоятельное изучение. Только после тщательного изучения (или работы в данной сфере) студент может задавать "умные" вопросы, которые действительно вызваны неподдельным интересом. Однако чаще всего этого не происходит. Либо преподаватель не может ответить, либо студент не может грамотно сформулировать вопрос.
Что же делать?
Что предложить студентам?
В первую очередь - самообразование! Понимая «особенности» обучения в ВУЗах нужно реально оценивать свои шансы найти достойную работу после получения диплома, учитывая особенности рынка труда необходимо заниматься самообразованием, методом проб и ошибок нарабатывать бесценный опыт и учиться! Без слепой веры в силу диплома и сертификатов. Учиться всегда и везде! Помнить, что в серьезных организациях дипломы и сертификаты - это только приглашение к разговору, а не факт признания вас специалистом!
Что предложить ВУЗам?
Необходимо разработать государственную программу, направленную на решение следующих задач:
• Привлечение молодых талантливых преподавателей;
• Улучшение условий труда преподавателей;
• Повышение престижа (как морального, так и материального) труда преподавателя ВУЗа;
• Использование в лабораториях и на стендах современных программно-аппаратных комплексов;
• Использование лицензионного программного обеспечения;
• Привлечение ведущих и практикующих специалистов отрасли к ведению преподавания;
• Изменение программ преподавания в сторону потребностей экономики;
• Увеличение числа практических занятий.
Но это программа будущего, а что делать сейчас?
Сегодня можно лишь лепить из будущих выпускников то, что нужно потенциальным работодателям или посылать их на курсы в специализированные учебные центры. То есть обеспечить достойный выход в данной ситуации может только дополнительное обучение студентов в частных учебных центрах. За какие деньги? За счет тех работодателей, которые потом возьмут этих студентов на работу. Иначе нам придется смириться с тем, что выпускники ВУЗов есть, а специалистов нет!

6 comments | Leave a comment

livejournal.com

Previous post Next post
Up