The Beast: В ожидании испытания.

Nov 21, 2008 00:40


Красавица и ЧУДОвище(beauty_n_beast) wrote:
(http://beauty-n-beast.livejournal.com/172648.html)
Думаю, мало кто не видел этот скандальный пост. Для тех, кто не видел, излагаю вкратце. Патриарх прислал в Третьяковку письмо с просьбой выдать на три дня Троицу работы Рублева для праздничного богослужения в Троице-Сергиевой Лавре. Упомянул «ожидающие нас испытания», от которых молебен может нас оградить. Руководство Третьяковки в лице директора и главного хранителя отреагировало на просьбу с бешеным энтузиазмом. Таким бешеным, что один из сотрудников отдела древнерусской живописи ГТГ сорвался и написал тот самый пост.

Дальше - понеслось. Сразу во множестве блогов вспыхнули яростные дискуссии, оценивать уровень которых даже как-то стыдно. А местами и противно. Отмечу лишь, что некоторые верующие, а в особенности священники, проявили должное понимание проблемы и глубокую мудрость.

Но было таковых до обидного мало.


Аргументы стороны обвинения выглядели стандартно:
- Отдайте нам наше;
- Чего вы боитесь, она же будет в стекле, никто ее не обслюнявит;
- Вон Владимирская ездила, и ничего, а Донская каждый год ездит, и ничего;
- Кстати, Троицу недавно возили на Крымский вал - и хоть бы хны;
- [чумовые аргументы] Троица такая ветхая потому что вы с ней плохо обращались; моя знакомая работает в Третьяковке и говорит, что там запасники (sic!) канализация залила; да вообще в музеях все разворовывается; а наши церковные реставраторы вообще лучше галерейских, потому что только с иконами работают [а отдел научной реставрации древнерусской живописи ГТГ, видимо, пьет водку, играет на балалайках и дрессирует медведей]; короче - отдайте!

Я не люблю мифов, вы знаете. Для начала я поговорил с человеком, который всю жизнь посвятил иконам в Третьяковке, и лично в смутные дни 1993-го возил Владимирскую Богоматерь на «антикризисное богослужение» в Елоховский собор. Собственно, по итогам разговора с ним я кое-что вчера в разных блогах комментил.

Сегодня, для сверки данных, я позвонил в галерею, чтобы пообщаться с людьми званием пониже, зато к самой Троице поближе. Краткое резюме телефонного разговора и пара слов от меня - под катом. Загляните и не говорите потом, что не видели. Я сделал все от меня зависящее, чтобы вы знали о Троице и ситуации вокруг нее как можно больше. И теперь умываю руки, дальше вы как-нибудь сами.


*****
- Повредит ли перевозка? Есть мнение, что одну-то перевозку Троица выдержит.

- На мой взгляд, и одна повредит. Гляди, какая ситуация. Сейчас икона стабильна. Но в ней трещины. До 30-х годов считалось, что там есть вообще отдельная узкая доска, потом выяснили, что трещины. И этот кусок живет своей жизнью. После последней перевозки Троицу пришлось укреплять. И что будет дальше, предсказать не может никто. Главное, мы не можем гарантировать, что она не разъедется уже всерьез.

(Доски склеены восковой мастикой, она не пластифицируется, т.е. удержать икону от распада на составные части может, но от деформации и связанного с этим растрескивания лакокрасочного слоя - нет. О.Д.)

- Это когда ее возили на Крымский? А зачем возили-то, если кусок доски «гуляет»?

- Во-первых, это недалеко. Во-вторых, нашего мнения никто не спрашивал. То есть мы возмутились, конечно. Все были против. Но без толку. Начальство сказало, что везти можно и нужно.

- И что произошло?

- Да этот самый кусок и сместился. Будь икона 16-17 века, могли бы и проморгать, и тогда она через какое-то время треснула бы. Но когда такой памятник, за ним следят пристально. Посмотрели - а он «поехал». К счастью, лакокрасочный слой удержался, но доску пришлось укреплять.

- «Капсула» для Троицы есть, или ее нет?

- «Капсула» заказана, тем же, кто делал их для Владимирской и Донской. Но они сами в легком замешательстве. Другой размер иконы, и не совсем понятно, как ее внутри крепить, как демпфировать, Троица ведь гораздо более ветхая, чем Богоматери, с этим всем придется разбираться. Как везти ее, как перегружать - тоже вопрос.

- Допустим, Троица доехала до Лавры. Какие проблемы, она же будет в «капсуле»?

- Понимаешь, мы сейчас контролируем влажность, температуру, освещенность, но есть тонкости, за которыми не проследишь, и которых в Лавре будет полным-полно. В первую очередь, другой состав воздуха. То, что он повлияет - это к бабке не ходи. Как повлияет - поведет ли доску «винтом», или будет вспучивание, никто не знает.

- Многие ссылаются на Владимирскую. Мол она ездила, и ничего. А я вчера слышал, с ней что-то было. Разве было? Я же помню, ее после перевозки отец смотрел.

- Да, твой папа ее смотрел и ничего не нашел. А с ней и не произошло ничего в первый раз. Ее же два раза возили. И вот после второй перевозки она вспучилась в нескольких местах. Там было вспучивание грунта. Мы ее положили, и она лежала полгода, ее никто не трогал вообще, ждали, что будет. Доска постепенно набрала нужную форму, лакокрасочный слой немного растянулся и сел на место. С тех пор ее стараются не трогать в принципе.

- Нерсесян пишет, будто Родионов сказал: «Если мы сейчас не дадим Троицу на три дня, ее у нас вообще заберут». Но есть мнение, что Родионов напрасно создает прецедент - один раз дали, потом каждый год будете давать.

- Это всё не имет значения, это всё полная чушь. И все это прекрасно понимают. Неважно, дадим мы Троицу в Лавру на три дня, или не дадим. Просто пока еще по ней нет окончательного решения. Все этого решения ждут и страшно боятся - и мы, и «кремль», и все вообще. Как только будет принято решение наверху, у нас ее просто отнимут. И конец. И тогда начнется… Выметут подчистую все музеи, ничего не останется.

Думаешь, у нас одна Троица такая? Ты про Дмитровский Крест слышал, который у нас в экспозиции стоит? Он двенадцатого века, и его просто на помойку выкинули по причине ветхости. Наши его подобрали, привели в порядок, а теперь эти из Дмитрова кричат: «Верните Церкви ее достояние!». Какое достояние, вы же его выбросили! И куда мы его вернем, он труха чистая, этот крест, ему каюк настанет тут же.

- Еще о Троице. Как принималось решение от галереи?

- У нас было две репетиции расширенного ученого совета. Ре-пе-ти-ци-и. Собрались все, доложили сначала об истории реставрации Троицы, потом о нынешнем состоянии, пришли к общему выводу, что трогать ее опасно. Но начальство сказало, что у них другое мнение, и гасило любые возражения. В общем, дало понять, чего ждет на настоящем совете. И представь, когда уже собрался расширенный ученый совет - сто человек народу, включая искусствоведов, у которых есть церковный сан - каково же было изумление начальства, когда все галерейские хором, даже те, которые не всегда с нашими инициативами согласны, заявили: не трогать! Но и тут их задавили всех. Сказали: как решим, так и будет.

Вот так. А это ведь единственая икона, о которой можно сказать однозначно, что там Рублев. Другой вопрос, сколько его именно осталось после всех записей и расчисток, но доска его точно. Другие-то это Рублев достаточно условный, возможно и «круг Рублева», «школа Рублева», не факт, что именно сам Рублев. А вот Троица - его, факт.

*****

Теперь пара слов от меня.

Рублевской Троице не повезло. За свою историю в полтысячелетия она перенесла столько, сколько икона выдержать просто не должна. Включая неумелые попытки реставрации. Если вы думаете, будто просто «художник» может что-то успешно реставрировать, то ошибаетесь - реставрационные техники и технологии отличаются от живописных. Основная проблема Троицы на сегодня - проблема доски. К сожалению, методика замены доски была разработана и обкатана слишком поздно, в 1980-е, а Троицу следовало «дублировать» еще лет за сто до того, сейчас уже поздно. Лакокрасочный слой при попытке пересадить его на другу доску скорее всего рассыпется в мелкое крошево. Все, что могут сделать реставраторы сейчас реально - обеспечить уникальной иконе столь же уникальный режим сохранности.

Рублевской Троице повезло. Волею судеб именно при большевиках-иконоборцах вышло так, что икона не вернулась в храм, где однозначно разрушилась бы, а спокойно дожила до наших дней. Она под защитой ЮНЕСКО, между прочим, хотя что ей та защита.

Но Троица попала в переплет. Ее насильно вырвали из церковного дискурса и впихнули в дискурс светский, общегражданский. И постепенно из церковного атрибута она превратилась в один из символов национальной идентичности русских, пожалуй, более мощный, чем Владимирская Богоматерь, которая остается «иконой N1» на Руси, и потому менее значима для агностиков и атеистов. Более мощный, чем московский Кремль, в котором вечно сидит какая-то мразота... Для основной массы наших сограждан - тех, кто вообще знает о ее существовании, конечно, - Троица в первую очередь очень сильное произведение изобразительного искусства. Нечто свое, родное, близкое всем без разбору.

Троица - общая и одна на всех, как Гагарин, как День Победы, как, простите за пафос, Родина.

Это не нарочно получилось, просто так вышло.

В ближайшее время нас всех поставят перед выбором - что делать, если третьяковская геронтократия решила прогнуться перед Кремлем и РПЦ за счет Троицы. Возможно, икона мирового значения - пешка в аппаратной игре бывших комсомольцев с бывшими коммунистами, правил которой мы не знаем и не узнаем никогда. Важно лишь то, что Троицу с большой вероятностью ждет гибель. Со слишком большой вероятностью. Она прожила 500 лет, теперь счет пойдет на десятки. Вот представьте, вам 50, и кто-то решил, что хватит с вас - и счет пошел на годы...

Готовы ли мы все к тому, что жертвой во имя «России, поднимающейся с колен» станет разрушение Троицы, каковое случится еще при жизни многих из нас?

У меня нет ответа.

С этими словами я поворачиваюсь и ухожу работать. Хватит, повеселились, пора и честь знать.

P.S. Чуть не забыл - байка о том, как молебен может предотвратить «ожидающие нас испытания».

Когда в ГТГ пришел приказ «с самого верха» вывезти Владимирскую на богослужение в 1993-м, церковные иерархи добились разрешения именно так - вот мы помолимся, сказали они, и кровопролития не будет. Воцерковленные коммунисты Ельцин и Лужков согласились, что дело полезное.

Иерархи, правда, не учли, что по обе стороны баррикад - тоже… воцерковленные коммунисты. А Господь всякую хулу долго терпит, но потом однажды так врежет, что мало не покажется. Помолились они Владимирской - и началось в столице кровавое месиво, локальное, но убедительное.

Годом позже один человек из Третьяковки, встретив случайно владыку Кирилла, с которым тогда вместе все организовывал, простодушно спросил:

- Ну что же вы, владыко?..
- А вот если бы мы не помолились, - ответил владыко Кирилл, - крови было бы еще больше!

*****

P.P.S. Из интервью директора ГТГ В,Родионова, февраль 2008 г.

В зале древнерусского искусства очень много верующих; они крестятся на иконы Рублева, читают молитвы. Может, логично было бы перенести ту же «Троицу» в храм при Третьяковке, куда перенесена икона Владимирской Богоматери?

- А там и так помимо Владимирской находится около 150 икон из коллекции Третьяковки. «Троицу» мы туда не перенесли - не хотели перегружать храм. Но во время праздника Троицы она туда переходит. Точно так же каждый год 1 сентября, в праздник иконы Донской Богоматери ее везут в Донской монастырь, где и проходит богослужение.

В 90-е годы некоторые требовали перенести Владимирскую и другие иконы в соборы. Но, по-моему, мы нашли идеальное решение проблемы, и сейчас у нас прекрасные отношения с церковью и святейшим Патриархом.

*****

Upd. По непроверенным пока данным, старшему научному сотруднику отдела древнерусской живописи ГТГ Левону Нерсесяну сегодня был вручен приказ об увольнении.

beauty_n_beast@livejournal.com, livejournal.com

Previous post Next post
Up