Барбара Эренрейх «Патологии надежды»

Jun 21, 2008 17:20


Аномалия развития(sadcrixivan) wrote:
(http://sadcrixivan.livejournal.com/70925.html)
Я ненавижу надежду. Меня ею пичкали круглосуточно несколько лет назад, когда я проходила лечение от рака груди: Думай позитивно! Не теряй надежду! Гордо носи розовую ленточку! Пару лет спустя, я с ужасом обнаружила, что учреждение, куда я ходила на медосмотры называлось «Центр надежды». Надежды? А как насчет лечения? В течение многих лет во время антивоенных и профсоюзных митингов я прилежно подпевала: «Сохраните надежде жизнь!» И все это время я скрещивала пальцы и думала: «К черту надежду. Сохраните нам жизнь».

Вот. Я отказываюсь. Да пусть разразит меня гром, если весь этот хор голосов, призывающих к надежде, оптимизму и «позитивному настрою» может быть ключом к здоровью и долголетию. Самые образованные из них, включая дипломированных «позитивных психологов», любят цитировать исследование, проведенное среди монахинь, в котором те из них, кто обладал позитивным взглядом на жизнь, еще долго за нее держались, а те, кто помрачнее, перемерли как мухи. Впрочем, обычный автор мотивационных материалов - книг, CD, аудиозаписей - вовсе не нуждается в научных данных, чтобы предупреждать читателя, что негативные мысли «причиняют вред вашему здоровью и даже могут сократить продолжительность жизни».

На карту поставлено не только ваше здоровье, но и ваша надежность как гражданина, сотрудника или любой другой социальный статус. «Девяносто девять из 100 людей сообщают, что хотели бы общаться с более позитивными людьми», - заявляет пособие самопомощи «Насколько полна ваша корзина?» Многие борцы за позитивность призывают подвергать остракизму негативных людей - «жалобщиков» и «жертв» - потому что они «обречены проигрывать».

Этот культ позитивности просто повсюду, по крайней мере, в Америке, на родине Мэри Бейкер Эдди и Норманна Винсента Пила, где более 30000 «тренеров жизненных навыков» развернули бойкую торговлю, а у пессимиста сейчас не больше шансов стать президентом, чем у атеиста. Джордж Буш тому наглядный пример. Когда его спросили о потенциальной ядерной угрозе Ирана и Северной Кореи, а также вкладе США в гражданскую войну в Ираке, он ответил: «Я настроен оптимистично и уверен, что все проблемы можно решить».

В поисковой системе по словам «позитивное мышление» можно найти более миллиона ссылок, предлагающих решение практически любой проблемы, с которой вы только можете столкнуться. Диета? Роберт Фергюсон, «профессиональный тренер по потере веса», объясняет нам, что «с позитивным настроем вы можете делать и есть все, что только захотите!» Потеряли близкого человека? Всегда можно приятно оживить похороны, превратив их в «празднование» жизни покойного. Нужны деньги? Заманите их в свой кошелек с помощью позитивных утверждений, таких как: «Мне нравится иметь деньги… Я открыт для получения денег. Я щедро отдаю и себе, и другим. Я щедр. Мне приятно думать обо всех деньгах, которые я потратил. [Укажите ТОЧНОЕ количество денег, которое вам нужно]».

Рак? Смотрите на него с позитивной точки зрения, как на «возможность для роста», в лучшем случае, расти будет не только опухоль. Представитель Американского общества рака в середине 1990-х отказал одному исследователю в публикации, сказав, что организация «не хочет ассоциироваться с книгой о смерти. Мы хотим подчеркивать только позитивные аспекты рака». Вас сократили? Забудьте про экономику и сконцентрируйтесь на собственном настрое, как объясняется в бестселлере 2004 года «Нас уволили! … И это лучшее из того, что когда-либо с нами случилось».

Один из показателей успешности этого культа - это стремительный рост индустрии по «улучшению себя». В основном она рекламирует техники по изменению собственного отношения и предвиденью успеха с помощью утверждений, которые принесут вам все блага мира. Вот пример из одной финансовой книги самопомощи:

«Положите руку на сердце и скажите… «Я восхищаюсь богатыми людьми!» «Я благословляю богатых людей!» «И я тоже стану одним из этих богатых людей!»

В 2000 году индустрия по улучшению себя - с помощью книг, CD, семинаров и персональных тренеров - привлекла 3,35 миллиарда долларов. В 2005 году эта цифра достигла 5,63 миллиарда долларов, при этом только рынок персональных тренеров вырос почти на 500%.

До недавнего времени маркетинговые стратегии по продаже оптимизма сводились к знакомым всем торговцам снадобьями, таким как мотивационные ораторы, проповедники богатства и самопровозглашенные тренеры жизни. Однако в 2000 году появилась новая академическая дисциплина - позитивная психология, со своими ежегодными конференциями, «Журналом исследований счастья» и «Всемирной базой данных по счастью». В колледжах теперь доступны более ста курсов по позитивной психологии, а весной 2006 года один из них стал самым популярным курсом Гарварда. Его профессор, доктор Тал Д. Бен-Шахар, великодушно отзывается о своих гораздо менее респектабельных предшественниках: «Многие годы люди, которые писали о счастье, были гуру по самопомощи. У них была плохая репутация… На своих занятиях я пытаюсь восстановить уважение к концепции самопомощи».

Большинство советов, которые предлагают эти гуру, как с дипломами, так и без них, вполне безобидны. «Улыбайтесь, приветствуя коллег», - рекомендует один из веб-сайтов, ориентированных на успех и позитивное мышление. Мир явно станет более счастливым и лучшим местом, если мы будем придерживать двери друг для друга и перестанем заставлять детей улыбаться, если речь не идет о хорошо известном в социальной психологии механизме «заразительности настроения». И я не могу найти подвох в такой практике курсов по позитивной психологии как написание «писем благодарности» или ведения «дневника благодарности». Как мать двух выпускников престижных университетов, я целиком и полностью за то, чтобы студенты каждую неделю писали оду тем, кто платит за их обучение.

Проблема этого культа, по крайней мере, для тех, в ком еще теплится преданность светскому рационализму, в том, что эти советы не ограничиваются поведением. Как и всеобъемлющий протестантизм нашей культуры, культ позитивности требует не только дел, но и веры. Недостаточно только демонстрировать свою позитивность своим очевидно позитивным отношением; вы должны сделать ее фундаментальной структурой своего разума, независимо от того, каковы внешние обстоятельства. Многие гуру пытаются решить проблему очевидного конфликта с реальностью, утверждая, что у позитивных мыслей есть сила, которая контролирует внешний мир с помощью «закона притяжения» (еще неизвестного физикам). Таким образом, мысли как-то воплощаются в материальных вещах реального мира. В книге 2005 года «Секреты разума миллионера», например, объясняется, что вселенная похожа «на огромный отдел доставок по почте… Вы «заказываете» то, что хотите, посылая во вселенную энергетические запросы, которые основаны на ваших превалирующих идеях».

Академические сторонники культа, которые представляют его как уважаемую науку, конечно, не могут повторять бред про разум, формирующий материю. Вместо этого нам говорят, что иррациональность, если она носит форму «позитивных иллюзий», работает как витамин и «обходится дешевле, чем реализм». Предполагается, что ученые должны тщательно избегать подобного магического мышления, однако всем остальным оно настойчиво рекомендуется: Давайте, настройте себя на лучшее, представьте, что все ваши проблемы - это проекции вашей же негативности, что бы не происходило.

Но зачем разумным существам полагаться на иллюзии? Согласно основателю позитивной психологии, психологу Мартину Селигману из Университета Пенсильвании, именно наши негативные, пессимистичные мысли мешают нам приспособиться к окружающему миру и жить счастливо: «Поскольку наш мозг эволюционировал во времена льда, потопа и голода, мы обладаем катастрофичным мозгом. Наш мозг постоянно ищет, что идет не так. Проблема в том, что это хорошо работало в эру Плейстоцена. Тогда такой образ мыслей был преимуществом, но он не выгоден в современном мире».

Согласно этим представлениям, которые без всякой критики опубликовал New Yorker в феврале 2006 года в рецензиях на две книги по позитивной психологии, наши палеолитические предки должны были ожидать, что за каждым кустом может быть саблезубый тигр. Сейчас же нам лучше визуализировать горшки с золотом.

Позитивные психологи, тем не менее, признают некоторые исключения в современном мире, которые на первый взгляд кажутся довольно экзотичными: пилот самолета, например, должен ожидать худшего, а не идеальной посадки. Не так давно Селигман еще больше ограничил применение позитивной психологии теми нациями, которые «являются богатыми и не находятся в гражданском кризисе или состоянии войны». Вероятно, он так и не понял, что исключил подавляющее большинство жителей Земли. Но даже если оставить бедность и войны в покое, если пилоту самолета нужна здоровая доза негативного мышления, то почему она не нужна водителю машины? Стоит ли мне позитивно предположить, что никто не попытается меня подрезать, или мне негативно готовится к торможению?

Воспитание детей - это еще одна банальная деятельность, которая ставит в тупик позитивных психологов. Религия и брак рекомендуются как стимуляторы позитивности, так как похоже, что они увеличивают уровень счастья по самоотчетам. Однако дети, согласно гарвардскому психологу Дэниелу Гильберту, могут быть «экстремальным источником негативности». Другими словами, дети - это обуза, и вполне понятно, почему. Вы можете проявлять «позитивность», рекламируя поход к педиатру как возможность поиграть в крутые игрушки в приемной, а не как ситуацию с болезненной прививкой. Однако ни один родитель не посмеет предположить, что внезапная тишина в комнате малыша означает, что он рассматривает энциклопедию. В этот момент лучше визуализировать братоубийственные удушения и вилки, засунутые в розетки: именно так мы сохраняем свои гены.

Однако позитивные психологи могут возразить, что если это улучшит здоровье и благополучие в целом, то почему бы не пожертвовать «реализмом» ради позитивных иллюзий? Очевидно, что экстремальная, замкнутая негативность в форме депрессии - это фактор риска по физическим заболеваниям, а вот доказательств полезных свойств позитивности на удивление мало. Часто цитируемая статья 1988 года, утверждающая, что позитивные иллюзии, такие как неадекватно завышенная самооценка, способствуют психическому здоровью, сейчас подвергается сомнениям. Также позитивно думающие люди совсем не обязательно счастливее пессимистов или реалистов, поскольку если человек сообщает о позитивности, то он также сообщит и о собственном счастье. Что же касается «успеха»: если в компании пропагандируется позитивное отношение, то имеет смысл проявить конформизм, однако зал славы занят в основном теми, кто страдал от клинической депрессии, включая Макса Вебера, Уильяма Джеймса, Джона Донна и Сэмюела Джонсона.

Нужно проявить просто чудеса позитивности, чтобы увидеть позитивный эффект позитивного отношения на физическое здоровье. Статья New York Times 2002 года, озаглавленная «Сила позитивного мышления, похоже, сохраняется до преклонного возраста», цитирует два исследования, которые связывают оптимизм с большей продолжительностью жизни, и четыре исследования, которые указывают, что большая продолжительность жизни связана с другими чертами, такими как «добросовесность», спокойствие и пессимизм. Исследование 2002 года, которое не было процитировано в статье Times, показало, что женщины с умеренной депрессией живут дольше, чем женщины без депрессии или женщины с тяжелыми формами депрессии. Даже двое позитивных психологов сообщают, что люди, склонные к негативным эмоциями, «чаще жалуются на свое здоровье, но нет объективных доказательств того, что их здоровье хуже, а смертность среди них выше». Что же касается часто цитируемых монахинь: монахини популярны среди исследователей из-за того, что они ведут контролируемый, гомогенный образ жизни. Однако такой образ жизни подходит далеко не всем, и Фрейд наверняка мог бы многое сказать о том, почему люди, которые изначально недовольны своей жизнью, могут отречься от мира и посвятить себя тихому и саморазрушительному отчаянию.

В реальности, есть доказательства того, что повсеместное моральное предписание мыслить позитивно может еще больше осложнить жизнь тех, кто уже болен или как-то иначе страдает. Вам не только не удалось почувствовать себя лучше, вам не удается хорошо относиться к тому, что вам не становится лучше. В аналогичную ситуацию попадают люди, которые долгое время не могут найти работу, и с которыми я говорила, когда писала свою книгу «Кнут и пряник». Специалисты по карьере и книги самопомощи убеждают их, что их главная проблема - их собственные негативные, обиженные, «неудачливые» чувства. Это «обвинение жертв» в своей самой жестокой форме, и оно может объяснить, почему американцы проявляют такую странную пассивность перед лицом растущего экономического кризиса.

Однако по-настоящему зловещее последствие культа позитивности в том, что он снижает нашу терпимость к страданиям других людей. Наше общество вовсе не представляет собой «культуру жалоб», которая плодит «жертв», скорее общество становится «все менее и менее терпимым к людям, у которых выдался плохой день или плохой год», считает Барбара Хелд, профессор психологии в Боудойнском колледже и ведущий критик позитивной психологии. Если никто не будет слушать о моих проблемах, то я не буду слушать других: «никакого нытья» - предупреждают популярные наклейки на бамперах и таблички на стенах. Культ размножается подобно вирусу, создавая дефицит сочувствия, что приводит к тому, что еще больше людей навязывают окружающим позитивность.

Я пережила свой рак в состоянии постоянной ярости, направленной против китчевой позитивности американской культуры рака груди. Я остаюсь, хотя и без гарантий, свободной от рака до последней клетки, и точно также свободной от надежды. Не надо путать такое состояние с безнадежностью в пассивном смысле слова или с несчастьем. Ключ в том, чтобы, как писал герой моей юности Камю, черпать силы в «отказе от надежды и в неопровержимых доказательствах того, что в жизни нет утешения». Оставаться свободной от надежды означает признать, что в высокой траве прячется тигр, и что на компьютерной томографии видна опухоль, и планировать свои действия в соответствии с этим.

Barbara Ehrenreich
Harper's Magazine, February 1, 2007

sadcrixivan@livejournal.com, психология, livejournal.com

Previous post Next post
Up