торжествует Святая Русь, осеняемая шатровой...

Apr 27, 2008 10:40




holmogor
holmogor wrote:
(http://holmogor.livejournal.com/2475471.html)

В субботу Господь судил оказаться в Манеже на выставке Павла Рыженко. Я знал, что он прекрасный живописец и, проходя мимо, решил зайти посмотреть.

Но то, что я увидел, меня совершенно потрясло и перевернуло. Я знал о Рыженко как о мастере малых форм, портрета, исторической картины, но не о рыженко как об идеологическом иконописце. "Страшный Суд" меня потряс. Потряс и тем, что художник выразил и мои тоже мысли о Боге и России и тем, как мастерски и смело это сделано.

"Страшный Суд" - это фреска для кафедрального собора Якутска, написанная по благословению епископа Якутского и Ленского Зосимы. Рыженко сразу предупредил, что не сможет написать "каноническую" в смысле воспроизведения древних образцов работу. Но владыка сказал, чтобы художник не сомневался - современному человеку важнее увидеть икону в актуальных формах, главное, чтобы был сохранен святоотеческий дух.

И Рыженко блестяще справился. Его картина - в традиции таких произведений как "Церковь Воинствующая" - вечное содержание облеченное в злободневную политическую форму, которая именно благодаря этому становится не просто политической.

Лично для меня прекрасная формула "проведение Страшного Суда в интересах русского народа" отлилась в великолепный иконический образ.

Господь и апостолы судят мiр. Перед Господам умоляют Божия Матерь и Иоанн Креститель. Справа и слева от Него  - воинство небесное. Слева от Христа - легионы Константина и древние мученики. Справа - Христолюбивое Воинство России.

В центре композиции - грешник, в образе которого Рыженко изобразил себя. Он в ужасе смотрит на весы в руках ангела, на которых чаша бесовская явно перевешивает чашу ангельскую, бесы крючьями тянут её вниз. Но он не видит, что над его головой ангел поднимает свой свиток, который может перевесить все бесовские.

Одесную Господа (то есть слева от зрителя), происходит всеобщее воскресение мертвых, торжествует Святая Русь, осеняемая шатровой церковью. Из могил встают русские люди разных эпох и радостно приветствуют друг друга - большим потоком они направляются в рай, предводительствуемые Царственными Мучениками и батюшкой Серафимом, - в этом потоке можно увидеть и Суворова, и молодого моряка с "Курска". А чуть ниже - ребенок молится у креста, на котором - каска со звездой, каска воина, павшего за Родину в Великой Отечественной Войне, поднимает свой крест мученик Евгений Родионов, на его горле следы убийства его врагами Божьми. А рядом из могилы встает осеняя себя крестным знамением заслуженный Герой Советского Союза, имеющий некоторые черты сходства с И.В. Курчатовым, отцом русской бомбы. Ангел указывает на идущего ко Христу Царя Мученика некоему бритоголовому длиннобородому человеку восточной внешности, который присутствует и на картинах царского цикла Рыженко. Я предположил, что это кто-то из верных царских слуг - мусульман. Поправьте меня, если знаете точно кто это.

Ошую Господа (то есть справа от нас) - туда спускается древний змий (канонический для православной иконографии Страшного Суда - вообще канон в смысле наличия обязательных образов и фигур Рыженко соблюдает достаточно точно), там полыхают развалины нового Вавилона - небоскребы Америки, вместе с её Статуей Свободы, её вертолетом Апач, который бессильно пытается сопротивляться Ангелу с Монограммой Христовой на щите. Внизу воскресают только для того, чтобы оказаться в Геенне ренессансный алхимик, горделивый фарисей, самоубийца, гламурный мужеложец с баксами на груди, другие разные враги Божии. Если Одесную люди встают из могил с крестом, то ошую, из разных "светских" могил. Особенно потрясающий образ блудницы (я посмотрел - это нововведение, на фотках варианта выставлявшегося год назад её не было), грудь которой вымазана в крови от прикосновений убитых ею во чреве детей. Тут художник нашел тонкую деталь, чтобы выразить не просто абстрактную идею блуда, а идею предельно актуальную - блудница одета в деловой костюм и на груди у нее бейджик, то есть это карьеристка, делавшая аборты, чтобы дети не мешали её преуспеянию...

Вот такая вот потрясающая вещь. Меня пробрало просто до слез от восторга и от радости узнавания выстраданных идей и смыслов. При этом в картине нет никакой "глазуновщины", при кажущемся сходстве. Тут не глянцевый набор склеенных вместе картинок "анфас", а строго выверенная, целостная, согласованная композиция, подчиненная одной общей идее, каждая часть исполнена с присущим Рыженко фантастическим живописным мастерством, но все вместе они "собираются", не распадаются на обрывки. В этом смысле "Страшный Суд" Рыженко прочитывается нашим современником как целое даже лучше, чем древние иконы, язык которых большинству непонятен.

Другие картины Рыженко тоже потрясающие, но я их по большей части уже видел в репродукциях - и царскую голгофу, и портреты Ивана Грозного, Алексея Михайловича и Малюты Скуратова, и Калку, и Куликовский цикл с великолепным ежиком под рукой Пересвета, и монаха у Муравейника.

Опять же сильное впечатление произвела картина "Выбор Веры" - Мученичество Святого Георгия, вновь сложная композиция, многогранный сюжет, обычно развиваемый на иконах на клейма, который Рыженко смог безупречно собрать в едином композиционном пространстве...

В общем можно уже поздравить великую русскую живопись с рождением Художника который достойно продолжит традиции Васнецова, Нестерова, Сурикова и Корина, а в смысле идейной четкости уже стоит на много выше их.

Выставка в манеже будет работать до 3 мая, выставка Рыженко - до 30 апреля точно будет. Позже не знаю. Так что собирайтесь в ближайшие дни и спешите туда.

Кстати, интересный факт. Эта Атомно-Православная выставка состоялась попечительством Светланы Медведевой


- Если бы не Светлана Владимировна, моих работ на этой выставке не было бы, - поделился Рыженко с «КП». - Самостоятельно художникам почти невозможно пробиться на большие площадки. А теперь мои работы смогут увидеть тысячи людей.
Так что может быть певцов грядущего "либерального реванша" впереди ждет немало разочарований ;-)

Так же старое интервью Рыженко по поводу этой картины: http://www.rusk.ru/st.php?idar=24122

Ниже некоторое количество моих кривых фоток с мобильника и максимально возможный набор хороших фотографий "Страшного Суда", найденных в сети.


 [819x506 484.508 Kb]

"Я специально оставил несорванной одну печать при вхождении в небесные врата на Суд. Чтобы каждый представил себя в центре холста и определил свое место на небесном полотне".
Павел Рыженко


 [791x681 501.772 Kb]

Кстати мне очень нравится эта манера делать для картин осмысленные декоративные рамки, а не нейтральные европейского образца. Разрыв живописи и декоративного искусства - это совершенно не по-русски. А в этой картине - поединок Пересвета с Челубеем я оценил изящный ход на заднем плане - в первые ряды татарского войска поставлены... генуэзцы, то есть, по сути, главные заказчики мамаева похода на Русь, и в самом деле приславшие свой отряд...


 [482x753 389.565 Kb]

Read more... )

11 comments | Leave a comment

holmogor@livejournal.com, livejournal.com

Previous post Next post
Up