Случайные заметки Андрея Ланькова(
tttkkk) wrote:
(
http://tttkkk.livejournal.com/41960.html)
В недавней дискуссии на форуме "Эксперта" один из участников сказал, что нормы выдачи продовольствия в КНДР зависят от того, к какой из групп населения ты принадлежишь. Типа, если у тебя плохой сонъбун, то есть происхождение плохое, дедушка там работал в японской управе или что ещё, то у тебя пайки меньше. Представление ошибочное, хотя выглядит логически и посему довольно распространено среди тех, кто что-то знает о КНДР.
Для начала надо объяснить, что такое "сонъбун" (성분, также именуется "тходэ" 토대). С конца пятидесятых всё
население КНДР разделено на группы, в зависимости от того, насколько потенциально благонадёжной считается та или иная семья. Главные критерии классификации - "чем Вы (Ваши предки по прямой мужской линии) занимались до 1945 года?" и "что Вы (Ваши предки по прямой мужской линии) делали во время Великой Отчественной Войны Корейского Народа (т.е.Корейской войны)?". Дети-внуки-правнуки ветеранов, участников антияпонского движения (если таковым повезло, и они в пятидесятые годы пили сочжу с будущими победителями во внутрипартийной борьбе) и тому подобные товарищи принадлежат к группам с "хорошим" сонъбуном. Потомки помещиков, священников и религиозных активистов, служащих японской администрации, а также тех революционеров, которые шестьдесят лет назад пили сочжу с участниками тех партийных группировок, что тогда проиграли в подковёрной броьбе, теперь считаются носителями плохого сонъбуна. Классификация очень дробная, на конец восьмидесятых годов была 51 группа. Для простоты работы с населением все эти группы объединены в три класса: "основной" (благонадёжные), "колеблющийся" (ни-то ни-сё), "враждебный" (группы с плохим сонъбуном).
Как правило, изменить свой сонъбун нельзя: принадлежность к той или иной группе наследуется по мужской линии. Впрочем, из этого правила есть исключения: героический поступок или особо беспорочная служба может улучшить сонъбун, а проступок или преступление (в том числе и совершённое близким родственником) его неизбежно понижает, и порою серьёзно.
Бывают забавные (если смотреть со стороны) казусы. Знаю живущую сейчас в Сеуле СК семью, которая в КНДР относилась к "враждебному классу", так как в 1946 г. у деда конфисковали землю в ходе земельной реформы. С другой стороны, отец, школьный учитель, погиб во время американской бомбардировки во время Корейской войны, и теоретически семья могла бы получить статус "семьи погибшего героя" (что означало бы резкий рывок вверх). Помешало одно обстоятельство. Отец был убит бомбой в воскресенье, когда работал у себя на огороде. Если бы он был убит на работе или по пути на работу в будний день, то семье можно было бы претендовать на такой статус. Однако поскольку американская бомба попала в его огород в воскресенье, его гибель официально не считается героической...
От того, к какой из пятидесяти групп и к какому из трёх классов ("враждебный", "основной", "колеблющийся") твоя семья принадлежит, зависит очень многое. Люди из семей с плохим сонъбуном не могут занимать руководящие посты любого уровня, жить в Пхеньяне, а в особо тяжелых случаях - в любых городах, учиться в вузах и даже служить в армии. В общем, получается такая квази-феодальная сословная система. Обычно женятся внутри своих групп: какой отец с хорошим сонъбуном отдаст дочь за человека с плохим сонъбуном? Жизнь внукам ведь будет испорчена! Впрочем, бывают и исключения - знаю замечательную пожилую тётушку, которая плохой сонъбун жениха проигнорировала по причине бурной любви, и сейчас, тридцать лет спустя, этим обстоятельством вполне довольна (одна из самых удачных пар, которых я вообще в жизни видел).
Однако важно: на нормы выдачи продовольствия по карточной системе сонъбун не влияет! Точнее, влияет, но только косвенно.
Сразу оговорюсь: речь идёт о старой системе, о той системе, что действовала до начала 1990-х годов. Сейчас формально все эти нормы и правила по-прежнему действуют, так как официально систему никто не отменял. Однако на практике сейчас всё иначе, так как почти на всей территории страны карточки не отоваривались с 1994-96 по 2005 гг. Сейчас карточная система запускается по новой, с некоторыми изменениями, новые правила отчасти неизвестны, а отчасти просто неясно, в какой степени их будут реально соблюдать и какую роль сохранит за собой рынок.
Итак, как всё это выглядело в старые времена, между 1960 и 1990 гг. Продажа зерновых на рынке была запрещена с декабря 1957 г. Всё население страны получало пайки, размер которых зависел от возраста и рода работы, но не зависел от сонъбуна. Упрощая, можно сказать, что большинство рабочих получало 700 гр зерновых в день (-15% "добровольных" пожертвований), иждивенцы, включая пенсионеров и домохозяек, по 300 гр.(-15%), а учащиеся и школьники, в зависимости от возраста, от 400 до 600 гр (-15%). Рабочим на особо трудных работах полагалось до 900 гр. (-15%) зерновых. Выдавали паёк два раза в месяц. При этом, однако, пропорция риса, кукурузы и ячменя в пайках зависела от региона. В Пхеньяне в хорошие времена рисом отоваривали 50-70% пайка, а в провинциальных городках риса не видели вообще, только по праздникам. Поскольку в ходе нескольких кампаний очистки городов в шестидесятые годы (была такая кампания "сделаем Пхеньян красной столицей!") семьи с плохим сонъбуном были в основном выселены в дальнюю провинцию, то получалось, что они в основном сидели на ячмене и кукурузе. Однако те семьи с хорошим сонъбуном, которые волею судеб жили в каком-нибуль северокорейском Урюпинске, получали точно такое же питание (если они только не относились к номенклатуре).
Бывали и парадоксы. Знаю семью с плохим сонъбуном, в которой глава семьи работал шахтёром. В СК работа шахтёра считается опасной и малопрестижной, и посему на шахте с ним работали в основном представители "враждебного класса". Однако в то же самое время шахтёрам полагался усиленный паёк. Мало того, что им выдавали зерно из рассчёта 900 гр. в день, им ещё полагалось доп.питание - мясо, рыба, фрукты, яйца. В общем, где-то до 1990 г., когда вся эта роскошь кончилась, он питался как чиновник среднего уровня! Но при этом никаких надежд на социальную мобильность, детям нельзя даже в армии служить, нельзя в партию вступать, нельзя идти учиться в большинство вузов (техникум или вечернее отделение - можно).